Во время недавно прошедшего в Москве съезда Российского союза промышленников и предпринимателей был озвучен тревожный симптом: главной проблемой бизнеса является нехватка кадров нужной квалификации. «Только в кризисный 2009 год недостаток кадров уступил коррупции 1-е место по уровню угрозы для развития компании», - сказал президент РСПП Александр Шохин.
О необходимости существенного изменения действующей системы подготовки кадров в последнее время часто и много говорили также и высшие руководители России. Проблема эта сложная и многогранная, включающая в себя множество разных направлений. И, несомненно, для ее успешного решения необходимо учитывать специфику каждого региона.
Что сегодня определяет систему подготовки специалистов в учебных заведениях Мурманской области в настоящее время? В каких специалистах больше всего нуждается бизнес региона: рабочих, менеджерах, инженерах, юристах? Устраивает ли деловых людей уровень подготовки молодых специалистов? Какие новинки в образовании внедряются в Мурманской области согласно объявленному курсу на модернизацию и инновацию? Насколько эффективно в регионе работает система профессиональной переподготовки?
На эти вопросы мы и попросили ответить участников «круглого стола» «Образование - бизнесу» - представителей высших учебных заведений Мурманска, Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, крупных предприятий региона, властных структур.
«Ребята, нам нужны кадры»
Валерия Шергалина, ректор Мурманского гуманитарного института:
- Я хотела бы в свою очередь задать вопрос: а были ли какие-то конкретные заявки от бизнеса? Что касается нашей Мурманской области, то исторически сложилось так, что МГТУ традиционно готовил кадры по техническим специальностям, потом принялись готовить и юристов, экономистов. В другом большом вузе региона - нынешнем МГГУ - готовились специалисты по педагогике и других не предполагалось.
Что касается других вузов, которые пришли на местный рынок образовательных услуг, включая филиалы столичных вузов, то они ориентировались прежде всего на сложившийся спрос. Востребованность той или иной специальности определяют родители выпускников школ, а они ориентируются не только на гарантию дальнейшего трудоустройства в нашем городе или области, но и в других регионах России.
Вот сейчас говорят о том, что налицо переизбыток юристов и экономистов. На самом деле, самые набираемые студенты - это юристы. Почему так происходит? Это определяется самим рынком. Эти специальности предоставляют более широкие возможности для трудоустройства выпускников. Ребята-юристы могут устроиться где угодно, в любом регионе. Вы можете себе представить фирму, которая будет работать без экономистов, юристов? И много ли предприятий в области будут ежегодно принимать на работу инженеров-выпускников? Технические специальности имеют привязку к определенной отрасли, с одной стороны, и невысокую зарплату, с другой.
Процесс в системе подготовки кадров непростой. Бизнес до сих пор не ставил перед вузами какой-то заказ.
Мы готовы учить новым специальностям, но это так быстро не делается. Нужен прогноз на 4-5 лет: кто конкретно нужен бизнесу. С другой стороны, готовы ли принимать на работу таких выпускников? Может бизнес сегодня ответить на эти вопросы?
Сергей Дубровин, проректор по учебной работе Мурманского государственного технического университета:
- В последнее время моё больное сердце наконец-то получило бальзам. Начиная с сентября прошлого года, в университете не закрываются двери от гостей. Причём это представители промышленных предприятий разного профиля - и атомной промышленности, и рыбной отрасли, и энергетики. И что интересно, все они приходят с вакансиями и говорят: «Ребята, нам нужны кадры». Буквально еще полгода назад у меня тоже было пессимистическое настроение, как у Валерии Анатольевны. Сейчас мое мнение меняется. В последнее время бизнес, видимо, оживает. Конечно, не в том масштабе, как хотелось бы, и всё же.
Раньше список вакансий из службы занятости был на половине листа формата А4. Сейчас аналогичный список занимает более двух листов.
Что же касается подготовки юристов, экономистов, я совершенно согласен с Валерией Анатольевной в том, что рынок рождает как предложение, так и спрос. Заявления о необходимости закрытия факультетов по подготовке юристов и экономистов не совсем обоснованы. Нельзя забывать о том, что иногда это бывает вторым образованием, переподготовкой и так далее. Поэтому нельзя рубить с плеча в таких вопросах.
Мы пытаемся реагировать на требования рынка и по высшему профессиональному образованию. Например, когда возник вопрос открытия Мурманского транспортного узла, то мы постарались получить соответствующую лицензию. Второй год уже готовим специалистов по логистике. Кроме того, когда возникла необходимость подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, начиная с рыбаков и заканчивая буровиками, то мы откликнулись и на эти требования. У нас идет довольно динамичная работа с региональным министерством образования и представителями бизнеса.
Редакция:
- Получается, ваш вуз достаточно оперативно реагирует на вызовы времени? Сейчас, например, вы ведете подготовку совершенно новых специалистов - энергоаудиторов, не так ли?
