Во время недавно прошедшего в Москве съезда Российского союза промышленников и предпринимателей прозвучала тревожная фраза, что главной проблемой бизнеса является нехватка кадров нужной квалификации. «Только в кризисный 2009 год недостаток кадров уступил коррупции 1-е место по уровню угрозы для развития компании», - сказал президент РСПП Александр Шохин.
О необходимости существенного изменения действующей системы подготовки кадров в последнее время часто и много говорили также и высшие руководители России. Проблема эта сложная и многогранная, включающая в себя множество разных направлений. И, несомненно, для ее успешного решения необходимо учитывать специфику каждого региона.
В конце апреля редакция «Полярки» и ИА «Nord-news» провела «круглый стол» «Образование - бизнесу», в работе которого приняли участие представители высших учебных заведений Мурманска, Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, крупных предприятий региона, властных структур.
Есть ли свет в конце тоннеля?
Олег Марков:
- Мы можем много говорить о предложениях Алексея Кудрина, но мы живем здесь, и нам нужно самим решать, что делать в сложившейся ситуации в системе подготовки кадров. Для чего мы собрались? Чтобы что-то сделать? В нашем регионе население уменьшается, а количество учебных заведений увеличивается. Посмотрите на любимый Кольский залив - раньше сколько было предприятий на берегу, суда стояли в четыре корпуса. Сейчас - единицы, а вузов все больше. Бизнес у нас сегодня также технологически отсталый...
Наши финские соседи что делают? Они объединили усилия, создали мощные центры, хорошие базы для организации практики для студентов. Идея правильная. Нам надо тоже объединить свои усилия. Где-то образование должно подталкивать бизнес к современным технологиям, где-то наоборот.
Мы много говорим про энергоэффективность, энергоаудит, а ведь у нас нет ни одной базы, где все эти вещи можно было бы посмотреть, как это делается. У нас нет этой площадки, где бы могли встречаться, спорить, учить людей, требования какие-то свои выдвигать.
Радик Сафин:
- То, что вы говорите, это вторично. Для этого нужны деньги, а бизнес сегодня в средствах зажат.
Что нужно сделать? Цену на землю надо снизить. Это раз. Энерготарифы снизить. Мы даже согласны платить налоги, но создайте условия. Например, в Финляндии, Норвегии: хочешь заниматься бизнесом, хочешь построить дом - пожалуйста, тебе дают инфраструктуру, подведут сети. А у нас? Еще не занялся бизнесом, а деньги плати. Вот мы недавно подсчитали, чтобы открыть предприятие нужно заплатить 20 тысяч. Ты еще не начал работать, а с тебя уже требуют налоги!
Цена на землю в Мурманске самая дорогая в России. Какой здесь бизнес развивать? Здесь всё должно быть бесплатно, спасибо надо говорить людям, что они здесь живут и развивают Север. Как было в СССР - государство платило полярки, чтобы привлекать на Север людей, а теперь российская власть переложила эти стимулы на бизнес. Почему? Дайте возможность развиваться бизнесу, тогда и будет он платить за площадки для практики, за образование. А сейчас это бизнесу не нужно.
Николай Зайцев:
- Перекос в образовании очевиден: юристов, экономистов - их очень много. Но что-то искусственно ограничивать, я считаю, это неправильно. Сложились определенные рыночные отношения, их нужно поддерживать. Почему их так много? Потому что люди идут учиться на эти направления, им хочется получить эти профессии.
Сейчас в стране вводятся общеобразовательные программы, которые пытаются реализовывать чуть ли не с первого класса. Наших детей с помощью этих программ собираются сориентировать уже в школе на определенную профессию. Но это ведь полная чушь! Сейчас напрочь забыта система профессиональной ориентации. Раньше плохо ли, хорошо ли, но эта система была и работала. На этапе получения образования роль профессиональной ориентации велика. Приведу живой пример. У меня сын учится в «Макаровке», и наступает момент ему идти на практику. А идти некуда, ни на одном предприятии его не берут. Приходит менеджер из западной фирмы и приглашает ребят к себе. Говорит, мол, если не будете работать у нас, то хотя бы посмотрите. И это уже идет с первого курса. Сейчас ребята уже все знают, кто в какую страну поедет жить. Вот в чем беда.
