«И жить торопится, и чувствовать спешит», - эти поэтические строки приходят на ум применительно к ситуации вокруг Арктики. Складывается впечатление, что об этой огромной, до сих пор мало исследованной территории вдруг вспомнили на всех уровнях, и теперь каждый орган власти спешит застолбить здесь свой участочек. Недавно и в Совете Федерации состоялось заседание Экспертного совета по Арктике. На нем обсуждались проблемы и предложения по реализации «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» . Открывал дискуссию председатель Совфеда Сергей Миронов.
По его словам, стратегическое значение Арктической зоны для России неуклонно возрастает. Этот район обеспечивает сегодня более 10 процентов национального дохода нашей страны. Здесь создается более 20 процентов объема общероссийского экспорта.
Арктике не хватает законов
- С учетом огромного потенциала региона, - сказал Сергей Миронов, - уже через несколько десятилетий Арктика может стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты.
Как вы знаете, действующее федеральное законодательство далеко не в полной мере соответствует задачам модернизации Арктики и содержит много пробелов. До сих пор не приняты федеральные законы «Об Арктической зоне Российской Федерации» и «О Северном морском пути». Действия разных федеральных ведомств по вопросам развития Арктики часто не согласованы и не учитывают специфику региона.
По мнению Сергея Миронова, именно поэтому в июне 2010 года был создан Экспертный совет по Арктике, работа внутри которого идет энергично. В частности, продолжал он, в октябре было проведено заседание секций социально-экономического развития и военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, пролегающей в Арктической зоне страны, информационных технологий и связи, а в ноябре - секций международного сотрудничества, военной безопасности.
Арктический регион России, по словам Сергея Миронова, переживает в настоящее время ряд трудностей. К числу острейших он отнес низкий уровень геолого-геофизической изученности этого района страны. Недопустимо мало средств, по его словам, направляется в разведку и разработку месторождений на арктическом континентальном шельфе.
- Это не позволяет достичь уровня добычи углеводородов, - отметил глава Совфеда, - определенных государственными решениями. Так, финансирование геологоразведочных работ за счет средств недропользователей в 2009 году было на 30 процентов меньше, чем в 2008 году. Это привело к невыполнению в 2009 году лицензионных соглашений в части сроков начала бурения на лицензионных участках.
Планируемый уровень бюджетного финансирования, как уверен Сергей Миронов, не просто недостаточен, а опасен с точки зрения обеспечения энергетической безопасности страны.
Среди экономических проблем обширного региона России председатель Совета Федерации назвал свертывание градообразующих производств, упадок инфраструктуры, отток трудоспособного населения. По его словам, большую обеспокоенность вызывает сокращение числа полярных станций и неудовлетворительное состояние ледокольного флота. Арктические объекты инфраструктуры остро нуждаются в модернизации с учетом современных мировых стандартов.
- Для развития северных территорий страны, - заявил Миронов, - необходимо масштабное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
Между тем, по его словам, нарастает отток финансовых средств из арктических районов, наблюдается недостаточный объем государственных и частных инвестиций. Налицо резкие социальные и экономические различия северных регионов.
- Есть субъекты Федерации с большим потенциалом развития, есть депрессивные регионы. Поэтому к каждому из этих субъектов нужен особый, индивидуальный подход, - заметил Сергей Миронов.
Особое внимание, по его словам, необходимо уделять законодательному обеспечению решения гуманитарных вопросов. Ведь от качества развития человеческого потенциала, от уровня жизни населения, и в первую очередь коренных малочисленных народов Севера, сказал он, зависит устойчивое развитие региона.
К числу важнейших, как полагает Миронов, относится вопрос наращивания научной базы, необходимой для грамотного, бережного и эффективного использования арктических ресурсов.
Арктика требует непрерывных и глубоких научных исследований. Например в области изучения проблемы изменения климата, которая находится сегодня в центре внимания всего мирового сообщества.
Напомнив слова президента страны Дмитрия Медведева о необходимости создания многоцелевой космической системы «Арктика» и формирования подсистем геолого-геофизического, навигационного, гидрометеорологического и климатического мониторинга, председатель Совета Федерации указал:
- Из северных морей лишь Баренцево и Карское характеризуются как умеренно изученные, что, однако, в десятки и сотни раз уступает изученности зарубежных акваторий, например, США, Норвегии, Великобритании и других государств, активно разрабатывающих морские месторождения.
По его словам, моря Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское практически не исследованы из-за тяжелых природно-климатических условий, крайне высокой стоимости работ и сезонности их проведения.
Чрезвычайно важным Сергей Миронов назвал вопрос подготовки кадров для работы в Арктической зоне. Крайне острым, по его словам, является дефицит инженерно-технических кадров на новых технологических направлениях развития Арктики. Сегодня законодательство в сфере науки и образования активно развивается.
- Уже заложена основа и происходит ускоренное формирование законодательной базы инновационной деятельности. На повестке дня стоит вопрос о доработке и принятии нового базового закона «Об образовании», - добавил Миронов. - Научное и образовательное законодательство страны должно быть проанализировано с точки зрения обеспечения реализации наших арктических интересов.
