«В Поморье говорят: «Море - это наше поле». Такое выражение вполне применимо и к Норвегии. 80% населения нашей страны, где проживает 5 млн человек, живут менее чем в 10 км от побережья. Таким образом, море и побережье всегда были главным источником сырья и богатства нашей страны», - отмечает Ейвинд Нордслеттен, генеральный консул Королевства Норвегия в г. Мурманске:
- Ежегодно Норвегия добывает 2,7 млн тонн дикой рыбы, и это количество имеет цену почти в 4 млрд долларов США.
К тому же, последние десятилетия в Норвегии динамично развивается аквакультура, т.е. разведение и выращивание рыбы, в частности лососевых пород. В 2010 году в общей сложности было произведено 1 млн тонн такой рыбы. Цена этой продукции измеряется в 6 млрд долларов США.
После экспорта нефти и газа самым важным источником валюты для Норвегии является вывоз рыбной продукции. В 2010 года этот экспорт составил около 10 млрд долл. США. Норвежская рыбопродукция высокого качества поставляется во многие страны мира. Говорят, что ежедневно по всему миру к столу подается 37 млн блюд, в которых главным ингридиентом являются норвежские морепродукты.
Рыбная отрасль играет достаточно важную роль в занятости населения страны. На севере Норвегии почти 5% всех рабочих мест приходятся на рыболовство и рыбопереработку.
Мы не хотим хвастаться, но с рыбной отраслью дела у нас обстоят неплохо. И это, естественно, благодаря усилиям наших рыбаков, судовладельцев и всех тех, кто задействован в рыбной отрасли.
Но, и это сегодня, пожалуй, главное, чтобы быть успешными в рыбной отрасли, не достаточно собственных решений и планов. Мы глубоко осознаем, что рыбными ресурсами мы можем управлять лишь в тесном сотрудничестве с нашими соседями, партнерами. Поэтому, на самом-то деле, можно говорить не только «Море - наше поле», но и «Mоре - это наше общее поле».
Наглядным примером тому, как Россия и Норвегия могут решать непростые вопросы распределения квот и определения правил ведения промысла, являются сессии совместной норвежско-российской комиссии по рыболовству. На сессии, которая проходила в г. Калининграде, велись оживленные дебаты по определенным темам, но главное, по нашему мнению, это то, что совместными усилиями мы смогли на базе научных данных и прогнозов принять жизненноважные для обеих сторон решения по квотам и другим аспектам.
Единые правила рыболовства для всех районов Баренцева и Норвежского морей
Распределение квот заняло всего лишь один день, из отведенной на сессию Комиссии, недели. В оставшееся время все внимание было посвящено обсуждению других вопросов.
Во-первых, Комиссия приняла решение о создании рабочей группы, которая должна разработать дополнительные предложения по унификации правил рыболовства для всего района Баренцева и Норвежского морей, чтобы облегчить положение рыбаков в действующих правилах в определенных районах. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что, например, норвежские рыбаки не могут выбрать выделенную им квоту в Российской экономической зоне из-за отсутствия ясного законодательства. Одним из примеров этого также является требование к ведению электронного промыслового журнала. Мы, конечно, не исключаем, что и российским рыбакам трудно ориентироваться в норвежском законодательстве. Рыболовная промышленность, как и многие другие отрасли, жестко регулируется. Для обеих сторон будет лучше, если у нас будет общая система, учитывая, что одни и те же суда часто работают некоторое время в норвежской экономической зоне, а некоторое время - в российской. Мы работаем над решением этого вопроса.
Во-вторых, мы приняли решение о создании рабочей группы, которая подробно рассмотрит процедуры, которые лягут в основу инспекций. Опыт показывает, что на практике инспекции проходят без особых проблем. В 2010 году Береговая охрана Норвегии провела в общей сложности 1757 инспекций, из которых 1431 завершились заключением - «Правонарушений не выявлено». В 328 случаях, где были отмечены отклонения от норм, были вынесены предупреждения. Так или иначе, но в интересах обеих сторон - избежать недоразумений и споров, в связи с проведением инспекций. Проработка деталей проведения инспекций поможет избежать этого. И мы работаем над решением этих вопросов.
