Хочешь, не хочешь, а все же придется еще раз высказаться о тарифах на электроэнергию, квитанциях, средних, биллинге и прочих уже набивших всем оскомину проблемах, ассоциируемых в Мурманске с компанией «КРЭС».
Вроде бы все это уже сто раз обсуждалось и обсуждается в СМИ региона, вроде бы значительная часть населения уже понимает, что такое общедомовые счетчики и расходы, коэффициенты распределения и индивидуальные показания, расчеты по среднему и нормативу, и даже слышала про биллинг, но посмотришь на всю картину в целом, представленную как в СМИ региона, так и в различных запросах и документах на эту тему, ежедневно ложащихся на мой рабочий стол, и видишь: нет, не случилось пока коренного перелома в сознании мурманчан и жителей нашей области. За «деревьями» конкретных порой острых проблем и неурядиц, мы по-прежнему не видим «леса», в который мы уже, на самом деле, давно вошли и должны найти в нем свою дорогу.
Компания «КРЭС», начавшая несколько лет назад свой поход к нашим гражданам под флагом коренных реформ в двух жизнеобеспечивающих отраслях экономики - электроэнергетике и ЖКХ, пришла сегодня в большинство домов и квартир Мурманской области, вводя новые методы и формы расчетов за электроэнергию и другие ресурсы, отменяя привычные ранее, устоявшиеся процедуры в этой сфере. Новое действие, согласно универсальным законам и правилам, встретило вполне естественное противодействие, борьбу которых мы сегодня и наблюдаем. Исход этой борьбы будет зависеть от того, поймем ли мы, граждане, что заставило КРЭС пойти в этот поход, и что это принесло нам, проживающим в регионе? Это два вопроса, на которые нужно дать ответы, и в первую очередь это должен сделать сам КРЭС.
Сегодняшний КРЭС, «рожденный в браке по расчету» между основными городскими электрическими сетями области и небольшой сбытовой компанией, выделенной из ОАО «Кандалакшская горэлектросеть» в рамках разделения видов деятельности в электроэнергетике в 2005-2006 годах, с самого начала был ориентирован, что вполне естественно, на удовлетворение интересов муниципальных коммунальных сетей. И прежде всего - в части снижения их огромных потерь электроэнергии. Напомню, что именно в этих сетях, доставляющих электроэнергию до инфраструктуры наших населенных пунктов, включая жилые дома, уровень потерь доходил до 30-40% от всего объема переданной через них электроэнергии. Электроэнергия, выработанная на станциях и точно учтенная цифровыми счетчиками, встроенными в автоматизированные информационно-измерительные системы контроля и учета электроэнергии (АИИС КУЭ), приходила в магистральные и распределительные сети высокого напряжения, на границах которых также точно учитывалась. А лишь затем ее часть, предназначенная для энергоснабжения городов и поселков, перетекала в муниципальные сети, и, в конечном итоге, потреблялась в наших домах. Здесь учет уже был совсем другой и по качеству, и по количеству. И если предприятия и организации учитывали свое потребление более или менее точно, то жилые многоквартирные дома, особенно в крупных городах, рассчитывались по факту платежей. То есть их потребление учитывалось по факту оплаты электроэнергии проживающим в них населением. Делением величины объема поступивших денежных средств на тариф высчитывался объем потребления энергии в киловатт-часах. Итог - 30% потерь, при том что в оплаченном тарифе сетевых предприятий учитывалось не более 10% так называемых технических потерь. В абсолютных цифрах на 2009 год прогноз убытков в целом по области составлял примерно 270-300 млн. руб. Для сравнения: годовой бюджет самой крупной городской сети региона ОАО «Мурманская горэлектросеть» составлял в 2008 году примерно эту же величину. Именно поэтому городские сети, начиная с 2007 года, активно занялись установкой общедомовых счетчиков и внедрением различных элементов АИИС КУЭ. В результате их работы на сегодняшний день в зоне деятельности гарантирующего поставщика Мурманской области ОАО «Колэнергосбыт» (а с 2008 года КРЭС и Колэнергосбыт работают под единым стратегическим управлением) свыше 90% многоквартирных домов имеют общедомовые приборы учета (ОДПУ), и расчеты за электроэнергию в них ведутся в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, наша область в плане оснащения приборами учета согласно ФЗ № 261 «Об энергосбережении» в части электроэнергии оказалась, в известном смысле, «впереди планеты всей». Во многих регионах об этом только мечтают, а мы уже это сделали и без всяких вливаний из федерального бюджета - за счет коммерческой заинтересованности участников розничного рынка электроэнергии. Хорошо это или плохо? Хорошо, потому что точный учет - это первое и необходимое условие прогресса в ЖКХ, если мы хотим, наконец, научиться экономить и не тратить в несколько раз больше энергии для комфортного существования, чем в той же Финляндии. Государство ведь не зря готово выделять на внедрение учета колоссальные средства по программам энергосбережения. Кстати, сегодня время от времени в нашей области возникают ушлые компании, которые хотят получить бюджетное финансирование на установку ОДПУ, которые уже давным-давно установлены сетями и работают.
