Едва ли не с первых лет окончания перестройки город-герой Мурманск упорно пытается вернуть свою былую славу рыбной столицы. Не последнюю скрипку в этой борьбе за новое старое имя играет Мурманский морской рыбный порт. У его причалов ошвартовываются промысловые суда, ценный пищевой груз с которых принимают опытные докеры. Здесь рыбопродукция перегружается в рефрижераторные вагоны и увозится фурами в другие регионы. А рыбное сырье превращается в готовую продукцию с помощью оставшихся на территории рыбного порта немногочисленных перерабатывающих предприятий. Тут же траулеры получают судовое снабжение и снова отправляются в рейс, чтобы на столах северян и жителей других областей страны в любое время года была разнообразная и качественная рыбная продукция.
Вот уже 3 года как Мурманский рыбный порт возглавляет Владимир Соколов, ранее работавший первым заместителем генерального директора Мурманского тралового флота и руководителем управления рыбопромыслового флота тогдашнего Госкомрыболовства, в обязанности которого входило кураторство всех рыбных портов страны. Потому и неудивительно, что в 2007 году, когда состояние дел у рыбного порта было достаточно сложное, именно Владимиру Витальевичу было предложено занять место генерального директора ОАО «ММРП». Не раздумывая долго, мурманчанин согласился после 10-летнего проживания в столице вернуться домой.
За непродолжительный период времени Владимиру Соколову, кандидату экономических наук, члену-корреспонденту Российской академии естественных наук, удалось привести экономические и производственные дела рыбного порта в более-менее стабильное состояние. Это подтверждает и февральское нынешнего года Распоряжение Правительства Российской Федерации № 897-р, где говорится о том, что за большой вклад в развитие и совершенствование рыбохозяйственной отрасли генеральный директор ОАО «Мурманский морской рыбный порт» Владимир Витальевич Соколов награждается Почетной грамотой Правительства РФ.
В интервью корреспонденту редакции «Nord-news» Владимир Соколов рассказал о сегодняшнем положении в Мурманском рыбном порту и планах на будущее.
- Владимир Витальевич, известно, что все 100% акций предприятия, которое Вы возглавляете, принадлежат государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В целях дальнейшего оздоровления работы рыбного порта, приглашения сюда крупных инвесторов совет директоров ММРП не намеревается в 2010 году продать часть акций?
- На данный момент никаких решений по продаже акций государство не приняло. Мы надеемся, что Мурманский морской рыбный порт сохранит статус государственного предприятия.
- На какой объем переработки грузов рассчитан рыбный порт и сколько переваливает сегодня? Это только рыба или что-то еще?
- Плановая мощность порта - 1 тысяча 300 тонн рыбопродукции в год. В нынешних условиях, в идеале, предприятие способно переработать до 500 тысяч тонн. К примеру, только за один месяц - март прошлого года - мы перевалили почти 40 тысяч тонн рыбы. Всего в 2009 году порт принял у своих причалов 255 тысячи тонн водных биоресурсов, это выше показателей 2008 года на 68 тысяч тонн. Докеры обработали 1 тысячу 27 промысловых судов и 13 тысяч 145 железнодорожных вагонов. Это лучшие показатели за последние 5 лет. Итоги 2009 года наглядно продемонстрировали, что мы готовы к увеличению нагрузки.
- По отношению к прошлому году, если сравнить работу в первые два месяца, рыбный порт в финансовом отношении идет в плюс или минус?
- В январе и феврале 2010-го мы сработали немного лучше, чем в 2009-ом. На 20 тысяч тонн вырос общий грузооборот, обработано на 43 судна больше, количество обработанных вагонов увеличилось на 2 тысячи 685 штук. Так что финансовые показатели первого полугодия, думаю, будут лучше. Хотя нас расстраивают предварительные итоги мойвенной путины. Порт планировал принять у своих причалов 80 тысяч тонн мойвы, но реально примем около 40 тысяч. При этом еще летом рыбопромышленники заявляли о полной готовности к путине и освоению всей мойвенной квоты. Мы затратили на подготовку к весенним пиковым нагрузкам в 3 раза больше средств, чем годом ранее, а этой рыбы в порт придет меньше.
- Уж коли зашел разговор о деньгах, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: открывая кредитную линию в банке «Возрождение», на что еще планировали потратить средства? Покупку новой техники, модернизацию старой, что-то другое?
- В связи с тем, что не все клиенты порта сразу и в полном объеме рассчитываются с нами за оказанные услуги, нередко возникают ситуации, когда не хватает оборотных средств. Кредитная линия отрыта для своевременной закупки топлива для котельной и погашения других затратных статей расходов. Кредитные средства порт возвращает своевременно, в том числе и поэтому у нас с банком «Возрождение» сохраняются давние партнерские связи.
Напомню, что основным предназначением ММРП является комплексное обслуживание рыбопромысловых и транспортных судов. Здесь имеются в виду погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, услуги буксиров. Также в обязанности порта входит снабжение паром, водой, электроэнергией и связью предприятий береговой инфраструктуры. Для перспективного развития нашего предприятия необходимо техническое переоснащение и модернизация всех располагающихся на портовой территории объектов, что требует вложений значительных финансовых средств. Всего на исполнение своей инвестиционной программы ОАО «Мурманский морской рыбный порт» в период до 2014 года понадобится 922 млн рублей. Реализация этой программы позволит создать на Северо-Западе России современный и конкурентоспособный рыбопромышленный комплекс.