В-третьих, (а этот пункт тесно взаимосвязан с двумя предыдущими), мы согласны с тем, что необходимо определить, что именно подразумевает запрет на сброс выловленной рыбы. С 1987 года в Норвегии действует запрет на выброс трески и пикши. В 2009 году был введен запрет на сброс других видов рыб. Борьба со сбросом выловленной рыбы является важным фактором, и при проверках этот аспект имеет высокий приоритет в Норвегии. То, что почти половина всех арестов происходит из-за сброса выловленной рыбы, не делает проверку менее важной.
Кроме того, в России, насколько нам известно, также существуют подобные правила. Несмотря на это, мы не исключаем, что могут возникнуть сложности с толкованием правил. Сейчас мы готовы обсуждать этот вопрос с тем, чтобы достичь максимального взаимопонимания в этой сфере, насколько это возможно.
Контроль за рыболовством для всех один
Некоторые утверждают, что Норвегия иногда практикует выборочное соблюдение законов и контроль, и что российские рыбаки подвергаются более строгому обращению, чем рыбаки Норвегии и других стран. Это неверно. Правила рыболовства норвежские власти соблюдают нейтрально и беспристрастно. Нижеуказанные цифры подтверждают это: в 2011 году к уголовной ответственности было привлечено 11 норвежских судов, а задержано - 8 российских судов и 3 судна из других стран. В 2010 году было проведено 720 инспекций на норвежских судах и 207 - на российских.
В 1977 году Норвегия, в соответствии с международным правом, ввела «недискриминационную» рыбоохранную зону вокруг архипелага Шпицберген. Нам известно, что у российской стороны другое мнение на этот счет. В то же время мы отмечаем высказывания высокопоставленных российских чиновников о том, что речь идет не о конфликте, а о юридических разногласиях. Такую формулировку мы считаем уместной. Также мы отмечаем высказывания других высокопоставленных чиновников о том, что в данном деле нужен трезвый подход и разумная оценка, а не эмоции. Это мудрые слова, которые мы разделяем.
С разных сторон, в том числе и со стороны рыболовного сообщества, высказывались утверждения о том, что «Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане», вступивший в силу 7 июля 2011 года, может негативно отразиться на сотрудничестве в области рыболовства и возможностях российских рыбаков осуществлять вылов биоресурсов, как прежде, то есть до вступления в силу этого договора. Это не так. В Договоре оговаривается, что Соглашения в области рыболовства, заключенные между Норвегий и СССР в 1975 и 1976 годах, будут действовать не менее 15 лет после вступления Договора в силу, и что у сторон остаются их доли от установленных общих квот. Совместная норвежско-российская комиссия по рыболовству (СРНК) останется центральным форумом, в рамках которого будет осуществляться полное и продуктивное сотрудничество между Норвегией и Россией. Другими словами, в Договоре нет ничего, что может послужить основой для утверждений о том, что он может разрушить сложившееся долговременное и замечательное сотрудничество и повлиять на возможности рыбаков.
Норвежские власти придают большое значение тому, чтобы контроль и соблюдение правил рыболовства в районах, находящихся под юрисдикцией Норвегии, осуществлялся последовательно и предсказуемо. Именно по этой причине Береговая охрана Норвегии, полиция и прокуратура принимают меры в отношении тех рыболовецких судов, которые не соблюдают правила рыболовства, принятые норвежскими властями.
И норвежские, и иностранные рыбаки утверждают, что власти Норвегии действуют слишком строго, а санкции - слишком жесткие. Тем не менее, мы считаем, что без последовательного соблюдения законов и правил в конечном итоге пострадаем мы сами. У нас есть достаточно примеров из далеких и близких территориальных вод, что более мягкий контроль или его отсутствие, быстро приводит к истощению запасов. Неизбежным результатом этого будет снижение квот и добавочной стоимости. Тот факт, что в протоколах сессий СРНК в течение последних лет фигурирует высказывание о том, что ННН-промысел отсутствует (а это было большой проблемой всего несколько лет тому назад), явно свидетельствует о важности строгого соблюдения законодательства.
То, что водные биологические ресурсы, находящиеся в совместном управлении Норвегии и России, находятся в очень хорошем состоянии, объясняется многими факторами: квалифицированностью ученых и хорошим научным сотрудничеством, ответственностью рыбаков и владельцев рыболовецких судов, установлением квот и унификацией правил в ходе работы Комиссии и - последнее, но не менее важное, - надзором, осуществляемым береговой охраной и надзорными органами обеих стран. Хочется подчеркнуть именно последний пункт - контроль и соблюдение законов. В течение последних лет между органами власти наших стран установилось тесное сотрудничество, которому мы придаем большое значение.
