В конце апреля в рамках Недели российского бизнеса Российский союз промышленников и предпринимателей провел очередной ежегодный съезд членов союза, на котором подводились итоги работы за 2010 год. На съезде был представлен доклад о состоянии предпринимательского климата в России в прошедшем году. О том, какие тезисы были озвучены на съезде и какие планы РСПП наметил на 2011 год, нам рассказал генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Олег Куля, принимавший участие в форуме СПП.
- Олег Александрович, расскажите о самых важных вопросах в работе съезда РСПП.
- Основной тезис, который озвучил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, - предприниматели страны ждали быстрого выхода из экономического кризиса, но, к сожалению, этого не произошло. И проблема даже не в том, что мы не вышли из него по каким-либо причинам, а в том, что сегодня нет тех индикаторов, которые бы позволили сказать, что из кризиса мы выходим или вышли. Мы не можем оценить состояние экономики крупных предприятий с этой точки зрения, не можем сказать, что мы уже пошли вперёд. Если выручка предприятий растёт в ногу с инфляцией, то вряд ли это говорит о том, что предприятия развиваются.
Сегодня решения руководящих органов власти нашей страны, которые направлены на поддержку предпринимательства, принимаются очень медленно и с большим опозданием. Принимается какой-то важный для бизнеса закон, а всеми важнейшими подзаконными актами и поправками дополняется потом. Такой подход вряд ли может способствовать быстрому прохождению кризиса.
Ещё одна болевая для бизнеса точка, о которой говорил в своём докладе президент РСПП, это институты, контролирующие бизнес, которые с годами практически не изменяются. Например, наш консультант, который занимается анализом сводного плана проверок Мурманской области, предоставил интересную информацию, в которой говорится, что количество проверяющих организаций за прошедший год увеличилось!
- Но ведь любая проверка должна ставить своей целью помочь предпринимателю осуществлять свою деятельность в рамках закона, указать на недостатки, которые необходимо устранить...
- В действительности институт проверок - это карательный орган. Если человек допустил оплошность, то считается, что он её осуществил обязательно осознано, специально. Значит он виновен, надо его наказать и оштрафовать.
У нас по многим правонарушениям нет такой нормы, как предупреждение. Например, если инспектор видит, что человек или компания ранее не были замечены в нарушениях и не наказывались рублём, то почему бы ему не вынести предупреждение: теперь ты знаешь, что так нельзя, не нарушай, исправляйся. Сегодня предпринимателей по многим видам даже незначительных нарушений выносят наказание - штраф.
А законодательство у нас в некоторых сферах деятельности настолько неоднозначное, что исполнить его в полном объеме крайне сложно. Многие моменты противоречат друг другу. Сегодня, поступая по закону, в соответствии с деловыми традициями, по совести в одном месте, то в другом всё равно обязательно что-нибудь да нарушишь, даже не осознавая этого или же не видя иного выхода. Это отмечает и руководство РСПП.
В докладе Александра Шохина также сделан анализ начавшейся работы России, Беларуси и Казахстана в рамках Таможенного союза. И примечательный факт: после начала работы часть предприятий переехали работать на территорию Казахстана. Бизнесмен тоже человек, он ищет, где ему лучше, выгоднее, комфортнее и эффективнее работать. Для ряда российских предприятий выгоднее оказалось работать в странах-партнёрах по Таможенному союзу, нежели на родине. Наши инвестиционные шансы оказались гораздо ниже, чем у коллег по союзу.
- Поднималась ли проблема коррупции на съезде? Есть ли какие-то выводы по уровню её влияния на бизнес?
- Безусловно всеми участниками съезда по итогам прошедшего года отмечался высокий уровень коррупции в стране. Коррупция - это такой феномен человеческой жизни, который всегда воспринимается неоднозначно. Ведь в 90-е годы прошлого века коррупция была инструментом, который позволял решить тот или иной вопрос быстрее, в обход действующих нормативов. Сейчас коррупция больше похожа на некий обязательный сбор. Платятся огромные деньги только за то, чтобы вообще что-то сделать, даже в установленные регламентом сроки. Это уже не нормально.
