В минувшую пятницу в СРпС прошло отчётное собрание по итогам года. Генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин, выступивший с докладом, напомнил, что объединение рыбопромышленников было создано в декабре 1992 года с целью «собрать в кулак» распадающиеся государственные предприятия рыбной отрасли, которые стали на тот момент одними из первых представителей малого и среднего бизнеса в рыбной отрасли.
«Основной задачей Союз ставил организацию работы вновь созданных рыболовных компаний, информирование по всем нормативно-правовым вопросам регулирования промысла, защиту интересов малого бизнеса на всех уровнях власти, - отметил Василий Фёдорович. - Сегодня в составе СрПС - предприятия рыбной отрасли, добывающие около 30% всей рыбопродукции в Мурманской области, причем около 80% её доставляется на российскую территорию! Всем ассоциациям и союзам, созданным на постсоветском пространстве, было намного сложнее работать, чем коллегам за границей - как тогда, так и теперь. Как правило, в Норвегии, Исландии, Дании, Фарерских островах такие объединения рыбаков встроены в систему власти и имеют официальный статус и право голоса при выработке решений, регулирующих работу отрасли. Нам пришлось самим отвоевывать это право. С этой целью вначале было заключено Соглашение с региональными органами власти, а затем, постепенно, наш голос был услышан и на федеральном уровне. Сегодня с уверенностью можно сказать, что ни одно решение, затрагивающее работу рыбаков, не принимается без нашего участия».
В доказательство этого достаточно привести примеры присутствия СРпС в руководящих органах рыбной отрасли: они входят в состав общественного Совета при Росрыболовстве, в состав Северного научно-промыслового Совета, председатель правления является сопредседателем рыбохозяйственного Совета Мурманской области, представители Союза - постоянные участники международных встреч на рыбохозяйственные темы.
Василий Никитин говорил о неповоротливости российской бюрократической системы, что заставляет рыбаков многократно обращаться «в верха» по одним и тем же вопросам.
Бюрократия - вечный бич россиян
Взять, к примеру, старые проблемы «незаходных» судов, прохождение контрольных точек, доставку рыбопродукции со всего ареала Баренцева моря в порт. Рыбакам непонятна в этой части позиция федеральных органов власти. Как было сказано недавно одним из руководителей промыслового флота на очередном совещании, его речь можно было бы записать на магнитофон еще несколько лет назад и прокручивать все ближайшие 3-4 года, потому что на свои письма и обращения мы получаем отписки.
Высшие интересы государства не позволяют ввести уведомительный порядок пересечения территориальных вод, для того, чтобы следовать за косяками мойвы, надо вначале пройти точку «Север-1», до которой 150 миль только в одну сторону, а затем, если повезет, можешь попасть на старый косяк.
«Почему в очередной раз мойвенная путина срывается по причине отсутствия сбыта на нее, хотя мы уже несколько лет просим поддержать сбыт введением Госзаказа? - задавал вопрос в пустоту Василий Никитин. - Положение дел с мойвой наиболее чётко формирует ответ руководителя одной из крупных сбытовых компаний, когда на вопрос: вы не покупаете мойву, потому что она слишком дорогая для вас, ответил: слишком дешевая. И он прав. Чтобы получить прибыль как, к примеру, с 10 тонн норвежского лосося, надо «перелопатить» сотни тонн дешевой рыбы, задействуя транспорт и холодильники, розничную сеть. С другой стороны, посмотрите, как всех взорвало неудовлетворительное выступление наших олимпийцев в Ванкувере. А почему никого не возмущает, что рыбаки только на последних просчетах федеральных и местных органов власти, потеряли: по реализации 48-го постановления правительства РФ по обязательной доставке рыбопродукции в порты России - не менее 1 млрд рублей, а госбюджет недосчитался около 500 млн рублей из-за несвоевременного принятия решения по выдаче сертификатов вылова. По причине затрат на хранение, снижение уровня цен на российскую продукцию только по предприятиям Союза рыбопромышленников Севера потеряно не менее 100 млн рублей; из-за необходимости бессмысленного прохождения российскими судами точки «Север-1» при обязательной доставке рыбопродукции в российские порты, жёстком портовом контроле за выгрузками рыбопродукции, мониторинге нахождения судов в море, отсутствии точки «Север-2» дополнительные затраты по году составили не менее 500 млн рублей. Из-за введения задним числом судебного акта Президиума ВАС об оплате НДС при аренде судов за пределами территориальных вод недоимки, пени и штрафы могут составить свыше 1,5 млрд рублей только по предприятиям Мурманской области. Из-за того, что квота под научно-исследовательские цели была выделена промышленникам только 24 декабря прошлого года и в итоге оказалась невыбранной, потерян еще один миллиард рублей. Из-за отказа проводить выгрузки рыболовных судов в естественных укрытиях и необходимости перехода в район Медвежки и мыса Надежды затраты также составляют не менее 500 млн рублей в год».