Мы также отмечаем, что и норвежскую, и российскую береговую охрану объединяет то, что обе инстанции часто критикуют за чрезмерное усердие в работе и слишком строгие санкции. Нередко приходится читать о разногласиях между российскими рыбаками-прибрежниками и надзорными органами России. Если бы рыбаки и надзорные органы могли быть во всем согласны, то это было бы идеально. Однако в реальном мире такое явление будет редким.
Поэтому мы должны признать, что нам придется иметь дело с разными сторонами, которые по отдельности будут выполнять разные роли и отстаивать разные точки зрения. Однако это не означает, что между властями и промышленностью не должно быть тесного сотрудничества. Напротив, в конечном итоге, все только выиграют, если будут приняты четкие правила рыболовства, если они будут соблюдаться, и если будут власти, которые будут следить за их соблюдением и вмешаются в случае их невыполнения.
Гармонизированное развитие нефтегазовой и рыбной отраслей
Добыча углеводородов ведется в Норвегии с 1971 года, т.е. более 40 лет. Сегодня наша страна занимает пятое место в мире по добыче нефти и второе место по добыче газа. В 2010 году было добыто 124 млн тонн нефтяного эквивалента и 106 млрд кубометров газа. Большая часть газа экспортируется в страны Европейского союза из России и Норвегии. В отличие от России все углеводороды в Норвегии добываются на континентальном шельфе.
С самого начала норвежское правительство поставило себе важную задачу: развитие нефтегазовой отрасли - добыча не возобновляемых ресурсов - не должна осуществляться за счет добычи возобновляемых ресурсов - интересов рыболовной отрасли. В этой связи, напомню, что после нефтегазового сектора рыболовная отрасль является вторым по величине источником доходов Норвегии. Только квота трески в 2011 году в размере 751000 тонн имела совокупную стоимость около 2 млрд долл. США. Цель состояла в том, чтобы эти две отрасли были в состоянии существовать и развиваться параллельно. Как никогда ранее потребность в мирном сосуществовании не была больше, чем в этом случае.
Уже на ранней стадии появилось скептическое отношение к тому, что нефтяная и рыболовная промышленность смогут работать рука об руку, не нанося ущерб друг другу. Разве рыболовству не отведена неизбежная роль младшего партнера, терпящего убытки от нефтяной промышленности? Учитывая то, что мы знаем сегодня, можно утверждать: наш опыт показывает, что нам удавалось в большей степени объединить различные интересы рыболовной и нефтяной отраслей. Северное море, где добывается большая часть углеводородов Норвегии, все еще является распространенным районом нереста и нагула для основных видов рыб.
Прежде всего, это стало возможным благодаря строгим требованиям, которые с самого начала предъявлялись к нефтяной промышленности Норвегии. У нас случился только один внезапный выброс на норвежском континентальном шельфе - авария на платформе Браво в 1977 году, когда произошла утечка 30000 кубометров нефти. Время и район аварии оказались благоприятными с точки зрения воздействия на живые морские ресурсы. В последующих исследованиях широкого воздействия на рыбные ресурсы в этом районе обнаружено не было.
Тем не менее, нет никаких оснований довольствоваться достигнутым, преуменьшать вызовы или верить в то, что потенциал для конфликта интересов между двумя отраслями был устранен. Скорее мы должны отметить, что с продвижением нефтегазовой отрасли на север потребность в технических решениях, которые позволят сохранить способность воспроизводства биологических ресурсов, наряду с освоением минеральных ресурсов, увеличивается.
В этой связи норвежская сторона придает решающее значение принципу осторожного подхода и целостному экосистемному подходу. Это означает, что интересы окружающей среды и устойчивого использования ресурсов имеют приоритет перед интересами отдельных отраслей и секторов.
Для разных морских территорий были разработаны комплексные планы управления ресурсами. Для Баренцева моря такой план был принят в 2006 году. В 2011 г. план был пересмотрен. В его основе лежит ступенчатая система, которая предполагает, что некоторые районы будут закрыты для нефтегазовой деятельности. Особенно это касается прибрежных районов. В других районах на буровые работы будут наложены определенные ограничения. План управления ресурсами Баренцева моря, который доступен на русском языке, дает полное и глубокое понимание норвежского мышления и подхода к решению обсуждаемых нами сегодня важных вопросов.