Председатель Совета Федерации не забыл упомянуть и о необходимости особой заботы о потребностях коренных малочисленных народов Севера.
- Мы должны сделать все, чтобы те, кто родился и вырос на Севере, - отметил Миронов, - молодежь нашей страны в целом, рассматривали работу в Арктической зоне как одно из перспективных направлений, где можно реализовать свои способности.
Как заявил глава верхней палаты российского парламента, Арктика все чаще становится предметом международных споров, поскольку здесь пересекаются серьезные геополитические и экономические интересы. Он высказал убеждение, что «существующие арктические проблемы, включая вопросы континентального шельфа, могут быть решены в духе партнерства, на основе действующих международно-правовых норм». И Россия, и другие арктические государства, по его словам, заинтересованы в международном сотрудничестве на основе реализации своих естественных конкурентных преимуществ.
- Превосходным тому примером является подписанный в сентябре этого года российско-норвежский Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Значение этого договора выходит далеко за рамки двусторонних отношений. Можно сказать, что его подписание придает новый импульс международным отношениям, создает хороший задел для развития диалога и с другими арктическими государствами, - заключил председатель Совета Федерации.
Слово профессионалам
Обсуждение важной темы продолжили специалисты, от которых зависит практическая реализация благих арктических намерений, эксперты в области мореплавания и других сопутствующих направлений.
Представитель Минэкономразвития сообщил, что к апрелю 2011 года планируется подать на рассмотрение правительства РФ предложения по определению географических координатных точек и исходных линий, по которым будет определяться территориальное море и экономические зоны страны.
По словам представителя Минрегионразвития, уже идет активная работа по ряду направлений, обозначенных в государственных программах развития Арктики. Представитель Минсвязи рассказал о процессе создания единого информационного пространства Арктической зоны.
В докладе представителя Минтранса были отмечены направления развития транспортной инфраструктуры в Арктике. В частности, идет активная работа по разработке проектов новых атомных ледоколов, создаются крупные транспортные узлы для авиационного обслуживания региона.
В докладе председателя комиссии СФ по национальной морской политике Вячеслава Попова были отмечены приоритеты государственной политики в Арктике, связанные с укреплением доверия между государствами, ведущими свою деятельность в регионе, совместными мероприятиями в сфере борьбы за разоружение, нераспространение оружия массового поражения, предотвращение терроризма.
- Какие-либо односторонние силовые мероприятия в регионе неприемлемы, - отметил Вячеслав Попов.- Арктика должна оставаться зоной мира и сотрудничества. Была отмечена необходимость создания отдельного органа федеральной исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной политики в Арктике.
По словам заведующего кафедрой природопользования Государственной полярной академии Вячеслава Макеева, необходимо рассматривать экологическую безопасность как защищенность природной среды и общества от негативного воздействия человека. В этой связи было предложено увеличить число государственных природоохранных территорий в Арктике, обратить внимание на необоснованное расширение северных промышленных зон.
Анализ актуальных аспектов определения границ континентального шельфа России и связанных с эти проблем законодательного и организационного характера содержался в докладе, представленном секцией науки и технологий.
Незавидная судьба арктических законов
В настоящее время освоение Арктики осложняется тем, что до сих пор четко не определено понятие «арктические территории». К Арктике на сегодняшний день относятся Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Чукотский автономные округа, а также отдельные районы Мурманской области и Республики Саха (Якутия). Соответствующее решение было принято в 1989 году Государственной комиссией при Совете Министров СССР по делам Арктики.
Законопроект «Об Арктической зоне РФ», предполагающий создание особого правового пространства на северных территориях нашей страны, был подготовлен еще в 2000 году. Однако на рассмотрение в Госдуму внесли его лишь в 2008 году.
- Закон был направлен на обеспечение геополитических интересов нашего государства в Арктике, - комментирует его инициатор, аудитор Счетной палаты, бывший губернатор Чукотки Александр Назаров. - В статье I этого документа были прописаны арктические территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации. Его принятие позволило бы в правовом плане закрепить права России на управление территориями в условном треугольнике Архангельск - Северный полюс - Чукотка. Но против выступили коммунисты. Почему, сказать сложно. В результате мы внутренним законодательством России не определили правила управления 1,7 миллиона квадратных километров нашей территории. Жаль. Не хватило одного голоса. К этому закону нужно возвращаться.
Кроме того, по словам Назарова, прежде всего необходимо заняться глубоководным бурением для того, чтобы лучше понять морфологию российского арктического района. Это позволит собрать бесспорные доказательства о наших правах на шельф за пределами российской 200-мильной зоны в Арктике. Затем надо описать и установить охраняемые зоны вокруг всех известных заполярных островов начиная с Новой Земли и до последнего клочка российской суши. Далее - все это закрепить в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов, в чьей юрисдикции эти территории находятся. И после этого закрепить внешние границы российского континентального шельфа в Арктике. Принятие Советом безопасности РФ государственной политики в Арктике - первый, но, безусловно, верный шаг в этом направлении. Он сыграет огромную роль для укрепления позиций России в Арктической зоне.
