01.02.10
 

Кто гарантирует энергоснабжение в Мурманской области?

Кто гарантирует энергоснабжение в Мурманской области?

Пока в судебных инстанциях Мурманской области идут разбирательства о правомерности действий гарантирующего поставщика электроэнергии (ГП) КРЭС по переходу на новую систему выставления квитанций населению, в региональных СМИ появилась информация о том, что КРЭС с начала 2010 года был лишен статуса ГП. Более того, согласно опубликованному постановлению Управления по тарифному регулированию, с 1 февраля 2010 года потребители КРЭС переходят на обслуживание в ОАО «Колэнергосбыт». В ответ на вполне закономерный вопрос, кто же теперь будет обслуживать потребителей городов и, прежде всего, население нашего региона, пресс служба «КРЭС-Альянс» - объединенной компании двух основных поставщиков электроэнергии Мурманской области - распространила заявление, о том, что в правительстве РФ идет работа по продлению статуса ГП на 2010 год таких компаний, как КРЭС, которая должна была закончиться к концу января. Потребителей, которых в Мурманской области у обеих компаний около 400 тысяч, просили подождать.

И вот наступил февраль. За разъяснением ситуации наша редакция обратилась к человеку, который должен знать все - генеральному директору ООО «КРЭС-Альянс», председателю советов директоров ОАО «Колэнергосбыт» и ООО «КРЭС», Алексею Преснову.

- Алексей Викторович, расскажите, что происходит? Кто из двух родственных компаний все-таки обслуживает потребителей в городах и поселках области с 1 февраля - ООО « КРЭС» или ОАО «Колэнергосбыт»?

- Прежде всего, два слова о сути событий. КРЭС, созданный на базе сбытов коммунальных электросетей, по действующим Правилам розничных рынков переходного периода, утвержденных в 2006 году Постановлением Правительства № 530, является так называемым ГП второго уровня (ГП-2). То есть ГП, созданным не в результате реорганизации РАО ЕЭС России, как, например, Колэнергосбыт, а по принципу учета объемов снабжения электроэнергией на 1 сентября 2006 года населения и бюджетных потребителей в объеме более 50 млн. кВтч в год.

В отличие от Колэнергосбыта, КРЭС не являлся участником оптового рынка электроэнергии, созданного РАО ЕЭС России в начале 2000х как биржевая площадка для своих подразделений и крупных потребителей. По правилам, КРЭС должен был сам присоединится к этому рынку, выполнив для этого комплекс сложных и дорогостоящих организационно-технических мероприятий. Достаточно сказать, что КРЭС, продающий в 10 раз меньше электроэнергии по объему (по сравнению с Колэнергосбытом) но обслуживающий примерно в 3 раза большее количество потребителей (а по числу так называемых точек поставки, то есть тех мест, где ведется учет потребления электроэнергии, на порядок больше Колэнергосбыта), должен был оборудовать сложными системами автоматизированного контроля учета электроэнергии минимум 25 отдельных точек поставки на оптовом рынке и в последующем торговать по ним, в то время как Колэнергосбыт имеет только одну точку поставки. Понятно, что планировать покупку и подавать заявки по 25 точкам гораздо сложнее, чем по одной, и риски «промахнуться» с ценами примерно в 25 раз выше. В действующей модели рынка, все «промахи» сбытовых компаний «транслируются» на потребителей, а, значит, и цены с оптового рынка для потребителей КРЭСа были бы выше.

Со временем стало ясно и нам, действующим практикам реформирования отрасли, и теоретикам реформы в Москве, что сам посыл «выталкивать» все энергосбытовые компании на оптовый рынок по сложной схеме регистрации за ними отдельных точек поставки на оптовом рынке является неправильным по определению, не соответствует интересам долгосрочного развития рынка. У нас был и дополнительный аргумент - мы с весны 2008 года контролировали обе компании и видели картинку с двух сторон, по обе стороны «баррикад», разделяющих сбыты первого и второго уровня. Пришло понимание, что нам не нужно иметь в области несколько компаний, каждая из которых работает по своим группам точек поставки на оптовом рынке и в то же время не конкурирует между собой на розничном, где за ними закреплены зоны деятельности. Для того, чтобы перейти от одной компании к другой, потребителю, даже самому малому, нужно перерегистрировать точки поставки по дорогостоящей процедуре на оптовом рынке, что делает такой переход бессмысленным.

