Как ИА «Nord-news» уже сообщало, 7 сентября в резиденции «Горки 9» состоялось совещание по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса страны, прошедшего под председательством премьер-министра страны Дмитрия Медведева. Участие в нем от Мурманской области приняли губернатор Марина Ковтун и генеральный директор НО «Союз рыбопромышленников Севера» Василий Никитин.
Как рассказал Василий Федорович, Дмитрий Анатольевич отметил важность рыбной отрасли страны для обеспечения ее продовольственной безопасности. За последние годы обеспечен среднегодовой прирост вылова 4,8%, в прошлом году добыто 4,3 млн тонн рыбы и морепродуктов. Большой резерв заложен в развитии аквакультуры, хотя соответствующий закон еще не принят. Имеются проблемы по ННН-промыслу (браконьерскому), хотя с рядом стран заключены соглашения по исключению выгрузок незаконно выловленной рыбы.
С сообщениями выступили министр сельского хозяйства страны Николай Федоров и руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. Они отметили, что в связи с вступлением России в ВТО уже подготовлено 86 новых нормативно-правовых документов. Особое внимание уделяется качеству продукции, снижению административных барьеров продвижения продукции до потребителя. В частности, запланирована выдача копий разрешений на промысел для доставки рыбопродукции в страну вместо ветеринарных свидетельств. Дмитрий Медведев заметил, что если в сентябре это решение не будет принято, то придется реформировать Россельхознадзор. Отстает от промысла рыбопереработка, необходим переход от сырья к выработке максимально удобной продукции для потребителя. Было высказано пожелание в целях содействия сбыту отечественной рыбы, предложить Минобороны и другим силовым ведомствам приобретать продукцию только российского производства. Отмечена необходимость введения уведомительного порядка пересечения 12-мильной зоны РФ, государственной поддержки предприятий рыбопереработки.
С обсуждением докладов выступили от Северного бассейна губернатор Мурманской области Марина Ковтун и генеральный директор СРпС Василий Никитин (фото).
- В выступлении Марины Васильевны была отмечена проблема «незаходных» судов, отсутствие собственных мальков и кормов для предприятий аквакультуры, - рассказывает Василий Никитин. - Глава региона говорила о возможности залога квоты, высказалась о проблемах освоения квот малочисленными народами Севера».
В своем докладе гендиректор Союза рыбопромышленников, в частности, сказал следующее: «Рыбаки отмечают значительную эффективность уже принятых федеральными органами власти решений в развитие рыбной отрасли. Это наделение нас долями на вылов на 10 лет, снижение размера оплат за биоресурсы, введение сельхозналога для малых и средних предприятий. Сделанное придало уверенность судовладельцам в завтрашнем дне, после 2008 года на бассейне было приобретено 21 промысловое судно, заложено или строятся еще 5 траулеров.
Россия присоединилась к международным соглашениям по контролю за выловом, сдачей рыбопродукции в портах, и последние 4 года незаконный морской промысел отсутствует на Северном бассейне.
Запасы основных объектов в Баренцевом и Норвежском морях - самые высокие за последние десятки лет, что говорит о стабилизации промысла. Сейчас встает другая задача: довести выловленную рыбу до российского потребителя в наиболее удобном виде и по доступной цене. И здесь надо признать, что проблем на пути к покупателю еще много. Предприятия рыбопереработки не включены в число пользователей единого сельхозналога, что значительно увеличивает размер НДС на готовую продукцию. Велики цены на электроэнергию, нет оборотных средств, недостаточна поддержка региональных и федеральных органов власти. Но самым большим препятствием является ценообразование на пути от производителя до прилавка. Полагаем, что в рамках закона о торговле, надо стимулировать заинтересованность сетевиков по работе только с производителями продукции и в установлении разумной торговой наценки - не более 10-15%. По нашим расчетам, такой подход можно видеть на примере программы «Дешевая рыба», которая действует в Мурманске, что позволяет снизить цену на рыбопродукцию в магазинах на 30%. И если сейчас уже около 70% всей рыбопродукции в торговле -российского происхождения, то эти меры могут дополнительно увеличить ее потребление, что особенно важно в условиях вступления России в ВТО.