В таких рамках у предпринимателей выбор остаётся простой: либо решать всё самому, либо с помощью легального лоббизма. Сегодня уровень доверия легальному лоббизму (работа через союзы предпринимателей, общественные палаты и прочие организации) стал заметно выше. Реальность такова, что сегодня решать свои проблемы самостоятельно слишком дорого - величина взяток стала несоразмерна с доходами от бизнеса.
- Какие же задачи ставит перед собой бизнес в условиях, которые сложились в экономике?
- Сегодня предприятия озадачены одним - выжить в этих непростых условиях. Большинство из нас живёт сегодняшним днём, потому что завтра просто может не настать. Из-за этой неуверенности у нас в стране формируется устойчивый кадровый голод: бизнес не делает запросы на специалистов. Предприниматели просто не могут сформировать этот запрос, поскольку не могут планировать свою работу на хоть какой-нибудь среднесрочный период. У нас максимальный срок, на который предприниматели берут кредит - 3 года, и это предел. У нас даже понимание сроков планирования (краткосрочный, среднесрочный и т. д. - Авт.) разное с западными странами. То, что для нас является среднесрочным, у них - краткосрочное. 1-3 года - это горизонт планирования нашей экономики. Это даже не 5 лет, а про 10 лет можно только мечтать.
Оставлять такое положение дел очень опасно. Если предприятие не будет вкладывать средства в свои основные фонды, если не будет планировать свою деятельность на перспективу, если не будет заниматься кадровыми вопросами, то рано или поздно оно упадёт в яму.
Александр Шохин в своём выступлении отметил, что на первом месте среди прочих угроз для российского бизнеса опасным является недостаток квалифицированных кадров, а не коррупция. И когда нам говорят, что у нас много экономистов и много юристов, я отвечаю: у нас много плохих экономистов, много плохих юристов, у нас много людей с дипломами. Много и инженеров, действительно классных специалистов, но сидящих без работы. И им приходится пополнять ряды плохих менеджеров и экономистов, потому что найти себе работу они могут только в этой сфере. И это тоже наша беда.
Сегодня государство только спрашивает, требует, но не помогает бизнесу. Нет программ, которые на условии софинансирования помогли бы предприятиям формировать материально-технические базы, кадровый запас и прочие элементы, необходимые для нормального ведения производства. Нам всё время ставят в пример одну норвежскую компанию, начавшую в Мурманской области свою деятельность. Мол, она очень много средств вкладывает в учреждение начального профессионального образования, приглашая студентов на практику и закупая для учебного заведения современное оборудование. Но в Норвегии есть такое понятие, как возврат инвестиций. Трудовые ресурсы - это те же инвестиции. Если в студентов были вложены средства, то они подлежат возврату в виде потенциальных кадров для их, подчёркиваю, предприятий. У них это прописано в законе. У нас в стране такого нет. Нам предлагают заниматься с вузами, формируя себе якобы кадровый резерв, но нет никаких гарантий, что этот студент потом пойдет работать на предприятие, которое вкладывало в него средства. Это инвестиции в никуда.
- Как оценивали участники съезда взаимоотношения с органами власти нашей страны? Можно ли говорить о том, что они улучшились?
- Большинство руководителей предприятий в унисон говорят о необходимости более плотной совместной работы над законопроектами, чтобы их принятие не оборачивалось ухудшением положения бизнеса. Например, можно вспомнить рост страховых взносов, которые привели к существенному увеличению нагрузки на фонд оплаты труда. Но ведь РСПП заявлял, что будет ухудшение, что это окончательно добьёт бизнес. Но наш голос не был услышан в полной мере. Мы добились только отсрочки принятия этого решения. Если крупные предприятия в среднем ощутили рост нагрузки на фонд оплаты труда на 18%, то для малых и средних предприятий он составил в некоторых случаях 50%.