Итак, широкое внедрение коллективных приборов учета, о котором так много говорится в связи с программами энергосбережения и энергоэффективности, у нас в регионе свершилось, по крайней мере, в электроснабжении. Это позволило, наконец, не на словах, а на деле выявлять источники бывших потерь сетей. А они самые разные - от недоучета в связи с устаревшими индукционными счетчиками невысокого класса точности до банального воровства электроэнергии путем несанкционированного подключения к домам всяческих коммерческих передвижных объектов. В середине списка причин повышенных потерь стоят, например, подключенные к внутридомовым электрощитам фонари, освещающие дворовую территорию и улицы, или светофоры. Потери стали бывшими, потому что сегодня для сетей это уже не потери - это оплаченный отпуск электроэнергии, а вот для граждан - собственников имущества, проживающих в многоквартирных домах они стали реальными затратами на содержание общедомового имущества.
КРЭС и Колэнергосбыт, посчитав электроэнергию, отпущенную в дом по общему счетчику, предложили свои услуги по расчетам внутри домов, поскольку ранее эта функция в том или ином виде выполнялась сбытовыми подразделениями, и у них был в этом определенный опыт. Но в новых реалиях сама функция и ее наполнение существенно изменились: нужно не просто рассчитать индивидуальное потребление и выставить счета, а затем учесть оплату, но и синхронизировать эти данные с показаниями ОДПУ и счетчиками в нежилых помещениях, а потом быстро провести расчеты по определенным формулам. В условиях невозможности одномоментного снятия показаний счетчиков в квартирах, общедомового счетчика и счетчиков в нежилых помещениях в случае обслуживания большого количества многоквартирных домов значительную роль стали играть статистические методы, единственно возможные для более или менее корректных расчетов. Для обеспечения синхронности стало необходимым максимально сжать сроки передачи показаний счетчиков и внесения их в расчеты, что на практике, в век информационных технологий, привело к замене вписывания показаний в квитанцию от руки с последующей передачей данных через платежные системы другими методами - по телефону, интернету, СМС и т.д. В результате гражданам-собственникам были предложены новые способы сбора данных для обеспечения гораздо более сложного, чем раньше, распределения между ними электроэнергии, потребленной домом, которым они совместно владеют. Кроме того, с учетом сложности новой процедуры и изменений в правилах тарифообразования на услуги поставщиков электроэнергии, гражданам предложили за реализацию этого нового для них распределения заплатить через их представителей - исполнителей коммунальных услуг. Включить эти затраты в тариф на электроэнергию, как и в тариф на коммунальную услугу электроснабжения оказалось невозможно ввиду того, что принятый у нас в стране порядок подразумевает жесткое регулирование конечной цены электроэнергии для населения. И, наконец, гражданам-собственникам предложили заплатить за весь потребленный домом объем, чего они раньше никогда не делали. Для его уменьшения им было предложено, через своих исполнителей коммунальных услуг, заняться проблемой поиска потерь, которые теперь стали их потерями.
