Новый собор нависнет над старым храмом
Как сообщила в конце ноябре областная газета «Мурманский вестник», в сентябре в Мурманской и Мончегорской епархии РПЦ состоялось первое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда «Мурманский Спасо-Преображенский морской кафедральный собор». Его возглавили архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон и губернатор Мурманской области Марина Ковтун. В состав Попечительского совета вошли член Совета Федерации Андрей Гурьев, генеральный директор ОАО «Апатит» Константин Никитин, представители общественности.
Показательно, что большой материал, посвящённый этому событию, был размещён на первой странице в газете, в учредителях которой не Православная церковь, а правительство Мурманской области и региональное законодательное собрание. Можно считать, что содержание публикации - это прямое указание к действию для представителей региональных органов власти.
Как сообщает издание, согласно плану ОАО «Мурманскпромпроект», новый собор будет воздвигнут на подъёме к Семёновскому озеру, рядом с морским храмом Спаса на Водах. У собора планируется сделать обширный цокольный этаж для обслуживающих помещений, оборудовать для прихожан парковки. Эти подробности подтверждал и фотоколлаж, на котором картинка будущего православного собора вписана в реальный фотоснимок.
- Этот проект существует ещё с начала 2000-х годов, - рассказывал в СМИ Андрей Григорьев, руководитель благотворительного фонда морского кафедрального собора. - Храм Спаса на Водах был возведена как предвестник будущего морского собора, который со временем составит с ней единый ансамбль. Уверен, построить его к столетию города есть все возможности.
Фонд ведёт сбор средств уже около года, среди жертвователей предприятия и частные лица. Правда, окончательная цена вопроса пока спорная. Называются весьма разные цифры, от 500 миллионов рублей до 1 миллиарда.
Планируемая высота собора - 49 метров, он будет бело-синим, с пятью золотыми куполами. Архитектурный облик будет составлять единый ансамбль с соседней церковью. А зрительно сделать конструкцию легче позволят большие стеклянные вставки на фасаде. В остальном архитектор придерживается жестких канонических норм проектирования православных храмов.
Канон каноном, но требования сегодняшнего дня соблюдать надо. Одно из них - парковочные места, иначе территория вокруг, замышлявшаяся как место отдыха горожан, сразу превратится в автостоянку. Под парковку в плане отводится незастроенный треугольник, отделяющий храмовый комплекс от детского городка, сейчас заросший кустарником.
Максимальная наполняемость Преображенского собора планируется в 1500 человек, что больше, чем в храме Спас на Водах, который вмещает около 300 прихожан.
Храм строится не ради забавы
- Строительство православного морского собора, как и иного культового сооружения - это решение, прежде всего, самих верующих, - считает депутат Мурманской областной думы всех созывов Павел Сажинов. - Такое строительство осуществляется за счёт частных вложений и с одобрения местных властей - по выбору места строительства и т.д. Россия - государство многоконфессиональное, и при разработке генерального плана застройки населенного пункта трудно предусмотреть заранее место для размещения культовых зданий. В каждом конкретном случае вопрос решается отдельно, разумеется, с учётом мнения населения, проживающего рядом. Ведь храм строится, прежде всего, для них, а не для каких-то отвлеченных посетителей. Если морской собор возводят у Семеновского озера Мурманска, надо полагать, что это делается с учётом мнения горожан. Я не берусь сказать, каким образом оно учитывалось, но думаю, что это было сделано. Храм строится не ради забавы, а для проведения определенных культовых ритуалов.
- А то, что в состав Попечительского совета Благотворительного фонда «Мурманский Спасо-Преображенский морской кафедральный собор» вошли руководители комбината «Апатит», член Совфеда и основной владелец «ФосАгро» Андрей Гурьев, разве не говорит о том, что в этом фонде будут не только частные пожертвования граждан? Как вы считаете? И региональная власть в лице губернатора тоже курирует этот проект. Через областную думу не проходили предложения о его софинансировании из средств регионального бюджета?
- Через областную думу никогда не проходили никакие просьбы о выделении средств на строительство культовых зданий или работу каких-то конфессий. На моей памяти, во всяком случае, этого не было. Что касается вхождения в Попечительский совет отдельных личностей, то это их дело. Сейчас, например, в масштабах России создается Православная энциклопедия, вышло уже 28 томов. В состав Попечительского совета по изданию этой энциклопедии входит очень большой круг светских лиц, которые выделяют свои личные средства на это капитальное издание. Я его выписываю и с удовольствием читаю, потому что это - капитальный труд, создаваемый, может быть, впервые за несколько столетий. Каждый человек волен выбирать себе предпочтения. Люди неверующие жертвуют средства на другие цели, верующие - на богоугодные дела. А могут и наоборот: светские люди - на богоугодные дела, а воцерквленные - на светские, которые они считают богоугодными. Я сам участвовал в пожертвованиях на восстановление храма Христа Спасителя в Москве и строительстве храма в нашем Росляково в конце 80-х годов, хотя являюсь коммунистом. И не вижу в этом ничего необычного.