Мы, и не только мы, поняли, что для того, чтобы развивался розничный рынок и конкуренция на нем, нужно в корне менять саму модель розничных рынков: вводить так называемую единую региональную группу точек поставки на оптовом рынке, в которой могут работать все компании, а потребитель свободно переходить от одной к другой. Нужно менять сущность самого статуса ГП, правила трансляции цен с оптового рынка на розничный, изменять статус энергосбытовых компаний как покупателей на оптовом рынке с пассивного на активный. Сегодня это статус пассивных покупателей - мы не имеем права подавать заявки с ценовым предложением, а должны брать по тем ценам, которые сложатся на рынке в результате очень ограниченной конкуренции между генераторами.

Мы всем этим активно занимались вместе с нашим рыночным сообществом вторую половину 2008 года и весь 2009 год, доказывали наши позиции и взгляды на самых разных площадках, участвовали в самых разных форумах на эти темы, организовывали собственные конференции и семинары. В ноябре 2009 года Некоммерческим партнерством «Совет Рынка» - организацией, координирующей отрасль после РАО ЕЭС, во многом и по нашей инициативе, был запущен процесс внесения изменений в действующую нормативную базу с тем, чтобы оставить статус ГП таким компаниям как КРЭС, по крайней мере, до тех пор, пока не заработает новая модель рынка. Работа началась недопустимо поздно, и с учетом того, что Совет Рынка вместе с Минэнерго РФ, не обладают пока и десятой частью того ресурса, каковым обладало РАО ЕЭС, задача не была решена в срок. Была надежда, что Минэнерго РФ уже после Нового года постарается не уронить лица и все-таки «добить» вопрос, но случился еще один казус - сменился профильный зам. министра и решать задачу оперативно стало просто некому. И хотя в ведомствах все еще идет обсуждение этого вопроса, время «Ч» формально наступило.

В этих условиях мурманскому Управлению по тарифному регулированию (УТР МО), регулирующему деятельность ГП в регионе, ничего не оставалось, как выпустить соответствующее постановление о лишении КРЭС статуса ГП и передаче этого статуса в Колэнергосбыт. Другое дело, что своим постановлением УТР МО, на наш взгляд, неправильно применяет некоторые положения действующих Правил розничных рынков, по существу предписывая потребителям переходить от КРЭС в Колэнергосбыт в связи с лишением статуса первого. Это, на наш взгляд, в корне неверно. Соответствующий раздел Постановления Правительства РФ №530, на котором основана вторая часть постановления УТР МО, где говорится, что потребители должны перейти с 1 февраля в Колэнергосбыт, рассказывает, что делать покупателям в случае дефолта ГП или энергосбытовой компании и не зря называется «Особый порядок принятия покупателей на обслуживание». В нашем случае КРЭС не объявлял дефолт, остается на своем месте, готов обслуживать своих потребителей и далее, а потому этот раздел Правил применять в данной ситуации нельзя. У КРЭС со всеми потребителями заключены договоры, которые не ставят в зависимость его правоотношения с потребителями от наличия или отсутствия у него статуса ГП. Другими словами, потеря статуса ГП не означает автоматического расторжения договоров, на чем по факту настаивает в своем постановлении УТР. К сожалению, нам не удалось убедить наших коллег из УТР отменить эту часть постановления, хотя они с нами и согласны в трактовках, что это всего лишь информация для потребителей, а не императивное требование. Но потребители не разбираются в тонкостях трактовок и не обязаны разбираться, они видят, то, что написано: с 1 февраля идите в Колэнергосбыт. Поэтому нам, наверное, придется оспаривать Постановление УТР в суде. В любом случае, договорное право имеет приоритет в нашем законодательстве и судебной практике, в этом мы неоднократно убеждались, причем на негативном для нас опыте, а потому советуем потребителям руководствоваться в этой части положениями договора с КРЭС, а не спорного Постановления УТР.