- Основные беды российского бизнеса очевидны, но тем не менее, что на сегодняшний день больше всего представляет угрозу для предпринимателя?
- Как ни странно, это не налоги, не коррупция, даже не страховые взносы. Ничто так не разрушает бизнес, как проверки. Одна проверка может в считанные минуты разрушить бизнес, который создавался несколько лет. Отмечу, что одна проверка стоит очень дорого как для проверяющей организации, так и для той, на которую эта проверка обрушилась.
Когда идёт проверка, предприятие практически стоит. Не работает бухгалтерия, которая должна предоставить все документы проверяющим. Я вам приведу пример. Одна из очень крупных организаций нашего региона в прошлом году по одной только проверке выдала около 200 тысяч листов копий различных документов. Вы представляете себе это число? Сколько человек должны быть задействованы, чтобы сделать эти 200 тысяч копий? А ведь на это тратятся огромные ресурсы, время. Трудозатраты просто космические. Только представьте - весь отдел ушёл делать копии документов. Всё, часть работы предприятия приостановлена. Вспомните недавний случай с мурманским отелем, у которого была отозвана лицензия на продажу алкогольной продукции. Они привезли тележку с документами, которые необходимо было предоставить проверяющим. И это один случай, и это относительно небольшая компания.
А если проверка нагрянет внезапно? Да, это не разрешено, но это же дело последующих разбирательств в суде. Но в тот момент, когда проверка пришла, предприниматель документы предоставить обязан. Значит одномоментно он должен прекратить заниматься своим делом и направить необходимое количество людей на то, чтобы оказывать помощь проверяющим, копировать документы, вести их в офисы. Если рассчитывать экономический эффект от таких проверок, то для крупной организации одна проверка может обойтись суммой около 360 тысяч рублей с учётом затрат на бумагу, расходные материалы и трудочасы.
- Получается, что проверки - это действенный инструмент по уничтожению бизнеса.
- Есть веские основания так полагать. Ведь если в рамках проверки у предприятия производится изъятие документов на неопределённый срок, предприятие стоит, оно не может работать без наличия документов, которые у них забрала проверяющая организация. Солдат спит, а служба идёт: предприятие не работает, но начислить заработную плату оно обязано, налоги оплатить обязано, исполнить договоры обязано. Только потом через суд, если проверка будет признана незаконной, предприятие может рассчитывать на компенсацию по упущенной выгоде и прочим ущербам. Но сейчас-то оно стоит. Хорошо, если предприятие может зарабатывать из разных источников. А если предприятие профильное? Думаю, последствия очевидны.
В своём докладе Александр Шохин сказал, что в 2010 году в 50% случаях внеплановые проверки не согласовывались с прокуратурой. К сожалению, от незаконной проверки предприниматель не защищён. Есть ощущение презумпции виновности в отношении бизнеса. Это предприниматель должен оправдываться и доказывать, что проверка была незаконной, несогласованной. И здесь бы хотелось отметить, что прокуратура в нашем регионе весьма зорко следит за законностью в этом направлении, факты проведения несогласованных проверок безнаказанными не остаются.
- Какие итоговые оценки были даны на съезде работе в 2010 году? Как завершили прошедший год?
- Вы знаете, ощущения, что год закончен, у нас, как ни странно, нет. Мы очень долго жили с ожиданием, как мы войдём в год текущий с этими новыми ставками страховых взносов. Мы бились за один результат, а получили другой. Теперь вплотную занялись работой в новых условиях. И нет ощущения законченности. Это как зима, плавно перетекающая в зиму. Я говорил ранее, мы не видим индикаторов, по которым мы могли бы оценить, как закончился прошлый год и закончился ли он вообще. Это очень похоже на первый год предпринимательства, когда вроде бы и на ногах устоял, а прибыли ещё нет, от того и не знаешь как относиться к результатам, которые были получены.
Сказать, что год закончился плохо вроде бы и нельзя. Возможно, эти подвижки наоборот послужат каким-то толчком к развитию. Сложно дать однозначные оценки. Есть небольшие достижения, но о глобальном улучшении говорить рано.
