Спад в горно-металлургической отрасли уже ударил по промышленным предприятиям нашего региона, но еще больнее он может ударить по муниципальным образованиям Мурманской области, в которых эти предприятия находятся.
Надежда на НДФЛ
Сегодня проблемы со сбытом продукции испытывают практически все металлургические предприятия страны. Формула беды проста - резко сократился внутренний спрос со стороны строительных компаний и предприятий машиностроения, а экспорт из-за низких цен на металлы неоправдан.
По различным данным, свои мощности сократили большинство металлургических компаний. А если учесть, что в Мурманской области работают сразу несколько крупных металлургических финансово-промышленных групп - «Северсталь», «КАЗ-СУАЛ», «Кольская горно-металлургическая компания», то нашему бюджету не позавидуешь.
Есть и более важная проблема - социальная. Оленегорск («Северсталь»), Кандалакша («КАЗ-СУАЛ»), Мончегорск и Заполярный с Никелем («Норильский никель») де факто являются моногородами. И состояние их жителей сродни паническому - никто не может уверенно сказать, насколько глубоким окажется спад производства, как будет выплачиваться заработная плата, грядут ли сокращения. Такое вот «погружение» с тремя неизвестными.
Между тем все вышеперечисленные металлургические предприятия являются бюджетообразующими для Мурманской области. Разумеется, спад производства чреват заметным сокращением налоговых поступлений в региональную казну. Как следует из проекта регионального бюджета на ближайшие три года, финансисты не ждут ничего хорошего от металлургов. Главные надежды областное правительство связывает с налогом на доходы физических лиц. А поступления от налогов на прибыль, имущество, добычу полезных ископаемых никак не соответствуют высокому статусу олигархов от металлургии. Почему же крупнейший налогоплательщик России не может порадовать своими отчислениями бюджет Мурманской области?
Цены не внушают оптимизма
В структурах «Норильского никеля», как следует из отчета компании, производительность труда за последний год уже снизилась на 19 процентов. А за счет снижения цен на рынке металлов выручка компании упала на 20 процентов.
С сожалением можно констатировать, что у главного производителя цветных металлов - ОАО «ГМК Норильский никель» в период кризиса не оказалось «подушки безопасности».
В последние годы, по данным журнала «Эксперт», компания совершила ряд не слишком удачных приобретений (LionOre, ОГК-3), которые принесли ей миллиардные убытки. Суммарные долговые обязательства металлургической компании, по данным того же отчета, превысили 8 миллиардов долларов. По существу, «Норильский никель» вошел в финансовый кризис, не имея свободных денежных средств.
Между тем динамика мировых цен на цветные металлы не внушает оптимизма, особенно на медь и никель. Цены идут на спад и уже вплотную приблизились к себестоимости производства этих металлов.
При этом только для сохранения существующих объемов производства предприятиям «Норильского никеля» необходимы инвестиции в размере полутора миллиардов долларов, что почти равно чистой прибыли компании на 2009 год.
Планы и реальная жизнь
Недавно генеральный директор ГМК «Норильский никель» Владимир Стржалковский сообщил, что компания рассматривает различные варианты оптимизации затрат, от сокращения программы капитальных вложений до уменьшения расходов на управление. Например, в головном офисе сокращено 16 процентов персонала и снижена зарплата топ-менеджеров. В то же время, заверил генеральный директор, рабочих сокращения не коснутся.
Находясь в Мурманской области, господин Стржалковский заявил, что КГМК готова к увеличению объемов производства катодного никеля, рудник «Северный - Глубокий» будет только наращивать выработку, металлурги планируют и развивать собственную портовую инфраструктуру. Для этого в 2004 году компания выкупила значительную территорию у Мурманского судоремонтного завода.
За эти годы «Норникель» успел построить собственный флот из судов ледового класса. Это позволит самостоятельно перевозить грузы между Дудинкой (Красноярский край), Мурманском и европейскими портами. А уже в этом году на морском терминале предполагается начать полноценную работу по обработке грузов. Словом, для компании в регионе открываются все новые и новые промышленные горизонты. Однако все эти производственные планы не совсем вяжутся с реальными фактами из жизни.
Муниципалитеты без помощи
Например, коллективный договор (социальные обязательства, повышение уровня заработной платы, дополнительные меры социальной защиты работников), действующий в компании с 2006 года, продлен еще на три года - до 2012. Фактически это означает, что в жизни простых рабочих улучшений не предвидится. По словам представителей профсоюзов, на комбинатах все доски объявлений увешаны рассказами о том, почему рабочим выгоднее жить по старому договору.
Заявления профсоюзов косвенно подтверждаются заявлениями бывшего генерального директора КГМК Евгения Потапова, сделанными в 2008 году. По его словам, в ближайшие пять-шесть лет «Норильский никель» намеревался уменьшить численность работающих на комбинатах «Печенганикель» и «Североникель» на 5 тысяч человек. И это вполне в русле мировых тенденций - за последние 20 лет количество людей, занятых в металлургии, в развитых странах сократилось на 75 процентов. Нетрудно предположить, что вызванная кризисом потребность в значительном сокращении издержек может ускорить процесс оптимизации, а не остановить его.
По всей видимости, из-за сокращения прибыли Кольская ГМК не сможет оказывать дополнительную финансовую помощь муниципалитетам, на территории которых расположены промышленные площадки компании. В последние годы металлурги заключали с администрацией Мурманской области соглашения о финансовой поддержке Мончегорска и Печенгского района.
Дополнительные отчисления делились между муниципалитетами и областной казной в пропорции 50 на 50 и были существенным дополнением к муниципальным бюджетам. Похоже, местная власть должна радоваться уже тому, что в 2010 году градообразующее предприятие выполнит свои социальные обязательства, сократив бюджетные вливания.
Придется договариваться
Сегодняшние проблемы металлургии - головная боль не только самих металлургов. Большинство предприятий этой отрасли являются градообразующими, у них самые увесистые платежи в бюджеты всех уровней. Так, удельный вес платежей Кольской ГМК в налоговых доходах региона в былые годы превышал 30 процентов.
Понятно, что если у подобного предприятия заметно снижается прибыль, сокращается фонд оплаты труда или численность работников, то потери бюджета весьма ощутимы. Очевидно, что в 2010 году региональным экономистам придется либо договариваться с металлургическими гигантами, либо нажимать на их социальную ответственность, ведь повторения «пикалевского варианта» развития событий не пожелаешь и врагу.
Михаил СЕВАСТЬЯНОВ.
(«Полярная правда», № 8).
К теме
Жители региона смогут с уверенностью сказать, что теперь они живут не за счет крупных предприятий, а, что называется, на свои.
Структура налоговых доходов бюджета Мурманской области традиционно формировалась за счет двух главных источников. В первую очередь, за счет налога на прибыль организаций, во вторую - за счет налога на доходы физических лиц.
Главными плательщиками налога на прибыль являлись девять крупнейших промышленных компаний во главе с Кольской ГМК. При этом металлурги были, что называется, вне конкуренции. КГМК формировала порядка 30 процентов доходной части бюджета.
Сегодня баланс изменился. В бюджете Мурманской области на 2010 год главным источником поступлений в казну станет налог на доходы физических лиц.