Другой вопрос, что потеря статуса ГП лишает КРЭС возможности легально продавать электроэнергию своим потребителям по повышенному тарифу, рассчитанному с учетом перекрестного субсидирования тарифа населения, а также возмещения необходимых затрат для обслуживания большого количества не очень значительных по объему, но очень важных для всех нас, городских потребителей. Речь идет о малом бизнесе, бюджетных предприятиях, магазинах, ларьках, аптеках, стадионах, гостиницах и прочих потребителях, обеспечивающих нашу повседневную жизнь и потому называемых инфраструктурными. Затраты КРЭС на их обслуживание вместе с 250 тыс. счетов населения в 2009 году составили 150 млн. рублей, которые были получены через тариф. На 2010 год планировалось 130 млн. руб. - снижение было вызвано принудительным сокращением расходов в кризисные времена. Статус ГП по существу обеспечивал возможность КРЭС держать этих потребителей у себя, уйти от ГП в его зоне, в действующем нормативном поле, практически невозможно. Теперь же любое предприятие может уйти от КРЭС, заплатив ему по счетам и предупредив его за месяц о своем решении. Это означает, что КРЭС для того, чтобы удержать потребителей, должен предложить им конкурентоспособный тариф не выше тарифа ГП, а сегодня - это тариф ОАО «Колэнергосбыт», который на 10 коп. ниже, чем планировавшийся тариф КРЭС на 2010 год. Фактически речь идет о том, что потребители Мурманской области в зоне деятельности КРЭС получили новогодний подарок общей стоимостью 130 млн. руб.

- Но ведь это очень хорошо! Наконец-то мы дождались реальных результатов реформ - снижения тарифов!

- Это хорошо только на первый взгляд. На самом деле речь идет о том, что сбытовой сектор области недополучил необходимую валовую выручку (НВВ) для обеспечения своей нормальной работы минимум на 130 млн. рублей. НВВ - это наш профессиональный термин, но выручка не зря называется необходимой. Без нее работать нормально сбыт не может, а, значит, это неминуемо отразится на платежах сбытов как в адрес сетевых компаний, так и в адрес оптового рынка. И неважно, кто конкретно будет работать на этом рынке, мы или кто-то другой - есть объективные затраты, и они должны быть возмещены через тариф или цену на электроэнергию.

Сегодня же Совет Рынка и профильные ведомства, с одной стороны, не довели до конца переходный период в электроэнергетике, не создали нормальных условий для справедливой и объективной конкуренции сбытовых компаний. А с другой, своим решением, вернее, провалом работы по внесению изменений в негодные для сегодняшних реалий Правила рынков переходного периода, поставили, по существу, на грань уничтожения работоспособные структуры по обслуживанию инфраструктурных коммунальных потребителей, попутно ликвидировав и ростки потенциальной конкуренции на региональных рынках. Такова оборотная сторона этой медали - незапланированного «подарка» потребителям.

- Что будет у нас? КРЭС прекращает свою деятельность?

