С 11 января в Мурманске, Коле и Териберке работают информационные приемные, где можно ознакомиться с планами компании-оператора первой фазы Штокмановского проекта «Штокман Девелопмен АГ» по строительству берегового комплекса переработки углеводородного сырья. В шести томах представлены исследования, позволяющие оценить воздействие будущего промышленного гиганта на окружающую среду, где учтены все варианты возможного развития событий. Работающие в информационных приёмных эксперты дают разъяснения по проекту, для вопросов и отзывов заведены специальные журналы.
На 15 февраля в Териберке назначены очередные общественные слушания по реализации береговой части Штокмановского проекта, включая введение волоконно-оптической линии связи, установку комплексной подготовки газа к транспортировке потребителям и строительство вахтенного посёлка. То есть долгожданный и многообещающий проект мало-помалу продвигается.
СГ - достойный конкурент СПГ
А между тем, как смело утверждают эксперты, если цены на газ понизятся или стабилизируются, рост затрат будет происходить в прежних темпах, а новые технологии добычи сланцевого газа (СГ) будут применены в Европе, ОАО «Газпром» в его нынешней структуре и при неизменной стратегии может обанкротиться уже в 2011 году. Такая точка зрения прозвучала на семинаре «Революция сланцевого газа: риски и возможности для России», состоявшемся в конце года в Институте мировой экономики и международных отношений РАН.
Заместитель директора Института энергетической стратегии Алексей Громов считает, что достойную конкуренцию СПГ составит сланцевый газ. Для бурения сланцев с 1980 года для компаний, разрабатывающих нетрадиционные источники, федеральным законом США был введен налоговый кредит. Толчком для массового применения новых технологий стал недавний финансовый кризис. Если в 1992 году на месторождении Барнет была пробурена первая горизонтальная скважина, то в 2009 году было уже 1658 таких скважин. С 2005 года рост добычи газа в США обеспечивается за счет наращивания добычи сланцевого газа. Причины столь быстрого развития в том, что добыча на имеющихся месторождениях сокращалась, а цена газа и альтернативного топлива возрастала. Кроме того, из-за особенностей залегания сланца его гео-логоразведка дешевле и намного быстрее, чем для традиционных месторождений. Газ залегает в небольших изолированных карманах, поэтому для начала добычи не нужно владеть правом на большой участок земли. В Европе ресурсы сланцевого газа оцениваются в 15 трлн кубических метров. Крупнейшие бассейны СГ находятся в Польше, Северной Германии, южной части Северного моря, возможно, на Украине. Лицензиями на геологические изыскания и добычу сланцевого газа в Европе владеют Shell, Lane Energy, EurEnergy, BNK, ExxonMobil, ConocoPhillips. OMV. Сейчас именно в Польше разведка ведётся наиболее интенсивно. По оценке IHS CERA, к 2018 году мировая добыча сланцевого газа может составить 180 млрд кубических метров в год. Только Польша будет добывать до 30-35 млрд кубических метров уже в 2015 году. Есть перспективы добычи природного газа в Китае.
Цены на газы выравниваются
Если России, и «Газпрому» в частности, придерживаться традиционной политики - осваивать месторождения в Арктике и строить подводные трубопроводы, то инвестиционная емкость энергетического сектора страны в следующее десятилетие может составить 400-500 млрд долларов. Эти ресурсы требуются для поддержания достигнутого уровня производства и экспорта.
Между тем серьезную конкуренцию трубному российскому газу составил СПГ. В течение многих лет СПГ на мировых рынках стоил дороже трубопроводного газа. На рубеже тысячелетий их цены сблизились. Главным фактором экономии является увеличение грузоподъемности газовых танкеров, скорости их погрузки-разгрузки и движения, уменьшение численности команд. В настоящее время цены на все виды газа находятся примерно на одном уровне. Так, в 2002 году сжиженный газ импортировался в США по цене 3,41 доллара за миллион БТЕ, а трубопроводный - 3,33 доллара, в 2007 году - 7,07 и 6,95 доллара соответственно. Выравнивание цен на сланцевый, сжиженный и трубопроводный газ и есть продукт сланцевой революции.
Сланцевый газ не панацея: у него слабая концентрация в продуктивных пластах, для увеличения газоотдачи требуются густая сеть скважин, применение технологии гидроразрыва. Эти технологии - научный продукт корпораций США, и они только недавно проданы в Европу и Японию, хотя потенциальные центры потребления СГ именно там.
В настоящее время переизбыток газа возрастает из-за роста добычи газа в США. В конце 2009 года пройден рубеж добычи сланцевого газа - 100 млрд куб. м, и США выходят на первое место в мире по добыче природного газа.
