Туристический бизнес должен стать одним из китов, на который обопрётся экономика Мурманской области
Развитие туризма в Мурманской области давно обозначено одним из ключевых направлений социально-экономического развития региона. В настоящее время развитию этого направления уделено внимание в стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года, стратегии развития туризма в Мурманской области до 2015 года, в региональных программах по развитию конкурентоспособности на 2011-2013 годы. Особый акцент в настоящее время делается на развитие внутреннего/въездного туризма в Мурманской области, что выражено в проекте «Русская Лапландия» как наиболее обсуждаемом на сегодняшний день и в правительстве региона, и среди представителей туристического бизнеса.
По информации заместителя министра спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации Надежды Назиной, доля туристической отрасли ВВП России с учетом мультипликативного эффекта составляет 6,5%, при этом на чистый туризм приходится около 3%. В 2010 году объём турпотока составил 32 млн человек с ростом в 1% в сравнении с 2009 году. А объём платных услуг, оказанных гостиницами и туроператорами, составил 203 млрд рублей, что на 3,1% больше показателей предыдущего года. По словам замминистра, это очень маленький показатель при реальном наличии туристско-рекреационных возможностей России.
О рентабельности и перспективности туристического бизнеса на Кольском полуострове разговоров ведётся много. По мнению специалистов, на основе имеющихся в нашем крае туристических ресурсов можно создать достойную туристскую индустрию, отвечающую современным требованиям, а также сформировать конкурентоспособные туристские продукты и успешно развивать внутренний и въездной туризм. Одним из основных препятствий, которые так или иначе не дают развиваться туристическому бизнесу в Мурманской области, является отсутствие элементарной инфраструктуры, которая призвана сделать пребывание туристов в регионе комфортным.
Однако в работе туристических компаний Мурманской области имеющийся потенциал используется недостаточно и неэффективно из-за разобщенности деятельности участников туристического кластера и элементарного отсутствия единого информационного пространства. Так считает экономист отдела потребительского рынка и услуг администрации города Мончегорск Милена Шатская. «В течение последних двух лет актуальным остается вопрос, на кого или на что опираться в повседневной работе каждому из участников индустрии туризма? - отмечает Милена Викторовна. - И здесь самое время напомнить о социальном партнёрстве как основополагающем факторе развития туристской индустрии на региональном уровне. Так как именно в ходе процедур социального партнёрства происходит оформление интересов и прав заинтересованных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективно-договорного регулирования и выработка правил игры в целом».
Милена Шатская убеждена, что сегодняшней региональной туриндустрии необходимо более активное вовлечение заинтересованных сторон в процесс развития туризма, а также их максимально возможное участие. Заинтересованными сторонами выступать могут и сами туристические организации, и гостиницы, и владельцы инфраструктурных объектов, органы власти и другие. «Организовать оперативное взаимодействие между участниками этого рынка и повысить уровень информационного обеспечения - наша перво-очередная задача, - утверждает Милена Викторовна. - Сегодня уровень взаимодействия и координации крайне низок».
В середине апреля в рамках Дней предпринимательства в Мурманском региональном инновационном бизнес-инкубаторе состоялся «круглый стол», посвящённый проблемам и перспективам развития въездного туризма в Мурманской области, число участников которого превысило 40 специалистов. Среди них были представители туристического бизнеса, министерства экономического развития Мурманской области, Северной торгово-промышленной палаты, ГУ МЧС России по Мурманской области и другие заинтересованный организации и лица.
Выступая на «круглом столе», заведующая сектором туризма регионального министерства экономического развития Ольга Кузнецова заявила, что в настоящее время в Мурманской области формируется реалистичный подход к туризму и пониманию его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития Кольского полуострова. По её мнению, при существующей ныне экономической нестабильности, туриндустрия может стать той отраслью, которая вберёт в себя высвобождающиеся с других рынков трудовые ресурсы.
О каких рынках идёт речь, Ольга Александровна не уточнила, однако представляется сомнительной возможность работы в туристической отрасли выходцев, скажем, из УВД, Северного флота, учебных заведений края.