Говоря о сегодняшнем дне, нельзя забывать о задачах по развитию рыбной отрасли на будущее. Это, прежде всего, касается развития промыслового флота и освоения новых районов добычи. Пока на Северном бассейне наблюдается переизбыток мощности, и на ближайшие 10-15 лет не будет проблем с выбором квоты в традиционных районах промысла. Да и суда, а они - достаточно современные, в том числе и новострои, имеют показатели не хуже аналогичных норвежских тральщиков. Но наши северные соседи сейчас резко увеличивают объемы новостроя и модернизации своего флота. Их новые суда строятся под гарантию правительственного фонда ГИЕК, который финансирует 80% всех затрат, а 20% добавляет судовладелец, как правило тоже за счет заемных средств. В обоих случаях залогом является вновь строящееся судно. Причем строятся суда в Чили, в Хорватии и других странах, предложивших наиболее выгодные условия. Нам тоже нужны новые суда, и рыбаки готовы строить их на российских верфях. Но пока никто не предложил нам конкурентную цену, сроки строительства, гарантии качества, таможенные преференции на поставку оборудования, не производимого в России и т.д. Естественно, мы опасаемся, что не сможем вовремя получить судно, и цена его будет заоблачной. Примеры такие есть. Недавно мы сравнили стоимость оборудования, поставляемого в рамках системы ГЛОНАСС, цена оказалась в 4 раза выше, чем на аналогичное оборудование GPS, производимое за границей. И если ГЛОНАСС мы еще потянем, то за предложенную высокую стоимость судно никогда не окупится. И получится, что с попыткой поддержать отечественные верфи произойдет крах рыболовной отрасли. Одного лозунга мало, нужна одобренная всеми финансовая и технологическая схема строительства судов в России.
Для строительства и модернизации рыболовного флота нужны средства. Их можно получить только от грамотной эксплуатации флота, создания условий для обработки, ремонта судов. И здесь мы просим на первых порах хотя бы убрать те барьеры, которые не требуют никаких бюджетных затрат. Это, прежде всего, проблема так называемых незаходных судов. За каждое судно, даже приобретенное или модернизированное несколько лет назад и выработавшее свой ресурс, при заходе в российский порт необходимо заплатить пошлину и НДС в размере 23% от первоначальной стоимости. Таких средств у рыбаков нет. Нет, кстати их и у торгового флота, но там, в связи с тем, что суда внесены в международный реестр, они освобождаются от этих уплат. Кроме того, специальным постановлением Правительства России №448 транспортные компании имеют право на временный ввоз своих судов в российские порты также без уплаты всех сборов. А таких рыболовных судов только на Северном бассейне около 80. По нашим же расчетам, только разрешение на заходы этих судов в российские порты даст доход размером около 5 млрд рублей, создаст несколько тысяч дополнительных рабочих мест и принесет в бюджет реальные а не виртуальные платежи за их растамаживание.
В свое время, когда проблема нелегального промысла, была острой, было принято постановление Правительства РФ №486, которое обязывало всю продукцию, добытую в Баренцевом море поставлять в российские порты. Для нас это - район норвежской экономической зоны, архипелага Шпицберген, а не только российской экономической зоны. Только доставка всей рыбопродукции из отдаленных районов приводит к дополнительным затратам не менее 500 млн рублей в год, что соответственно снижает налог на прибыль. Кроме того, оформляя доставленную рыбопродукцию на экспорт, государство получит в бюджет 5% в виде экспортной пошлины, но вернет предприятию 10% НДС в соответствии с действующим законодательством. Мы предлагаем сейчас ограничить район обязательной поставки линией разграничения морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
И, наконец, самое тревожащее нас - отношение к рыбакам контролирующих органов. Сейчас несколько тысяч федеральных представительств на местах ищут работу, чтобы доказать свою необходимость. Я уже говорил, что незаконного промысла практически нет. Однако это - не на руку контролирующим органам, и чтобы появилось подтверждение «полезности», пограничники составляют протоколы и привлекают к суду капитанов за выгрузку своей продукции на транспортные суда и доставку ее в Россию. Несмотря на российские правила рыболовства, которые, как и принято в других странах, допускают 5% разницу в улове при выгрузке, пограничные органы штрафуют наших рыбаков даже за несколько ящиков излишней рыбопродукции. Причем никто ее не скрывает от учета, после выгрузки она вносится в промысловый журнал. Или как отнестись к попытке таможенников производить контрольные взвешивания