Возьмем наших соседей - норвежцев. Система непрерывного профессионального образования растянута у них на все время работы человека. Эта система встроена, законодательно закреплена, включена в обязанности работодателя. Мне кажется, сделав эти маленькие шажки, не меняя всю систему образования, мы могли бы очень многое изменить.
Перевернуть пирамиду
Редакция:
- Статистика утверждает, что лишь 17 процентов трудоспособного населения России являются рабочими. Это нормально для нашей экономики?
Олег Овечкин:
- У нас пирамида перевернута кверху ногами. Шесть инженеров, три специалиста среднего профессионального образования и только один рабочий. Вся пирамида держится на одном рабочем. Сейчас, к сожалению, отсутствует, на мой взгляд, любая нормативно-правовая база, касающаяся общения предпринимателей и образовательных учреждений. Что касается производственной практики, то учреждения начального образования работают на личных контактах руководителей. Обращаются к директору, менеджеру, с которым их связывает какая-то дружба, доверительные отношения. Договариваются, организуют процесс. Так не должно быть. Когда говоришь руководителю: «Возьми на практику парня», то слышишь в ответ: «Зачем? У меня своих хватает».
Возьмем, например, опыт Финляндии. Там на каждом предприятии закреплены учебные места. На них никто не работает. Эти учебные места ждут, когда придут студенты. Работодатель получает определенную компенсацию за созданное рабочее место. Если бы это было у нас, то любой предприниматель стоял бы в очереди, умоляя дать ему студентов.
Наш лицей пытается процесс обучения подкрепить практической работой на современном оборудовании. Например, компания «Статойл» оказала нам гуманитарную помощь, чтобы мы приобрели станки с числовым программным управлением. Но перед нами встала проблема поиска специалиста инженерного профиля, который смог бы написать программы для станка с ЧПУ. А готовы ли наши вузы выпустить таких программистов? Одного, пять-шесть человек, например? Не готовы. Потому что надо выпускать как минимум двадцать человек, которые потом все работу не найдут.
Радик Сафин:
- Во время одного их семинаров мы спрашивали студентов: «Кем вы хотите стать?» А они не знают кем. Они полностью потеряны, не знают чего хотят. О чем это говорит? У государства нет идеологии в воспитании молодежи. Молодежь растет сама по себе как грибы какие-то, как поганки. Куда их понесёт, там они и вырастут.
Единственный вопрос, на который они отвечали все и конкретно: «Сколько ты хочешь получать денег через пять лет?» А выбрали институт, в основном, потому что туда друзья пошли. Получив диплом, выпускник начинает осознавать, что он - никто. В бизнес его не берут, потому что он ничего не умеет, учиться дальше - также смысла не видит.
Вячеслав Малков:
- Я не соглашусь, что у нас нет никакого профориентирования. Взять хотя бы Кольскую ГМК. Очень четкая система профориентации: стипендии, поддержка выпускников. Наверное, в Мончегорске каждый второй хочет идти на комбинат?
Ольга Мурсенкова:
- Вы ошибаетесь. Наш городской центр занятости проводил анкетирование выпускников. Cамыми непривлекательными являются как раз специальности, связанные с нашим комбинатом. Самыми привлекательными оказались юристы, экономисты. Вы-учиться на инженера, технического специалиста, очень сложно.
Олег Куля:
- Когда молодой человек, насмотревшись передач по телевизору, где он видит лощённых менеджеров, сидящих в сияющих офисах, а после своего уставшего отца, пришедшего с работы, например, на судоверфи или ГМК, он, естественно, выберет офисную жизнь. Она кажется ему легче и свободнее. Нужно менять эту психологию.
Мы сегодня часто вспоминаем СССР - время, когда рабочая профессия считалась в обществе почётной и престижной. Сейчас многие даже стесняются признаться, кем они работают.
Приведу пример организации практики в наше время. У меня дочь учится на финансового аналитика. Она на практике столкнулась со следующим. Не знаю, везде ли так, но в наших банках используют такую схему: берут на работу, студент работает 4 часа в день, но за это ему ничего не платят.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
Владимир Колесников:
- Я понимаю, сегодня все высказались, что сейчас недостаточно государственной политики для того, чтобы бизнес нормально взаимодействовал с учебными заведениями. У нас нет прогноза необходимых трудовых ресурсов не только по Российской Федерации, но и в Мурманской области. Это сложный процесс.