- Ни в коем случае. Мы не затем его создавали и буквально «выращивали» его несколько трудных лет. КРЭС - это сегодня бренд для Мурманской области, и вполне работоспособная, гибкая структура. Ни для кого не секрет, что КРЭС и Колэнергосбыт работают сегодня в тесном альянсе, под общим стратегическим руководством ООО «КРЭС-Альянс». У нас есть план «Б». Он заключается в том, что деятельность КРЭС в отношении снабжения электроэнергией населения смещается в сторону оказания биллинговых и агентских услуг по выставлению счетов, сбору платежей и взыскания дебиторской задолженности для гарантирующего поставщика и исполнителей коммунальных услуг (ИКУ). То есть КРЭС будет работать с населением не напрямую, а как агент ОАО «Колэнергосбыт», с одной стороны, и как агент ИКУ, с другой. Это позволит КРЭС отказаться от регулируемого тарифа для прочих потребителей и предлагать им свободную цену на электроэнергию, что в некоторых случаях для них будет даже выгоднее, чем покупать у ГП - Колэнергосбыта. Это, мы надеемся, даст возможность оставить значительную часть потребителей на обслуживании у КРЭС. Те же потребители, которые все же пожелают перейти в Колэнергосбыт, смогут это сделать в течение февраля 2010 года в спокойном режиме, перезаключив договоры энергоснабжения. Это коснется, в первую очередь бюджетников, ведь им по закону нужно либо обслуживаться у ГП, либо проводить конкурсы. Но для самих потребителей это пройдет незаметно: они по-прежнему будут работать с КРЭС, но уже не как с энергоснабжающей компанией, а как с агентом гарантирующего поставщика.

- Правильно ли мы понимаем, что деятельность КРЭС в агентском договоре будет оплачиваться за счет Колэнергосбыт? Каким образом КРЭС сможет предлагать цену не выше чем тариф ГП? ведь вначале он должен купить у ГП эту же электроэнергию и по тому же тарифу. Или для него у Колэнергосбыта будет специальный демпинговый тариф?

- Да, фактически расходы по работе КРЭС с населением и прочими потребителями, перешедшими в Колэнергосбыт, будет нести последний. Именно это и является огромным минусом данной ситуации, потому как, по логике вещей, эти расходы, то есть плановые цифры НВВ КРЭС, должны были быть учтены в тарифе Колэнергосбыта, если уж КРЭС лишается статуса ГП. Еще в конце октября 2009 года мы выходили с предложением в Федеральную службу по тарифам разослать в регионы информационные письма о том, что это нужно учесть при регулировании тарифов на 2010 год. Предложение не было принято, так как ФСТ заявила, что вообще-то еще нечего регулировать на тот момент, ведь ГП второго уровня тогда не лишились своего статуса. Потом началась работа по изменению 530-го Постановления, и все успокоились. Парадокс заключается в том, что эти же чиновники ФСТ стали, в конце концов, тем камнем преткновения, который остановил весь процесс внесения поправок.

Что касается того, как КРЭС собирается покупать электроэнергию у Колэнергосбыта и продавать ее потребителям по той же цене, то там есть свои тонкости. Они связаны с дифференциацией тарифов по числу часов использования мощности, уровням напряжения и передаче. Наши профильные специалисты считают, что такие возможности есть, и мы будем ими пользоваться.

- А не легче ли присоединить КРЭС к Колэнергосбыту и тем самым сэкономить на управленческом аппарате?

- В этом смысле мы исповедуем «политику кошки», которая, как известно, любит, чтобы все двери были открыты. Все опции всегда должны быть в наличии, а потому две компании, тем более довольно разные по своей истории, структуре и специфике деятельности, всегда лучше, чем одна. Как я уже сказал, КРЭС будет «уходить» в биллинг: последние события на рынке ЖКХ нашей области и особенно ее столицы, убедительно говорят о том, что это вполне востребованная услуга и не только в электроснабжении. Мы продвинулись в этом направлении дальше многих других, судебные разбирательства с квитанциями по новому порядку расчетов тому косвенное подтверждение. Уже сегодня мы были бы готовы предложить свои услуги и на рынке ЖКХ, и я вас уверяю, дешевле, чем пресловутые предложения из Санкт-Петербурга. Мы активно обсуждаем эту тематику с управляющими компаниями, областным правительством, мэрией города Мурманска. Наш ресурс - электроэнергия - это почти на 100% измеряемый ресурс, в отличие от того же тепла, газа, воды, которые в основном рассчитываются сегодня по нормативам. Большое количество многоквартирных домов уже оснащены общедомовыми электросчетчиками, нам приходится рассчитывать и расход электроэнергии на содержание общедомового имущества для жильцов, так как исполнители коммунальных услуг сделать это пока не в состоянии. КРЭС выступает здесь как агент УК, ЖСК, ТСЖ и т.д. Раньше у наших оппонентов был аргумент: КРЭС и его правопредшественники всегда обслуживали население по публичным договорам, у них для этого есть тариф, поэтому - «Какое агентское вознаграждение? - Обслуживайте и все». А то, что новый порядок расчетов требует совершенно новых затрат, никого не волновало.