запасных частей, доставляемых на судно, продуктов питания? Тогда вдруг обнаруживается разница в несколько грамм, и составляется протокол о недостоверном декларировании. Мы сравнили потери времени на обработку в порту у нас и в Норвегии, в Мурманске они выше в 2-3 раза. От этих дополнительных поборов и потерь времени рыбаков пока спасает хорошая промысловая обстановка в основных районах промысла. Однако в связи с кризисом в Европе сократилось потребление рыбы, цена на треску упала на 4 кроны за 1 кг, у нас в России цена на треску также упала на 20-30 рублей, по сравнению с прошлым годом. Все это происходит на фоне высоких цен на топливо и тенденции на дальнейшее их повышение. В этих условиях каждый лишняя израсходованная тонна топлива, выброшенный из промысла день, ударяет по финансовому положению предприятия. Хочу привести только один пример из промысла мойвы. Норвежцы закрыли большой район по причине прилова трески, но затем, в связи с тем, что они не выбирали свою квоту, оперативно открыли район промысла в своей зоне, куда подошла мойва. Российские же военные в начале марта закрыли огромный район для проведения стрельб в российской зоне, где наши суда потеряли более 200 судо-суток промыслового времени. Уже в августе - сентябре снова большая часть районов промысла камбалы, краба, оказались закрытыми из-за проводимых учений. Мы понимаем, что учения не отменить, но предложили Северному флоту заключить Соглашение по минимизации потерь от организационно-штатных мероприятий ВМФ.
Больше советов с рыбаками должно быть и при выработке новых нормативных актов, регулирующих нашу работу. Недавно появился проект административного регламента по выдаче разрешений на промысел, предложенный Минсельхозом России. Мы написали свои замечания, но если они не будут учтены, то наши суда будут вынуждены заходить в канадские, исландские, норвежские и порты других стран, чтобы получить разрешение на промысел, т.к. Минсельхоз предлагает ввести получение разрешений и для иностранных судов при работе в исключительной экономической зоне России. И если для Дальнего Востока это, может быть, и приемлемо, то для Севера, где иностранцы практически прекратили промысел в российской зоне, это окажется действием только против нас, т.к. пока мы работаем по заявительному принципу в зонах действия международных договоров. При подготовке нормативных актов надо всегда учитывать реальную обстановку на каждом бассейне.
Начинает тревожить и ситуация с продажей государственных активов в рыбохозяйственной области. Так на 2013 год запланирована продажа активов «Мурманского морского рыбного порта». Обычно такая продажа сопровождается разделом единого предприятия на рентабельные и нерентабельные участки, которые впоследствии приведут к потере работоспособности порта, как это уже случилось с передачей в аренду на 10 лет наиболее прибыльного участка порта - нефтебазы. У нас есть подобный пример перед глазами. Сейчас выставлены на торги 100% акций Архангельского тралового флота и ОАО «Газпромбанк», уполномоченный от имени Правительства РФ провести их продажу, так и не установил прозрачные условия конкурса, не оговорил особые условия в виде наличия рыболовного флота, опыта промысловой деятельности и т.д.
Поэтому мы просим до конца 2012 года принять решительные меры по устранению таких барьеров, а затем учесть в разрабатываемой Государственной программе по развитию рыбопромышленного комплекса предложения рыбаков, высказанные ими в этом году на третьем съезде работников рыбного хозяйства».
По словам Василия Никитина, другими выступающими были подняты проблемы прибрежного рыболовства в части производства продукции на борту судов и возможности ее перегрузки. По этому поводу в правительство РФ обратились 9 приморских губернаторов, включая и Мурманскую область. От Союза рыбопромышленников Севера, как уже сказано, были подняты проблемы роста цен на рыбу от производителя до покупателя. По этому поводу руководитель ФАС РФ Юрий Артемьев отметил, что, по их мнению, имеется картельный сговор ценообразования на рыбопродукцию в стране и необходимо вмешательство в эту проблему.
На предложение по части минимизации потерь от проведения учений и стрельб Северного флота Дмитрий Медведев отреагировал положительно, сказал гендиректор СРпС.
Союз рыбопромышленников Севера передал для включения в протокольное решение перечень основных бюрократических барьеров по Северному бассейну.
Василий Никитин сообщил, что Дмитрий Медведев раскритиковал подготовленный проект протокольного решения по этой встрече и обязал работников своего аппарата подготовить конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в отрасли.