И вот тут-то мы все и получили проблему. Потому что граждане-собственники в большинстве случаев оказались не готовы быть ни гражданами, ни собственниками. Они не стали гражданами, потому что оказались не готовы принять на себя свою долю ответственности за общее потребление, а значит вовремя и четко передать данные своего квартирного счетчика, иначе ведь сосед, выполнивший свои гражданские обязанности до конца, оказывается в худшем положении, так как формально существующие правила можно истолковать и в том смысле, что тот, кто не передал показания, ничего и не потребил. Такого рода логику мы неоднократно встречаем в жалобах наших «граждан», возмущающихся тем, что они что-то кому-то должны передавать, а в случае отсутствия показаний им выставляется среднестатистический расход. «Что хочу, то и пишу и когда хочу, тогда и пишу» - вот их девиз. «Синхронизируйте, как хотите. Это ваши дела и они не касаются меня - «белого шерифа», то бишь, потребителя». А то, что нарушаются права и справедливость в отношении соседей по дому - их сограждан, их абсолютно не волнует. Но если бы это касалось только таких «граждан»! На эту же позицию, к великому сожалению встали и органы, призванные интересы граждан защищать. Так, по их инициативе, мы получили судебный иск, по которому в интересах таких вот «граждан» выступили надзорные органы, а когда под их давлением было принято совершенно абсурдное с точки зрения здравого смысла судебное решение, предписывающее применять норматив при отсутствии реальных показаний, то ни суд, ни истцы, по большому счету, не смогли объяснить, как же применять это решение на практике. Их ответ заключался в следующем: «Нас, «белых шерифов», ваши дела не касаются». То, что при исполнении этого решения будет нарушены права других, настоящих граждан, а так же нарушится и сам принцип справедливого распределения электроэнергии в доме, их не волнует. Они говорят: «А как хотите, так и снимайте реальные показания - это ваши дела». Но если это сделать, даже теоретически, то в разы возрастут затраты на распределение электроэнергии, которые в конечном итоге опять же лягут на плечи этих же жителей! К счастью, сейчас в области приняты уже два других решения, прямо противоположных по смыслу, и это вселяет некоторую надежду, что еще не все потеряно у нас в плане гражданственности и здравого смысла.
К сожалению, чаще, чем хотелось бы, не оказались наши жители и ответственными собственниками своего имущества. Потому что настоящие собственники должны быть обеспокоены тем, как сэкономить на содержании своего имущества, в том числе общедолевого, а не бросать свое имущество на произвол судьбы. «Пусть им занимается дядя, который, очевидно, заплатит и за свет в подъезде и в подвале, найдет причины повышенного расхода, выявит воровство и чудесным образом нас от этих проблем избавит. А мы хотели бы платить не больше 6% за общедомовые нужды, и тот факт, что такое потребление в нашем конкретном доме совершенно не соответствует действительности, нас, «белых шерифов», совсем не волнует» - это кредо псевдособственников родом оттуда, из нашего люмпенского прошлого и, к сожалению, оно пока еще очень распространено.
Можно долго рассуждать, почему так происходит и что с этим делать. Очевидно, что причина здесь не одна, они настолько сложны и глубоки, что простых решений, как с этим покончить не существует. Но есть главное. До тех пор, пока мы не поймем, что только мы сами, собственными усилиями и через собственную ответственность, сможем стать настоящими гражданами и собственниками со всеми плюсами и минусами такого статуса, до тех пор мы так и будем болтаться в вечных переходных периодах и нескончаемых реформах, тратя свои силы и свой талант на борьбу с тенями - собственным инфантилизмом и агрессивной завистью по отношению к тем, кто все-таки сумел вырваться из этого круга, увидел тропинку в лесу и стал гражданином и собственником. КРЭС не идеален. Там еще есть ошибки и недоработки. Но это одна из немногих компаний в области, искренне стремящаяся пройти свою часть этого трудного общего пути. Я это точно знаю.