Игорь Нешатаев, директор Института дополнительного профессионального образования МГТУ:
- Подготовка энергоаудиторов - это, скажем так, требование времени. В наш регион спрос на этих специалистов несколько задержался. В средней полосе России подготовка энергоаудиторов идет уже давно. Как известно, есть нормативная база, которая выстроила требования ко всем предприятиям и учреждениям о необходимости проведения у них энергоаудита, переподготовки и повышения квалификации их специалистов. Мы отправили комплект документов в Минэнерго РФ. На основании того, что у нас есть ряд специальностей, которые позволяют готовить спецов данного направления, мы это делаем. Первая группа уже выпущена, сейчас учится вторая, в составе которой есть и представители депутатского корпуса, и администраций различного уровня, и специалисты от предприятий.
Вячеслав Малков, начальник отдела профессионального образования и науки министерства образования и науки правительства Мурманской области:
- У нас в области сформирована довольно разноуровневая система профессионального образования, включающая в себя около 50 учебных заведений профессионального образования, не считая учебных комбинатов предприятий. Это 29 вузов и филиалов, 28 учреждений среднего, 13 начального образования, около 50 тысяч студентов всех форм обучения. Для 80% учащихся в вузах высшее образование платное. Сюда входит и послевузовское образование.
На процесс образования влияет многое, в том числе и вызовы времени, и интересы бизнеса. Все знают, например, что наш регион готовится к реализации так называемых строек века - Мурманский транспортный узел, Штокмановский проект, открытие новых горнодобывающих предприятий и так далее.
МГТУ активно участвует в переподготовке высвободившихся военнослужащих. Сейчас решается вопрос об аналогичном переобучении следующего большого пласта высвобождающихся северян - представителей УВД.
Игорь Нешатаев:
- Мы принимаем на профессиональную переподготовку не только бывших военнослужащих, но и сотрудников силовых структур. Этот процесс у нас идёт в течение 15 лет, мы никому не отказываем.
Дорога с двусторонним движением
Валерия Шергалина:
- Дело в том, что учебные заведения - это исполнители, а заказчиками являются ведомства, министерства. Нам спускают готовые образовательные стандарты, обязательные к исполнению для всех вузов. Для того, чтобы выдать государственные дипломы выпускникам, мы должны выполнять определенные стандарты. Как можно говорить о том, что специалисты сегодня не удовлетворяют требованиям рынка и государства, промышленности, если стандарт направляют из министерства, и мы должны его выполнять. Государство знает и определяет модель выпускника, а работодателя он почему-то не устраивает. То есть не подходят те компетенции, которые заложены в стандарте! Наверное, надо заказчикам договориться между собой.
Олег Марков, Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области:
- А все ли выполняют стандарты?
Валерия Шергалина:
- Все.
Олег Марков:
- А почему же такая разница в уровне подготовки? О чем вы говорите? С одного учебного заведения приходит человек, который ничего не умеет делать, и приходит из высшей мореходки - это два разных уровня.
Игорь Нешатаев:
- Уровень подготовки и стандарты - это разные вещи. По стандартам мы все работаем, а вот качество преподавания, качество спроса со студентов...
Олег Марков:
- О чем и разговор идет. Диплом-то у всех одинаковый - государственного образца.
Игорь Нешатаев:
- Вы затронули очень важную тему. В новом законе есть интересная новелла. Отдельные учебные заведения будут выдавать документы не государственного образца, а «установленного образца». Это совершенно другой подход. Тут уже будут саморегулирующиеся организации (СРО), куда нас попытаются привлечь и поделить рынок образовательных услуг.
Олег Куля, генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области:
- Я хотел бы немного подискутировать с Валерией Анатольевной о государственных стандартах образования. Многие вузы, расположенные южнее, начиная с Санкт-Петербурга, тесно сотрудничают с крупнейшими промышленными предприятиями и обучают по дополнительным программам, и это не мешает выпускникам получать диплом государственного образца. Специалист выходит подготовленный по требованию конкретного предприятия, с набором конкретных квалификаций.
Возьмем пример ЛЭТИ, который работает с крупнейшими машиностроительными предприятиями Санкт-Петербурга по их профессиональным стандартам. Они увеличили на 30% количество учебного времени, доплачивают вузу это время.
Кстати, после съезда РСПП всё бюро Российского союза уехало на встречу с премьер-министром Владимиром Путиным. На ней было сказано следующее: недостаток профессиональных кадров стоит на втором месте после коррупции, который приведет к гибели страны. В связи с ухудшающейся демографической ситуацией встает вопрос о непрерывном, постоянном образовании трудового населения. Задача перед бизнесом и образованием будет поставлена следующим образом: чтобы человек, специалист всю жизнь обучался. Будут приветствоваться такие вещи, как учебно-курсовые комбинаты, при вузах должны создаваться какие-либо курсы. Нашему региону тоже нужно будет много самых разных специалистов.