Почему так важны все эти правовые коллизии? В международно-правовом отношении линии, определяющие боковые пределы полярных секторов, не являются государственными границами. Конвенция ООН 1982 года, по существу, узаконила другое понятие - экономические зоны. По этому документу шельфом прибрежного государства называются морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Интересно, что США отказались подписать этот документ, резервируя за собой «право действовать по своему усмотрению». А в августе 1984 года вместе с США Англия, Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Япония подписали соглашение, предусматривающее для этих государств возможность добычи ресурсов дна без каких-либо обязательств в отношении других стран и решений Конвенции ООН по морскому праву.
Более того, сейчас уже и китайский дракон протягивает свои желтые цепкие лапы к Арктике. Китайская стратегия основана, по сообщению канадской газеты «Edmonton Journal», на прогнозах различных научных и океанографических организаций, которые предполагают, что к 2013 году в Арктике летом будет достаточно свободного ото льда водного пространства для использования его в качестве судоходного пути между Азией и Европой.
Китай убежден, что Арктика является слишком важным для человечества регионом, чтобы оставаться под контролем только нескольких прибрежных государств. Пекин ориентируется на то, что если прогнозы таяния ледового покрова в Арктике реальны, то появится возможность прохода судов в Азию и из Азии по Атлантическому океану без прохождения территориальных вод прибрежных государств.
Схожая судьба и у «братского» законопроекта «О Северном морском пути», одним из авторов которого является первый заместитель председателя фракции «Единая Россия», известный полярник Артур Чилингаров. Этим законодательным актом, по замыслу его создателей, подтверждается статус Севморпути как исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации в Арктике. Проект содержит положения о государственном управлении СМП и его администрации.
В документе закрепляется платность предоставления услуг на трассах Севморпути. Иностранные военные корабли и военно-вспомогательные суда на Севморпуть будут допускаться только по специальному разрешению, получаемому в дипломатическом порядке. Сброс загрязняющих веществ либо захоронение отходов и материалов на СМП судам запрещен. Администрация Севморпути будет предоставлять своим инспекторам право контрольного осмотра, в случае нарушения они обязаны выводить суда с трассы и направлять соответствующие документы в правоохранительные органы РФ.
По словам Артура Чилингарова, закон направлен на реализацию Морской доктрины РФ на период до 2020 года, утвержденной президентом РФ. Его реализация позволит обеспечить национальные интересы страны, укрепит национальную безопасность страны, обеспечит централизованное госуправление жизненно важной транспортной системой.
Несмотря на присутствие такого достаточно влиятельного лоббиста, в Минтрансе России ожидают, что закон «О Северном морском пути» будет принят лишь во второй половине 2011 года.
К слову, протекционистская политика в отношении своих северных территорий свойственна всем странам мира, сталкивающимся с подобными проблемами. В Канаде и США создана система льготного приоритета работы на Севере. Показательный пример: в Канаде размер ежегодной федеральной дотации бюджетам арктических регионов составляет 1,4 млрд долларов. Кстати, население этой территории составляет всего 100 тысяч человек, а количество полезных ископаемых несравнимо с нашим Севером.
В России же ситуация иная. Система оплаты труда бюджетников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, перестала оправдывать себя с исчезновением плановой экономики. Районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате не компенсировали всех затрат. Из-за недостаточной поддержки государства сокращаются перевозки по Северному морскому пути и приходят в негодность арктические порты. Налоги и транспортные издержки не дают развиваться малому предпринимательству и местному промыслу. Оленеводство, рыболовство, охота на пушного зверя становятся попросту убыточными: себестоимость превосходит цену реализации.
Очевидно, что без скорейшего принятия федерального закона «Об Арктической зоне РФ» гармоничное развитие российского Крайнего Севера невозможно. В документе должны быть определены налоговые льготы, размеры минимальных социальных стандартов, северных надбавок и других гарантий населению региона.
Наша справка:
Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Плавание по трассам СМП, в том числе в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и правилами плавания по трассам СМП, утвержденными правительством РФ и опубликованными в «Извещениях мореплавателям».
Границы СМП определяются согласно действующим «Правилам плавания по трассам Северного морского пути 1990 года». Согласно им «Северный морской путь - расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или экономической зоне РФ, прилегающих к северному побережью РФ, его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе Западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом море параллельно 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы».
Главными особенностями этой судоходной магистрали являются суровые климатические условия и наличие льда на пути плавания. Ледовая обстановка замерзающих морей характеризуется большим разнообразием льдов. Однако ледовая обстановка на отдельных участках трасс Северного морского пути обладает значительной межгодовой и пространственной изменчивостью.
Наиболее благоприятным для плавания является период август - сентябрь. В этот период в результате таяния и разрушения льда значительно уменьшается толщина ледяного покрова, увеличивается пространство чистой воды.