- Вы хотели построить на территории рыбного порта новый холодильник, не исключено, что в соответствии с этими инвестиционными новшествами. Под какие объемы? Сколько вообще холодильников в порту и какова их общая вместимость?
- Инвестиционный проект по строительству нового холодильника мы готовим уже достаточно давно. Проблема нехватки холодильных мощностей в Мурманске в период пиковых нагрузок известна всем рыбопромышленникам. Главная задача ближайшего времени - модернизация существующего холодильника, которая позволит увеличить его емкость. Но и от идеи строительства нового современного холодильного комплекса не отказываемся. Место под строительство уже определено, но самая главная проблема заключается в финансировании, точное - в его нехватке. Новый холодильник рассчитан на мощность в 20 тысяч тонн. А сейчас на территории порта можно разместить до 40 тысяч тонн рыбопродукции.
- Как Вы оцениваете состояние холодильного оборудования компаний, находящихся на территории порта? Не опасны ли тонны аммиака для жителей близлежащих домов?
- Холодильный комплекс - это объект повышенной опасности, и его деятельность контролируется большим количеством надзорных органов. Так что в данном случае мурманчанам волноваться не стоит - оборудование в порядке, работает исправно.
- С Вашей точки зрения, почему холодильные мощности превратились в склады рыбы, которыми пользуются рыбопромышленники в ожидании повышенного спроса на нее, а значит, и продажи по более высоким ценам? Разве нельзя отрегулировать вопрос хранения мороженой рыбопродукции путем введения стимулирующих тарифов: больше срок - выше оплата?
- Действительно, в весенне-летнее время в рыбном порту ощущается нехватка холодильных мощностей, рыбопромысловые суда получают возможность выгружаться только под высвобождающиеся объемы. Владельцы рыбопродукции используют холодильники для ее хранения сроком от 3-х до 7-ми месяцев. Причина столь долгого использования мощностей кроется в том, что они не могут свою рыбу своевременно реализовать. Не находят покупателей или же дожидаются роста ее стоимости, несмотря на то, что пищевой товар имеет ограниченный срок реализации. Кроме того, на загруженность холодильных мощностей непосредственным образом влияет сезонность вылова рыбы и неритмичность поставок ее в порт.
Что касается возможности повышения тарифов, то деятельность ОАО «ММРП» строго регулируется Федеральной службой по тарифам, поэтому изменять стоимость хранения рыбопродукции на холодильниках мы можем только в рамках установленного тарифа. Однако даже дифференцированный тариф кардинально ситуацию не исправит, потому что в средней полосе России или в Москве и Санкт-Петербурге цены на хранение рыбы выше мурманских в 2-3 раза.
- Сколько арендаторов площадей на территории порта? Каков род их деятельности? Ответы на эти вопросы, я надеюсь, помогут понять: продолжает ли оставаться порт рыбным.
- На нашей территории ведут хозяйственную деятельность порядка 100 частных компаний различных форм собственности. Но все они, так или иначе, связаны с рыбной промышленностью. Предприятие «ФОЛ», например, обеспечивает суда орудиями лова, Мурманский тарный комбинат снабжает рыбаков и береговую инфраструктуру картонными коробками и банкотарой. ОАО «Мурманский рыбокомбинат» занимается переработкой рыбы, его коллега «Порт-Владимир» выпускает консервы, филе трески глубокой заморозки, клипфиск. Есть и другие переработчики: «Протеин» делает крабовые палочки, «Альбатрос» - консервы и пресервы, ОАО «Мурманский рыбомукомольный завод» - рыбную муку.
Есть на территории порта, вы правы, и предприятия, бизнес которых напрямую не связан с рыбной отраслью. В Северном грузовом районе, например, обосновалась одна из мурманских телекомпаний.
- А сколько в порту причалов и каково их техническое состояние?
- Хотел бы сразу уточнить, что все они принадлежат государству, а рыбный порт обладает правом их доверительного управления. Причальная линия имеет общую длину 4 тысячи 700 метров. Причалы № 0 - 36 находятся в Северном грузовом районе, причалы № 37 - 45 - в Южном грузовом. Кстати, их строительство началось в 1931 году и продолжалось до 2002 года.
Причалы Северного грузового района используются, в основном, как отстойные или для обработки малотоннажных грузов. Там сохранились деревянные причалы еще довоенной постройки, а в советские годы они были выведены из эксплуатации.
Основную производственную деятельность мы ведем в Южном грузовом районе: принимаем крупнотоннажные суда рыбопромыслового флота, летом - пассажирские лайнеры океанического класса. Ежегодно в период летней ремонтной кампании причалы приводятся в соответствие с требованиями безопасности, а дно Кольского залива у берегов очищается от посторонних предметов.
- Какие специалисты в ближайшие 5 лет могут быть востребованы портом и сколько?
- Как и любое другое крупное российское предприятие, Мурманский рыбный порт испытывает проблемы с поиском технических специалистов среднего звена. К примеру, найти квалифицированного электрика по портальным кранам сейчас очень непросто. В основном, обучать специалистов приходится на своем предприятии в процессе работы. Для этих целей у порта есть учебный центр «Курс-Норд», который и готовит портовых рабочих и других специалистов.
- Спасибо за беседу, а всем нам хотелось бы пожелать - добиться возвращения Мурманску славы рыбной столицы.
- Присоединяюсь к пожеланию.