Вот мы говорим о проектах МТУ и Штокмане. Но это среднесрочная перспектива, а данное взаимодействие нужно обеспечивать уже сейчас. Слава Богу, если мы сейчас, что-то обсудив, выработаем что-то конкретное и полезное. А все эти нестыковки, о которых мы говорили, приводят к тому, что люди приходят к нам в центры занятости.
Выскажусь и по поводу стажировки. Да, действительно у нас были три программы. Это «Первое рабочее место». К сожалению, в ней заложены ограничения по возрасту - от 18 до 20 лет. Мы могли брать лишь выпускников среднего и начального профессионального образования. Это около 110 человек в год, и сейчас так будет. Финансируется эта программа за счет федеральных субвенций. Действовала также программа «Молодежь Мурмана», но, к сожалению,в настоящее время финансирования по этой программе нет. В 2010 году в её рамках около 65 человек прошли стажировку, во время которой им выплачивалось до 50 процентов средней зарплаты по региону.
Проводится у нас стажировка выпускников и по программе дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда. По ней в прошлом году мы организовали стажировку 496 выпускников, в этом году будет более 300. По этой программе за счет федеральных средств будет оплачиваться около 6 - 6,5 тысячи рублей каждому её участнику.
Проблема выпускников сложная. Считаю, что количество учебных заведений высшего образования, особенно московских и санкт-петербургских филиалов вузов, в нашем регионе излишнее. Естественно, легче всего выпускать экономистов, юристов, потому что по ним затрат почти нет. Но на рынке труда такие специалисты нужны с опытом работы.
По выпускникам вузов вопрос нужно решать на федеральном уровне, чтобы вся филиальная сеть согласовывала свои календарные планы обучения специалистов в службе занятости и региональном министерстве образования и науки.
В Мурманской области ежегодно получают дипломы в вузах около 8 тысяч выпускников. К сожалению, более 2 тысяч из них ежегодно приходит в центры занятости. Около 45 процентов из них мы трудоустраиваем.
Я - человек практичный. Главное для меня - КПД нашего разговора. От разговоров надо переходить к выработке чего-то, обращений к кому-то. Нужно хотя бы наметить свои предложения по этому важному разговору.
Радик Сафин:
- Давайте проведём конференцию.
Олег Марков:
- В СПП МО в плане работ есть пункт о проведении такой конференции в конце этого года.
Редакция:
- Есть ли смысл в организации специального обучения северян азам предпринимательства?
Радик Сафин:
- Почему нет? Мы нуждаемся в этом. Надо развивать малый бизнес. У нас огромные ресурсы на Кольском полуострове. У нас туризмом никто не занимается. Предпринимательство - это такой большой пласт. У нас в Мурманской области малым бизнесом занимается лишь 15 процентов трудоспособного населения, в то время как в цивилизованных странах свыше 50 процентов. Но люди сегодня боятся заниматься бизнесом.
Владимир Колесников:
- Мы выдали субсидий для открытия собственного дела только в 2009 году 850. В 2010 году - 1096 субсидий. В этом году мы планируем выдать более 500. Но мы выдаем субсидии только безработным. Проблема в том, что люди не хотят заниматься своим делом, скорее всего из-за недоверия или боязни.
Мы организуем тренинги, курсы, как открыть свой бизнес. Но люди все равно боятся. Боятся какой-то нестабильности. Самое главное - нужно учить молодых предпринимателей маркетингу, чтобы эффективно реализовать свою продукцию. Вот этому следует учить. Именно в этом направлении нужно работать и учебным заведениям. И это не обязательно должно быть высшим образованием, может быть и дополнительным.
Валерия Шергалина:
- Мы выиграли конкурс. В рамках муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Мурманске» в прошлом году провели 8 бесплатных семинаров и тренингов для начинающих предпринимателей, в которых участвовало 500 человек. Из них начали свое дело 150 человек. Сказать, что люди не хотят, это не совсем так. Однако начать свой бизнес не так просто. Есть ли информация, в развитии какого бизнеса нуждаются города и поселки области (прачечные, сапожные мастерские, библиотеки, центры развлечений и так далее)?
Олег Марков:
- Какая отдача от ваших субсидий? А кто преподает на этих курсах? Человек должен уметь преподавать.