До открытия морских территорий для разведки и добычи нефти, норвежское законодательство требует проведения комплексной оценки воздействия на окружающую среду. Центральным моментом этого анализа является оценка других интересов, особенно условий, связанных с живыми ресурсами и рыболовством. Выданная лицензия, как правило, будет содержать конкретные требования, касающиеся районов нереста, путей миграции и важных районов промысла. Лицензия может также содержать требования ко времени проведения буровых работ. Помимо этого были разработаны механизмы компенсации для возмещения возможных финансовых потерь рыбаков вследствие нефтяной деятельности.
Подсчитано, что 18% оставшихся мировых запасов нефти и 30% всех оставшихся запасов газа, находятся в Арктике. Вероятнее всего, значительная часть этих запасов находится на континентальном шельфе России. Как уже известно, в норвежской части Баренцева моря идет добыча газа с месторождения «Сневит». В последнее время были открыты новые перспективные месторождения. Однако пока была изучена лишь небольшая часть норвежского континентального шельфа на Севере.
Именно поэтому мы, четко определив юрисдикцию в рамках «Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане», начали реализацию активной программы сейсмических исследований в норвежской части Баренцева моря. Мы придаем большое значение информированию рыболовной промышленности о запланированных сейсмических исследованиях. Информация размещается в Интернете за месяц до экспедиции.
Причиной этому является то, что сейсмические исследования, несомненно, стали причиной серьезных конфликтов между двумя отраслями. Причина этого конфликта состоит из двух частей: 1) издаваемые акустические сигналы отпугивают рыбу из района; 2) сейсмическим судам, которые используют системы с гидрофонами, нужно много места для маневрирования и проведения исследований.
Что касается воздействия на икру и мальков, то исследования показали, что повреждения обычно происходят только в радиусе до 5 метров от источника звука. На основании этого был сделан вывод, что сейсмические исследования не приводят к значительному ущербу на уровне популяции.
В то же время были проведены исследования, которые показывают, что акустические сигналы могут отрицательно повлиять на поведение рыбы и что этот эффект может действовать в радиусе до 18 морских миль от источника звука.
Для Норвегии эти результаты привели к изменениям в соответствующих законах и правилах. Это означает, что в целях удовлетворения требования о сосуществовании двух отраслей, сейсмическая деятельность подверглась урегулированию в важных для рыболовства районах, то есть в районах нереста, нерестовой миграции и лова рыбы. В качестве важных мер, принятых властями, были временные и территориальные ограничения для сбора сейсмических данных, а также ограничения масштабов сейсмических исследований. Помимо этого на борту сейсмического судна очень часто требуется присутствие специалиста по вопросам рыболовства.
Другой проблемной областью является территория, которая необходима нефтяной промышленности. В соответствии с норвежским законодательством, в радиусе 500 метров от нефтяных установок, которые возвышаются над поверхностью моря, должны быть созданы зоны безопасности. Таким образом, буровая установка для разведочных работ займет площадь около 7 кв. км. В целом, речь идет о небольших площадях. На континентальном шельфе Норвегии зоны безопасности занимают примерно 100 кв. км из приблизительно 675000 кв. км, предназначенных для добычи углеводородов.
После того, как месторождение выработано и подлежит закрытию, норвежское законодательство требует, чтобы установки были демонтированы, а территория очищена и приведена в свое первоначальное естественное состояние.
Норвежское законодательство требует, чтобы тралы не цеплялись за подводные установки. Это требование также будет распространяться и на Баренцево море. Практика показывает, что многие траулеры избегают районов, в которых расположены подводные установки, из-за опасений, что траловое оборудование может за них зацепиться.
И правительство, и рыбаки стремятся избежать разливов нефти и химических веществ, которые могут нанести вред популяциям рыбы. Поэтому в борьбе с нефтяным загрязнением норвежские власти прибегают к механическому сбору разливов вместо применения химических диспергентов. Однако сбросы с платформ продолжают оставаться важным вопросом, и рыбаки требует ввести требование к новым установкам о нулевых сбросах. Будем надеяться, что развитие научно-технического прогресса сделает это возможным.