Болевые точки промысловиков - старение флота и отсутствие спроса на дешёвую рыбу
На заседаниях коллегии и «круглого стола» в Госдуме 23 марта текущего года рыбаки Мурманской области изложили свое видение вышеуказанной проблемы. В настоящее время на Северном бассейне зарегистрировано 357 единиц промысловых судов, в том числе: крупнотоннажных - 37, среднетоннажных - 197, маломерных - 123.
Квота на вылов водных биоресурсов, выделяемых предприятиям Северного бассейна, выбирается почти полностью и характеризуется следующими показателями:
2008 год
2009 год
квота
471
581
вылов
447
568
откл. (+,-)
-24
-13
Как видно из представленных данных, квоты на вылов всех пелагических и донных видов рыбы в Северо-Восточной Атлантике, Баренцевом и Норвежском морях выбираются практически полностью, за исключением мойвы и сайки:
( тыс. т)
2008 год |
2009 год |
|||||
Квота |
Вылов |
Откл.(+,-) |
Квота |
Вылов |
Откл.(+,-) |
|
Сайка |
49,8 |
7,8 |
-42 |
39,7 |
17,2 |
-22,5 |
Мойва |
Запрет |
119,9 |
64,4 |
-55,5 |
Выбор этих объектов промысла определяется не нехваткой численности флота, а отсутствием сбыта на весь выделенный для промысла объем.
«В настоящий период проблемы с выбором квоты нет, - считает Василий Никитин. - Более того, судовладельцы, не дожидаясь правительственных решений, самостоятельно проводят модернизацию и обновление флота. Так, модернизации подвергались 11 крупнотоннажных судов типа Моонзунд и 12 среднетоннажных судов. Кроме того, за несколько последних лет приобретено 45 траулеров для донного и пелагического промысла, что позволяет в целом гарантировать вылов всех выделенных биоресурсов до 2018 года».
Рыбопромышленники Мурманской области считают, что строительство нового флота невозможно без дальнейшей капитализации рыболовной отрасли. А это значит, что для рентабельной работы на одно современное рыболовное судно необходимы квоты: для малотоннажных - до 1,5 тысяч тонн биоресурсов в год, среднетоннажных - до 5 тысяч тонн, крупнотоннажных - не менее 20 тысяч тонн пелагических объектов в год.
Время собирать камни
В настоящее время около 15-20% рыболовных компаний на бассейне объединились или образовали холдинг. Союз рыбопромышленников предлагает своим членам активизировать работу по консолидации сил и до 2012 года определиться с компаниями, имеющими необходимые объемы биоресурсов, составить программы обновления имеющегося флота - как за счёт его модернизации, так и приобретения нового, из расчёта эксплуатации этих судов за пределами десятилетнего цикла, после 2018 года. При этом допускается строительство или приобретение новых судов по принципу долевой собственности, когда рыболовные компании, не меняя своей организационной формы и собственности, строят совместно новое судно и вступают в право долевой собственности, исходя из объемов своей квоты и внесенного вклада. Таким образом, каждая рыболовная компания через соответствующие союзы и объединения рыбаков должна представить свой план обновления флота, исходя из предложенных вариантов для согласования и утверждения в Росрыболовство, не позднее конца 2012 года.