- Какие итоги можно подвести после съезда? Есть ли какая-то консолидированная точка зрения, оценка всему тому, что происходит сегодня в экономике страны?
- В работе съезда приняла участие большая группа делегатов от СПП Мурманской области, и это приятно. Это говорит о том, что бизнес ждёт от государства стратегии развития страны, бизнес небезразличен к судьбе своего государства и готов реализовывать экономическую стратегию совместно. Это важно подчеркнуть. Но хотелось бы, чтобы прежде, чем указывать нам, куда и как идти всем дальше, нас бы спросили, а сможем ли мы туда дойти.
Государство - нам все-таки партнер! В прессе часто можно прочитать или услышать, что объединение предпринимателей критикует работу органов власти. Это не критика ради критики. Мы лишь хотим донести мысль, что любое решение власти обязательно отразится на нас. Это всё равно, что предупреждать, что если не закрывать форточку, то можно простыть. Сегодня бизнес после болезни, он ослаб. И прежде, чем ставить нам диагноз, хотелось бы, чтобы у нас спрашивали, что у нас болит. Ведь усилий для помощи бизнесу прилагается много. И обидно, когда эти усилия не столь эффективны, как бы этого хотелось.
Оценивать сегодняшнюю государственную поддержку бизнеса не берусь, однако отмечу, что только деньгами бизнесу не помочь. Бизнес - это не пенсионер. Если ты ждёшь от государства денег, то тебе пора на пенсию, тогда тебе их будут стабильно платить. Предприниматель же хочет просто понятных условий работы. Ведь в период с 2008 по 2011 год изменилось всё! Тарифы выросли, кадастровая стоимость земли очень высокая, изменение налогового законодательства тоже сыграло свою роль. Человек три года назад вел бизнес по одним правилам, а сегодня вынужден вести совершенно по другим. Ну как в таких условиях работать? Сейчас даже бизнес-план не написать адекватный, потому что в этом году могут быть одни налоговые и кредитные ставки, а через год - уже совсем другие. А какой будет экономика в следующем году не знает никто.
В футболе не меняют правила игры каждый матч, в противном случае мне было бы интересно посмотреть, какая получится игра. Мы же начинали играть в футбол, а сейчас играем, по-моему, уже в кёрлинг. А ведь это ещё не всё. Нас ждёт масса изменений. А любое приспособление к новым правилам - это стресс, дополнительная нагрузка. Вот в таких условиях мы и живём. Нам нужно планирование. Чтобы мы знали, что, например, к 2014 году ставка по кредитам будет такая-то, мы тогда и будем планировать свою затратную часть к тому времени. А не как сейчас: кредит берём под одни ресурсы, а через год получаем, что уже не понятно, под что брали кредит и как его возвращать. А на выходе не имеем ничего. Организации, сработавшие в ноль в прошлом году, пили шампанское от радости, что они сработали в ноль. Речи даже не идёт о прибыли.
- Какие задачи поставил перед собой Российский союз промышленников и предпринимателей на 2011 год?
- Среди основных задач - это формирование базы для предприятий, причем в большей степени речь идёт о трудовой базе. Нам необходимо воспитать субъект трудовой деятельности. Это к вопросу о сотрудничестве с учебными заведениями. Необходимо модернизировать Трудовой кодекс. Пожалуй, это ненормально, когда приложений и дополнений к закону больше, чем содержание закона. Его пора обновлять.
В этом году много внимания будет уделяться повышению конкурентоспособности наших предприятий. Чем ближе мы к моменту вступления России во Всемирную торговую организацию, тем лучше мы видим пропасть между нашими предприятиями и предприятиями Запада. Вступление в ВТО - это шаг в бездну и он может оказаться смертельным для нашего бизнеса. Чем быстрее мы сможем сделать наш бизнес мобильным, понятным, причём понятным самому предпринимателю, тем лучше. Только тогда можно будет говорить о его дееспособности и конкурентоспособности.