Владимир Колесников:
- Мы привлекаем специалистов из ФОРМАПа, которые выезжают в наши районы, где есть желание у безработных открыть собственное дело. Приведу пример, в 2009 году из 850 участников программы субсидирования бизнеса вышли из неё лишь 37 человек. По 2010 году у меня пока статистики нет. Самое главное из этой программы для нашего региона - это создание новых постоянных рабочих мест. В основном это сфера обслуживания.
Олег Куля:
- Сейчас создается национальный центр профессиональной квалификации, будут созданы они и в регионах. Они будут давать оценку подготовки специалистов. Представители бизнеса уже сейчас, спасибо Валерии Шергалиной, регулярно приглашаются для работы в госкомиссиях, чтобы бизнес мог оценить качество работы вуза.
Центры профессиональной квалификации будут не только следить за качеством образования, но и выдавать сертификат. Выпускник должен подтвердить свою квалификацию по диплому, а после получения сертификата работодатель уже не скажет ему, что он плохо подготовлен. В данном случае подготовка велась по стандарту, выработанному бизнесом. Уже сейчас разработано около 15 профессиональных стандартов.
Моя личная точка зрения, нужно делать так, как это делается в Норвегии. С 4-го класса ребенку начинают рассказывать основы налогового законодательства. Он растет и знает, что налоги нужно платить. А у нас? Человеку, который всю жизнь привык, извините, тырить, говорят, что нужно платить налоги.
Профсоюзы говорят, что народ незащищенный и бизнес ему зарплату не повышает. У нас есть встречное предложение, и мы его высказали. Давайте сделаем как на Западе: работодатель платит работнику, условно говоря, 60 тысяч зарплаты, а работник знает, что с этой зарплаты он должен платить НДФЛ, соцстрах, в Пенсионный фонд и так далее. Работник тогда понимает, что и как происходит, начинает требовать с государства. Меняется вся конструкция экономики, она становится нормальной.
А сегодня предпринимателей обложили со всех сторон, а мы ещё хотим от них участия в создании учебного центра, какого-то полигона. И все это за их деньги.
Андрей Сергеев:
- У бизнеса денег нет. Я могу сказать, что у вузов также денег нет. Например, годовой бюджет нашего университета 380 миллионов рублей, из них 90 миллионов мы зарабатываем сами. Но денег не хватает ни на что, потому что присутствует скрытое недофинансирование. Вузы так же, как и бизнес, сейчас выживают в трудных условиях.
Игорь Нешатаев:
- Я хочу рассказать об ещё одной серьезной проблеме. Известный 94-ФЗ, по которому победителем конкурса становится тот, кто готов реализовать его за меньшие деньги. В таких условиях о качестве подготовки специалистов вообще говорить не стоит. Ведь в таких конкурсах порой побеждают учебные учреждения, которые вообще не имеют в штате ни одного преподавателя. Они нанимают, конечно, их со стороны, но как их проконтролировать? Это болезненный вопрос.
Отмечу ещё одну проблему, которая присутствует в процессе профессиональной переподготовки бывших военнослужащих. Напомню, вышел приказы № 95, 96 министра обороны, которые говорят, что профессиональная подготовка военнослужащих, увольняемых в запас, должна вестись в высших военных учебных заведениях, для этого предназначенных. Чему могут научить там? Мы учим за деньги, которые военные платят сами, а с Министерства обороны РФ никак эти деньги не взять.
Сергей Дубровин:
- Мы еще не затронули проблему многоуровневого образования. Что будет, когда на производство придут бакалавры? Времени на получение специальности у них просто не остается. На мой взгляд, в стране полностью уничтожается инженерное образование.
Олег Куля:
- Какие бакалавры придут на работу, если молодой человек будет заканчивать школу по стандарту, когда обязательные предметы - физкультура, «Место России в мире» и ОБЖ?
Валерия Шергалина:
- А я не согласна с такими оценками. Вся Европа бакалавров готовит. Разве эти специалисты хуже чем наши? Другое дело, что преподавателей нужно переучить. Да, они не готовы к подготовке бакалавров, которые будут востребованы. Ну почему у нас такое отторжение нового? Надо вкладывать больше денег, чтобы изменить технологии обу-чения.
ФАКТ
Со студенческих стипендий государство собирается взимать подоходный налог.