С целью исключения случаев, когда некоторые рыболовные компании не предоставляют такие организационные мероприятия, а также - для подтверждения гарантии наделения предприятий квотами после 2018 года по «историческому принципу», СРпС внёс предложения по внесению дополнений в постановление Правительства РФ по наделению предприятий долями на вылов водных биоресурсов после 2018 года. Союз предлагает подтвердить сохранение «исторического принципа» наделения предприятий долями (квотами), настаивает на необходимости предоставления каждым предприятием в период до 2013 года расчетов вылова квоты имеющимся флотом, а также плана обновления и модернизации собственного флота. СРпС настаивает на включении положения о не предоставлении или сокращении долей (квот) для предприятий, выбирающих свои квоты в отчётном периоде в объеме более 50% несобственным флотом, и использовании механизма возможного долевого участия предприятий в строительстве нового флота и других организационных вопросов безусловного обязательства обновления рыболовного флота.
В этом документе необходимо указать, что основанием для строительства флота будут только собственные квоты, которые не могут быть изменены в пользу: наделения лимитами под новострой (под киль), использование части выделенных квот для государственных структур. Это обеспечит гарантию судовладельцам в том, что вновь введенные мощности рыболовного флота не останутся без ресурсов.
При строительстве новых рыболовных судов должен быть выдержан ряд критериев: стоимость строительства судна на российской верфи - не выше аналогичных проектов на иностранных верфях; заказчиком проекта должен быть судовладелец и контроль за ходом его строительства должен осуществлять то же он. Годовой процент (независимо от того, кому он выплачивается) должен быть не более 5%, строительство судов необходимо вести только под имеемые квоты на предприятии по принципу: «киль - под квоту», а предприятия, осуществляющие строительство судов на российских верфях, должны иметь преференции по налогообложению.
«Наши расчеты, сделанные по предложениям Росрыболовства, показали невозможность окупаемости вновь построенных судов, - говорит Василий Фёдорович. - В случае применения данной схемы возможно и будет оказана финансовая помощь российским верфям, но для рыбной промышленности это будет гибельно. Наши специалисты выражают также сомнения по возможности российских верфей построить современное океаническое судно, как по качеству работ, срокам строительства, так и по насыщению его оборудованием и механизмами. Более того, по предложенной схеме такое судно и стоить будет значительно дороже заграничных аналогов. Поэтому мы предлагаем свой вариант строительства судов на российских верфях с обкаткой его, начиная с 2010 года, на прибрежных судах. Мы предлагаем схемы строительства судов и их стоимость в основных рыболовных странах. Хочу обратить внимание: на наши предложения российским верфям дать свои расчёты стоимости строительства и вывести сроки поставок под предложенные иностранные проекты, ответ так и не получен.
Мурманские рыбопромышленники настояли, чтобы в протокол коллегии Росрыболовства были внесены их предложения. А именно - строительство нового флота должно вестись только под имеющиеся квоты рыболовных компаний. Судовладельцы должны использовать механизм объединения своих долей, иметь программу обновления флота и иметь государственную гарантию выделения ресурсов на последующий период при соблюдении условий закона о рыболовстве. А также иметь все варианты строительства судов: на российских верфях и совместном строительстве с участием зарубежных верфей. Механизм ввоза оборудования в Россию должен быть детально прописан: ответственность верфей за сроки и качество, гарантийные обязательства, ввоз судов, достроенных или построенных за границей.
Квотам под киль - нет!