В текущем году на развитие туризма в Мурманской области выделено 22 млн рублей. Средства выделяются в рамках соответствующей целевой программы, которая реализуется на территории региона уже в третий раз. Формирование очередной программы начнётся в мае текущего года. Принять в ней участие смогут не только компании, которые будут делать акцент на возведении объектов инфраструктуры, являющихся неотъемлемой частью успешного развития туристической отрасли, но и те фирмы, которые занимаются разработкой туристических маршрутов.
«К сожалению сегодня можно говорить о том, что экономический кризис оказал негативное влияние на туристический бизнес и для некоторых компаний крайне чувствительное, - делает оценку прошлому году старший менеджер регионального отдела ООО «Радуга Севера» Светлана Пурлицис. - Количество клиентов сократилось ощутимо. Если раньше школам выделяли федеральные деньги на организацию краеведческих экскурсий по области для учащихся, то теперь этих денег нет, а это плохо. У части родителей нет средств, чтобы оплатить заказ автобуса и проведение хорошей экскурсии по нашему краю, но потребность и интерес у них есть».
По её словам, со стороны региональных властей внимания к туристическому бизнесу Мурманской области уделяется недостаточно. «Много говорится о развитии этой отрасли, но фактически это только слова», - замечает Светлана Ивановна.
Много разговоров в последнее время ведётся о туристско-реакреационной территории «Русская Лапландия», которая призвана стать чуть ли не локомотивом регионального туристического бизнеса. Но в настоящее время разговоры пока остаются только разговорами. Это подтверждали и участники «круглого стола» на выставке «Имандра-2011», которым так и не стало ясно, что это будет за проект, как и главное - кем он будет реализовываться. Добиться от представителя регионального министерства экономического развития этой информации так и не удалось.
Сегодня правительство, да и туристические фирмы Мурманской области заинтересованы в привлечении иностранных туристов, которые, по словам представителей турфирм, проявляют неподдельный интерес к нашему краю. Но, как отмечает директор ООО «Умба Дискавери» Ирина Волкова, в Мурманской области есть территории интересные с точки зрения туризма, но находящиеся в зоне регламентированного посещения для иностранных граждан. Одним из таких населённых пунктов является Умба. Чтобы иностранным гражданам посетить Умбу, они должны получить специальное разрешение из Управления Федеральной службы безопасности по Мурманской области. «Честно говоря, такого рода разрешения нам ещё никогда не удавалось получить, - признаётся Ирина Львовна, - поэтому нам в Умбе приходится ориентироваться только на российских граждан. Однако мы ведём переговоры с соответствующими органами, чтобы нам позволили завозить иностранных граждан в посёлок хотя бы на 2-3 часа».
Характеризуя сегодняшнее экономическое положение туристического бизнеса, начальник отдела по связям с общественностью, туризма, культуры и спорта администрации Терского района Ольга Анисимова отметила, что в настоящее время туризм Мурманской области находится в стадии развития, раскачки. Для его активного развития необходимы серьёзные стимулы и катализаторы, которые позволили бы вывести его на новый уровень, стать привлекательным для инвесторов. «В России всегда так - долго запрягаем и быстро скачем, - отмечает Ольга Петровна, - но к быстрой скачке мы ещё не перешли. Пока ещё есть моменты, которые тормозят активное развитие туризма. Ключевой проблемой здесь является слабая инфраструктура, без которой, какими бы ни были живописными Кольские земли, туристический бизнес просто не возможен. Человеку должно быть прежде всего комфортно в любых условиях».
Что говорить, если зачастую даже мест для размещения приезжих в нашем регионе недостаточно. Непритязательные россияне, жаждущие осмотреть красоты Кольского края, приедут к нам и с палаткой, но, пожалуй, это с трудом можно назвать комфортным проживанием и благоприятными условиями для пребывания туристов. Если только речь не идёт об экстремальном отдыхе. В последнее время все больше наших соотечественников тоже претендуют на комфортные условия во время турпоездок, на хорошую сферу услуг и разнообразную программу.