Но с лишением КРЭСа статуса ГП ситуация в корне поменялась. Аргументы наших оппонентов биты. У Колэнергосбыта нет и не было тарифа на обслуживание переходящего к нему населения, более того, он несет в связи с этим прямые убытки, которые ему никто никогда не компенсирует в тарифе, ведь с 2011 года регулирования тарифа прочих потребителей не будет. Но по закону у него нет и обязанности напрямую снабжать население многоквартирных домов - это дело исполнителей коммунальных услуг. Поэтому сегодня мы будем подходить к этой проблеме очень осторожно - в рамках закона и экономической целесообразности. По факту обслуживать население многоквартирных домов себе в убыток там, где исполнители коммунальных услуг уклоняются от этой обязанности, не заключают надлежащий договор энергоснабжения и агентский договор биллинга с КРЭС или еще с кем-то, Колэнергосбыт не будет, и это все должны понимать.

Что касается экономии, то административно-управленческий персонал в КРЭСе уже давно сокращен до минимума. Вообще у нас на три компании Колэнергосбыт, КРЭС и КРЭС-Альянс работает один и тот же общий менеджмент, и работает неплохо. В наших компаниях, по самым разным оценкам, сегодня показатели производительность труда одни из самых высоких в отрасли. Это же касается и оснащенности новыми информационными технологиями в сбытовой деятельности. У нас работает очень квалифицированная команда - практически штучный персонал. Все три компании функционируют, с одной стороны, как единое целое, а с другой, - в каждой есть своя специфика и отличия. Такая структура взаимодействия компаний позволяет гибко реагировать на стремительно меняющиеся внешние условия. На двух ногах с одной общей головой стоять легче и устойчивее по определению, чем на одной. Повторюсь, КРЭС - это бренд, и он будет жить. Мы надеемся, что рано или поздно реформа отрасли придет к своему логическому завершению, заработает новая модель рынка и тогда, КРЭС сможет реализовать себя как эффективная многофункциональная энергосбытовая структура регионального масштаба. По крайней мере, мы делаем все, что в наших силах, чтобы это случилось и как можно скорее.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

13:35Катер с туристами перевернулся в Териберке — соцсети

13:27Полярная ночь началась в Мурманской области

13:04Необычную теплокровную рыбу выловили в Териберке

12:35За вылов сига сачком жителю Полярных Зорь грозит до 2 лет лишения свободы

12:16Заполярные чуваши рассказали о сохранении национальной идентичности на Севере

11:10Авария на линиях связи приостановила услуги ГОКУ «Центр технической инвентаризации»

11:08Партнер «МегаФона» сообщил об устранении обрыва сети в Мурманской области

10:35Первая лыжня сезона открыта на «Снежинке»

10:30Лыжный сезон открыли на трассах в Никеле

09:53«Беззубый городок»: в Заозерске снесли заброшенную советскую пятиэтажку

09:00Туманно и до -8° сегодня в Мурманской области

19:15Печенга замерзает: «Ходим в трех кофтах, спим под двумя одеялами»

18:05В Мурманске ремонт кровли из-за неблагоприятных погодных условий перенесли на март

17:20Более 200 мурманчан посетили выставку пленэров в Детской художественной школе

17:10Мурманчане жалуются губернатору на состояние лестниц

13:29Распорядок дня императрицы Екатерины II: такой режим позволяет работать «как лошадь»

12:58Вкуснейшие капустные отбивные: советский рецепт бюджетного блюда — за уши не оттянешь

12:285 салатов точно стоит приготовить на Новый год — гарантированно удивите гостей

Все новости