Категорически неприемлемы попытки государственных органов власти под различными соусами перераспределить квоты предприятий, отдавать их под киль, собственную береговую переработку и т.д. Из официальных источников известно, что в целом по стране рыбная отрасль имеет уровень рентабельности 1,8%. Таким образом, попытки нагрузить дополнительно рыболовные компании расходами на возрождение российских судостроительных верфей, строительство собственных перерабатывающих производств, приведут к банкротству самих рыболовных компаний. Так, к примеру, в Польше существовало три флота, которые были жестко связаны с собственной береговой переработкой. Это компании «Дальмар», «Гриф» и «Нептун», которые оказались банкротами, несмотря на гарантированные поставки сырья и финансовую поддержку государства. Кроме того, флотам требуются так называемые короткие деньги, а перерабатывающая промышленность работает на длинных деньгах. Совмещение этих проблем привело к банкротству и флотов, и предприятий переработки.
Василий Никитин отметил активизацию отношений с Союзом рыбаков Норвегии и фарерскими рыбаками, есть соображения по работе с Союзом рыбаков Исландии. Огорчает, что норвежские власти вновь пытаются самостоятельно изменить конструкции тралов, ввести пелагический промысел донных видов рыбы, хотя значительная часть российских судов не может вести такой промысел. По просьбе СрПС 22 марта этого года на встрече министра рыбного хозяйства Норвегии с Союзом рыбаков Норвегии были обсуждены российские вопросы. Руководителю Росрыболовства Андрею Крайнему переданы предложения по проблемам делимитации Смежного участка, взаимоотношениям с кооперативом по продаже рыбы-сырца в Норвегии «Рафисклаг», которому российские рыбаки регулярно платят порядка одного процента от выгруженного объема непонятно за что и по ряду других вопросов.
Есть претензии у рыбаков и к мурманским чиновникам
«Совсем недавно я ознакомился с запросом Мурманской таможни - она настаивает на проведении экспертной оценки стоимости поддонов, в которых рыба доставляется в порт после хранения на иностранных холодильниках. Также таможенники требуют предоставить котировки цен международных бирж на эту продукцию, - рассказывает Василий Никитин. - Просто справки об их стоимости, оказывается, недостаточно. А недавно был отмен режим транзита при оформлении рыбопродукции российского производства в порту Мурманск, что также осложнит обработку судов.
Хочу дополнить картину еще одним примером. Недавно мы получили письмо - крик о помощи - от компании «Лумбовский». Она эксплуатирует транспортное судно и объясняет, как пришла к банкротству: Судно подвергалось контрольным выгрузкам в порту под надзором таможни, теряя каждый раз не менее 10 суток на стоянку в порту. Затем компания получила 800 тысяч рублей штрафа за неправильное прохождение контрольной точки «Север-1». Судно планировало выгодный фрахт при доставке мойвы из губы Волоковой или Кильдинской Салмы в Мурманск, но так и не получило разрешение на работу в естественных укрытиях, а суда этого типа в открытом море работают только при волнении до трёх баллов. Затем налоговые органы безакцептно списали налоги и приостановили операции по счетам, хотя компания самостоятельно погасила задолженность. В итоге в попытке спасти судно и компанию директор заложил и потерял свою квартиру, машину и все-таки компания признана банкротом, а судно стоит на 19 причале практически бесхозно. Может, найдется энтузиаст в нашем Союзе и вернет судно к транспортной деятельности? В нашей работе нельзя списывать со счетов неудовлетворительный менеджмент в самих компаниях, но надо признать, что, используя даже все законные методы, контролирующие органы могут превратить работу компании в сплошной ад. Как с сожалением сказал один из наших руководителей, что если таким образом выполнять все постановления, то в России могут вскоре остаться лишь одни голодные чиновники. Хочется надеяться, что контролирующие органы смогут пересилить себя и перейти к реальному контролю и поддержке бизнеса».