Сланцевые газовые пласты были обнаружены в США еще в начале XIX века, но они были нерентабельны по технологическим факторам.
В самом конце ХХ века, когда была разработана технология горизонтального бурения и гидравлического разрыва сланцевых пластов, а мировые цены на газ вслед за ценой нефти непрерывно росли, небольшая американская фирма Chesapeake Energy начала добычу газа из сланца. Вначале добыча была убыточна, но в 2002 году фирма впервые объявила о получении прибыли. В 2010 году руководство фирмы объявило о снижении себестоимости добычи 1 тысячи кубометров до 99 долларов. Для сравнения: чтобы добыча природного газа на Штокмановском месторождении в Баренцевом море стала рентабельной, нижняя граница мировой цены должна быть не менее 270 долларов за 1 тысячу кубометров. Сейчас средняя себестоимость добычи СГ находится в пределах 120-140 долларов за 1 тысячу кубических метров, тогда как на Уренгойском месторождении - лишь 24 доллара. Но доставка по трубам на 2500-3500 км многократно увеличивает стоимость российского газа.
Сланцевая революция - не новость для «Газпрома»
Представители «Газпрома» на вышеуказанном семинаре изложили позицию компании по отношению к сланцевой революции. Она такова: добыча газа из нетрадиционных источников, в том числе сланцевого газа, в последнее время привлекает все больше внимания со стороны широкой общественности, но не является новостью для газовой отрасли. Рост интереса обусловлен в первую очередь увеличением добычи сланцевого газа в США, что повлияло на начало исследований возможностей по добыче данного ресурса в других регионах мира - в частности, в Европе и Азии. Вместе с тем проекты по добыче сланцевого газа характеризуются рядом специфических технологических и экономических особенностей. К ним относятся большой объем эксплуатационного бурения, резкое снижение дебитов уже в первые годы добычи, необходимость постоянного перехода на новые площади разработки, существенные экологические риски. Кроме того, стоимость добычи сланцевого газа в США является высокой и значительно превышает стоимость добычи традиционного газа в других регионах мира, в том числе из новых месторождений в России. Эти факторы предопределяют роль сланцевого газа как местного, локального источника ресурсов, компенсирующего снижение объемов добычи (или отсутствие) традиционного газа на региональных рынках. В действие вступят новые принципы ценообразования, которые окажут влияние на экспортеров, в том числе и в первую очередь на Россию. При этом «Газпром» располагает собственными технологиями добычи нетрадиционного газа и применяет их при добыче угольного метана на Кузбассе. Впрочем, концерн продолжит мониторинг развития отрасли сланцевого газа.
Исходя из специфики нашей страны, предполагается, что спрос на газ будет расти. Создаётся мировой рынок газа, и США могут стать экспортером СПГ в Европу. Себестоимость сланцевого газа сейчас находится в пределах 140 долларов за 1 тысячу кубических метров и будет еще меньше. Возможно, цена и стабилизируется, но никак не на уровне 400 долларов, что нынче планируют брать за газ из трубы.
Соединились частная инициатива, конкурентная разработка новых технологий, налоговые льготы, а также трезвое знание реалий мирового энергетического рынка. Напротив, проблема российского ТЭКа - в отсутствии механизмов инновационного развития. Несмотря на всю риторику, российские инновации не продвигаются на мировой рынок.
Нефти в Баренцевом море нет?
На фоне споров о преимуществах добычи и использования того или иного газа сегодня норвежцы высказывают крупные сомнения в нефтяном потенциале района новой морской границы в «серой зоне» Баренцева моря.
- Наихудший сценарий - это полное отсутствие ресурсов в этом районе, - говорит профессор Института геологии Университета Осло Ян Инге Фалейде, один из ведущих мировых специалистов по геологии Баренцева моря.
Как рассказал профессор в интервью научному журналу Университета Осло «Аполлон», его научная группа изучила влияние последнего ледникового периода на донные отложения в районе Баренцева моря, где Норвегия и Россия провели недавно линию государственной границы. В ходе последнего оледенения этот район попал под серьёзное воздействие и утратил от одного до двух километров осадков, в силу чего можно утверждать, что нефтяных ресурсов там не осталось.
- Мы уверены, что пять-десять миллионов лет назад на юго-востоке Баренцева моря имелись богатые месторождения нефти и газа, - говорит Ян Инге Фалейде. - Вопрос в том, сколько месторождений сохранилось в этом районе, если они вообще здесь есть.
Кстати, нефтяная компания «Eni» обнародовала информацию о том, что пробуренная на структуре «Коббе» (Баренцево море) скважина оказалась пустой.