Бизнес, кстати, Валерия Анатольевна, в 2007 году пошел по пути создания своих профессиональных стандартов в образовании. Создано уже национальное агентство. Процесс этот трудоемкий, но потихонечку дело идет. Предполагается потом внедрить профессиональные стандарты в образование и получать специалистов, которые выпускаются не согласно бывшему единому тарифно-квалификационному справочнику, где написано «слесарь», и краткий перечень, что он должен уметь. Должен быть перечень навыков и компетенций, которые необходимы сейчас, на современном этапе. Но вы правы, что это дело не одного дня. Это 4-5 лет займет, может, больше. Я полностью согласен, что бизнес должен к вам идти, но дорога должна быть с двусторонним движением. Образование тоже должно идти навстречу бизнесу.
Валерия Шергалина:
- Что касается стандартов, то в них мы не можем что-то менять. Может быть, действительно, если представители бизнеса сделали бы заказ и оплачивали бы дополнительное время на спецподготовку, то мы могли бы и обеспечить такой процесс обучения. С одной стороны, мы зажаты, когда мы готовим студентов, но есть сегмент дополнительного образования, где мы пока свободны в своих действиях. И здесь мы сотрудничаем с работодателями, стараясь выполнять их заказы.
Игорь Нешатаев:
- Дело в том, что в новом законе об образовании, если его примут в нынешнем виде, есть такое положение - дополнительное образование к высшему упраздняется.
Валерия Шергалина:
- Вот так...
Олег Куля:
- В отношении нового закона об образовании РСПП добился такого права, что представители бизнес-сообщества будут готовить заключение по этому закону. Я думаю, что по нашему предложению он будет поправлен в нужную сторону.
Игорь Нешатаев:
- Все мы помним, что в не так далёкое время на крупных предприятиях были свои учебные заведения - втузы. Нет бизнеса - нет образования. Что впереди - телега или лошадь?
Ты скажи, бизнес, чё те надо?
Радик Сафин, председатель Совета регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:
- Какой бизнес, такое образование. Приезжают иностранцы - все говорят о бизнесе в правительстве, а наши все пытаются политику толкать. Есть бизнес, есть обучение. Тогда требуются кадры.
Сейчас малый бизнес находится в загоне! Нам не до развития, нам бы выжить. Зачем нам кадры? Фармацевты сейчас, например, выгнали своих сотрудников-продавцов и сами встали за прилавки, потому что нечем платить работникам. В Апатитах сейчас предприниматели вынуждены брать в банке кредит, чтобы людям зарплату выдать. Кого он будет брать на обучение? Да никого. Когда у нас бизнес в таком состоянии, то о каком развитии можно говорить?
Приходят маркетологи, приходят менеджеры - ну никакие. И не вы виноваты, наверное. Мы выросли в СССР. У нас раньше не было ни маркетологов, ни менеджеров, а мы сегодня их обучаем. Когда посмотришь, кто их подготавливает, становится понятен уровень специалистов на выходе.
Нам нужны менеджеры по продажам, а их нет. Мы готовим курсы по предпринимательству, люди приходят с хорошими бизнес-планами, но не готовы продвигать свою продукцию. Говорит, например, я могу делать кованые решетки или оградки. «Молодец, а как ты их продавать будешь, знаешь?» - спрашиваю. «Не знаю...»
Мы сейчас вышли на такую стадию, что для того, чтобы продать, надо красиво завернуть, а мы этого не умеем. В бизнесе эта большая проблема.
Ольга Мурсенкова, начальник отдела кадрового администрирования департамента персонала Кольской горно-металлургической компании:
- Мы говорили о том, что уровень подготовки сегодняшних специалистов недостаточен. Дело здесь еще и в том, что у нас в компании, например, техника и технологии развиваются быстрее, чем образовательные программы. Сегодня нет тесной связи между предприятиями и учебными заведениями в плане производственного обучения.
Олег Куля:
- А задача модернизации перед предприятиями стоит. На съезде РСПП, кстати, речь шла о модернизации экономики страны. У меня сложилось впечатление, что между командами президента и премьера возникла дискуссия по этой теме.
Аркадий Дворкович, выступая первым, обозначил направления развития, в том числе и образования. А затем Алексей Кудрин сказал, что все это хорошо, но под любые вещи нужны деньги. Он привел пример, что для проведения модернизации прирост ВВП должен быть выше 10 процентов в год. Сейчас у нас 6 процентов - это стагнация. 8 процентов - это слабое развитие. Пути получения денег, по мнению Кудрина, может быть только три.
Первое - повышение налогов, второе - уход бюджета в дефицит, и третье - сворачивание социальных программ. Денег у государства практически нет. Алексей Кудрин сказал, что рынок нефтедолларов уже не играет никакой роли на развитие экономики. При ценах 120 и 60 долларов темпы развития не меняются. Денег идет больше, но экономика не растет. Нужно менять что-то в производстве. Была поставлена задача, чтобы бизнес сделал шаг в эту сторону. Хотя бизнес и говорит: «Господа, нужно создавать условия».
Окончание следует.