Помимо сотрудничества в области рыболовства, между Россией и Норвегией установились хорошие отношения в области энергетики. Сюда входят регулярные контакты на правительственном уровне и между ведомственными организациями. Один из вопросов, которому мы уделяем значительное внимание, это выработка общих высоких стандартов для разработки нефтяных и газовых месторождений на севере страны. В этой сфере крупная норвежская технологическая компания «Den norske veritas» и российская компания «Газпром» проделали новаторскую работу, которую мы хотим продолжить. Во многих отношениях мы можем провести параллель к рыболовной отрасли, где мы стремимся добиться максимально возможной степени унификации и стандартизации правил и требований на высшем уровне. Компания «Статойл» в сотрудничестве с российской промышленностью поставщиков активно содействовала сертификации компаний и предприятий с соблюдением высокого уровня качества.
Кроме того, на национальном уровне были приняты меры по снижению риска загрязнения, в частности, введение морских путей для судов, перевозящих нефтепродукты. Мы отмечаем, что российские рыболовные организации также предложили эту меру. Благодаря научно-популярному журналу «BARENTS watch» у нас скоро появится комплексная система мониторинга морских территорий на Севере. Значительный прогресс был достигнут в сфере поисково-спасательных операций. В данной области в настоящее время осуществляется тесное сотрудничество между Норвегией и Россией, что подтверждается совместными учениями, которые состоялись осенью 2011 года.
Российская сторона также выступает за то, чтобы некоторые районы, имеющие особое значение для рыбного хозяйства, остались закрытыми для нефтяных компаний. Подобные дискуссии нам в Норвегии хорошо знакомы. Сейчас идет дискуссия о том, чтобы открыть районы вокруг Лофотенских и Вестерольских островов, известные промыслом трески, для разведки нефти, или сделать их запретными. В настоящее время ведется обширная научно-исследовательская работа для того, чтобы получить необходимую базу знаний перед тем, как будет принято политическое решение. А каким будет это окончательное решение, нам еще предстоит выяснить.
Арктика - арена сотрудничества
Однако мы готовимся к тому, что нефтяная промышленность продвигается на север не только на национальном и двустороннем уровнях. Также и на многосторонних форумах, таких как Арктический Совет, этот вопрос является весьма актуальным. Важным шагом в этой связи является соглашение о сотрудничестве по поиску и спасению в Арктике. Данное соглашение является первым, юридически обязывающим документом.
Вместе со своими коллегами из России и США полярный советник, г-н Карстен Клепсвик из Министерства иностранных дел Норвегии, руководит переговорами по подготовке соглашения о ликвидации разливов нефти в Арктике. Параллельно с этим, рабочая группа под председательством Норвегии разрабатывает рекомендации и систему обмена «лучшими практиками» для предотвращения аварийного загрязнения моря. Результаты этой работы будут представлены на встрече министров Арктического Совета весной 2013 года. Мы принимаем такое активное участие в этой работе потому, что уделяем защите уязвимой морской среды в Арктике большое внимание и, вместе с тем, хотим создать условия для устойчивой реализации промышленных и транспортных возможностей, которые открываются на Севере.
Север и Арктика с каждым годом приобретают все большую значимость. Здесь сосредоточены огромные ресурсы, которые становятся доступными для эксплуатации, благодаря новым технологическим открытиям. В то же время, мы не можем позволить себе забыть об уязвимости уникальной арктической природы. Загрязнение окружающей среды здесь будет иметь самые серьезные последствия.
Мы находимся на пороге новой эры освоения шельфовых месторождений углеводородов, поэтому жизненно важно, чтобы в обязательном порядке во главу угла ставились принципы устойчивого развития и недопустимости деградации природы и биоресурсов.
Необходимость в этом также прозвучала в докладах на прошедшем в Архангельске форуме «Арктика - территория диалога», и, не в меньшей мере, в выступлении Владимира Путина.
Название конференции - «Арктика - территория диалога» - говорит о многом: беречь природу и окружающую среду в Арктике мы сможем только совместными усилиями и путем международного сотрудничества.
Никто не может отрицать, что на Севере перед нами возникает много вызовов и нерешенных вопросов. Естественно, это волнует рыболовную отрасль и общину рыбаков, как в Норвегии, так и в России.
С норвежской стороны мы убеждены, что путем тесного взаимодействия норвежских и российских властей и рыбного хозяйства мы сможем создать необходимые предпосылки для того, чтобы море и впредь оставалось щедрым полем для рыбаков Норвегии и России.