Но даже в таком, казалось бы, не требующем инфраструктурных решений виде отдыха, как активный или экстремальный туризм, существуют проблемы. И, в первую очередь, это проблемы обеспечения безопасности туристов. Начальник Мурманского поисково-спасательного отряда - филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России Юрий Надеждин, сообщил, что в настоящее время особую угрозу в этом направлении представляют «дикие туристы», которые самостоятельно прокладывают туристические маршруты, часто не согласовывая их ни с кем, даже с МЧС. Контролировать их сложно, так как в законодательном поле есть пробел: человек - вольная птица, по Конституции РФ он имеет право на свободу перемещения. А число погибших в горах из-за схода лавин в последние годы в нашем регионе растёт.
Отсутствие необходимых специалистов - острая проблема для предприятий Мурманской области, которая касается и сферы турбизнеса. Вопрос подготовки, переподготовки и сертификации кадров волнует представителей туристического бизнеса, так как каждый руководитель хочет, чтобы его работники пользовались большим спросом и на полных основаниях. У них должен быть сертификат, подтверждающий их квалификацию. А в действительности благие намерения остаются только благими. Например, сегодня, чтобы стать гидом, не нужно получать какие-либо сертификаты соответствия и прочие документы, поэтому фактически нет и инструментов для отбора специалистов, оценки его деятельности и конкуренции. Гиды, работающие в компаниях или индивидуально, часто готовы сами повышать свою квалификацию, чтобы получить хоть какой-то документ, удостоверяющий его профессионализм, но и это сделать просто негде, считают специалисты туриндустрии Мурманской области.
Но их сомнения развеял директор института дополнительного профессионального образования (ИДПО) при Мурманском государственном техническом университете Игорь Нешатаев, который рассказал о том, что они, например, готовят гидов-переводчиков рыболовных туров. На эту специальность можно готовить северян со средним профессиональным и с высшим образованием, по окончанию курсов выдаётся диплом государственного образца или сертификат в случае обучения на базе среднего обязательного образования. Курс составляет 500 часов, стоимость обучения по специальности составляет около 30 тысяч рублей. Курс включает в себя не только теоретические занятия, посвящённые изучению специальной лексики на иностранном языке (по выбору), навыков работы с людьми и другое, но и практические, вплоть до того, чтобы научить человека рыбачить, отличать различные виды рыб и ориентироваться на местности.
Образовательная программа по этой специальности универсальна. Её можно перестроить с рыболовной на любую другую специфику турбизнеса. Институт готов пойти навстречу туристическим организациям и предоставить возможность для переквалификации их сотрудников. Необходимо только разработать сам образовательный курс. Технологически эта проблема решается, поскольку возможности у учреждения есть, и всех необходимых преподавателей также обещали найти.
ИДПО предлагает обучение ещё и по специальности, которая может привлечь внимание туристических организаций, заинтересованных в повышении квалификации своих работников и сертификации их специальных навыков. «Этот курс может быть интересен в плане повышения языковой подготовки представителей турфирм, - отметил Игорь Георгиевич. - Если нужен английский язык, научим английскому. Нужен немецкий - пожалуйста. Норвежский, французский, даже есть преподаватель испанского. Кстати нет необходимости набирать огромные группы. Группа в 10 человек уже будет рентабельной».
Ольга Кузнецова сообщила, что региональное министерство экономического развития в конце 2010 года создало совет по туризму при правительстве Мурманской области. В настоящее время ведётся формирование состава совета, войти в который смогут как представители органов местного самоуправления, так и предприятий, занимающиеся туризмом. Основной задачей совета будет выявление проблем, с которыми сталкиваются туристические предприятия и поиск путей их решения. Созданием совета заинтересовались абсолютно все участники «круглого стола», так как каждый из них верит, что эти шаги навстречу объединению усилий туристических организаций помогут возродить туризм на Кольской земле. «Я убеждена, что совет по развитию туризма в Мурманской области станет тем координатором деятельности участников рынка, который нам необходим», - считает Милена Шатская.
Участники «круглого стола» совместно с Северной торгово-промышленной палатой договорились подготовить резолюцию по итогам работы и планируют выйти со своими предложениями в Мурманскую областную думу для внесения изменений в действующие законодательные акты по части туристического бизнеса.
Турфирмы видят потенциал родного региона, понимают экономическую значимость туристического бизнеса для Мурманской области, но для этого, по их мнению, усилия должны быть консолидированы, а слова и проекты должны перейти в материальное поле - к действиям.