- Вносили средства в фонд морского собора в Мурманске?
- Пока у меня никто их не спрашивал, но если попросят - пожертвую.
Собрались бы и в складчину построили «Артек» для детей неимущих
Как считает областная газета, всё, вроде бы, говорит «за» строительство морского собора в Мурманске, открытие которого приурочено к его столетнему юбилею. Но так ли это необходимо власти и населению сейчас - в пик, как утверждают аналитики, экономических и социальных потрясений? Например, в газете «АиФ» недавно было опубликовано интервью с артистом Николаем Губенко, который вопрошает без надежды получить ответ: «Назовите хоть одно из серьёзных, стратегических, правительственных обещаний, которое было выполнено. Уровень жизни ниже, чем во всех цивилизованных странах, образование продолжает ухудшаться, идёт целенаправленное истребление науки (285000 учёных уехало из страны)...»
- В былые времена интеллигенция строила больницы, школы. Вспомните хотя бы названия московских больниц, - говорит Николай Николаевич. - А школы, целых три, которые построил небогатый писатель А.П. Чехов. А Третьяковская галерея и т. д. А во время войны народные артисты жертвовали свои сбережения; кто-то на самолёт, на танк, не говоря уже о концертных бригадах, работающих на фронтах. То есть разделяли с народом все тяготы войны. А сейчас, когда огромная часть народа еле сводит концы с концами. Мы только и слышим как один писатель купил поместье в Провансе, другой в Биарице, третий в Италии, актёры шоу-бизнеса обосновались в Майами. А вот собрались бы и в складчину построили «Артек» для детей неимущих. О таком подвиге пока не слышно».
После таких оценок невольно возникает вопрос, почему же представители нашего Попечительского совета Благотворительного фонда направляют свои усилия на строительство собора, а не на налаживание, например, здравоохранения в глубинке Мурманской области? Не на развитие клубов по интересам, чтобы дать нашим детям необходимые навыки, знания и отвлечь их от пагубного пустого времяпрепровождения?
Последний патрон в стволе
Владимир Бекиш, московский аналитик, в своём блоге пытается ответить на сложные вопросы Николая Губенко.
«Откуда, из каких щелей повалили вдруг на свет «православные активисты», бутафорские казаки с хоругвями наперевес, верующие следователи, судьи и эксперты? С какого перепугу депутаты всяких уровней заговорили об атеизме как о болезни, которую нужно лечить, а заодно кинулись лепить новые законы в защиту оскорбленных и ранимых верующих душ?
Почему главный церковный босс столь усердно взялся поддерживать нынешнюю власть (читай президента), что даже в офисе его корпорации многие скривились? Наконец, почему президент - опора и надёжа - твердо и неоднократно дал понять, что власть и церковь - единомышленники и всякое такое?
Ответ видится на удивление простым и печальным. Если отбросить все эти «душевные страдания» и «кощунственное дрыганье», красной нитью сквозь все заклинания о защите веры проходит одна единственная мысль: православие есть краеугольный камень существования России и символ её стабильности. А вера во все времена была цементирующим фактором российского общества. Все остальное - сопли и слезы. Таким образом, все происходящее в сфере «общество-власть-церковь» сводится к тому, что за зубчатой красной стеной, похоже, сформулировали для себя главный постулат, способный помочь удержаться от краха и самой власти, и государству. Постулат таков: православие и церковь остались по сути единственным идейным (моральным, духовным, нравственным) инструментом, способным сохранить стабильность и факт существования государства российского как такового. Других нет. То есть в условиях исчезновения государственной идеологии (как было в СССР), и в условиях, когда народ перестал верить в атрибуты государства - закон, президента, суд, милицию - удержать государство от развала не представляется возможным. Перестали верить люди в государство. Как заставить? - Никак. Себя родную ведь власть переделать не может. Значит, нужно ЗАСТАВИТЬ народ верить во что-нибудь эдакое, что может сдержать распад государства. И власть выбрала религию. Фактически в нынешней ситуации церковь и религия для власти - своего рода последний патрон в стволе».
Кто даст оценку делам нашим земным?
Благотворительность, то есть оказание материальной помощи нуждающимся частными лицами или организациями, бывает разной. Например, благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности: помощь больным детям, защита окружающей среды, охрана памятников культуры. А может, как в нашем случае, сбор средств на строительство очередного собора в Мурманске к юбилею города. Скорее всего, Попечительский совет Благотворительного фонда, во главе которого стоят первые лица, соберёт нужную сумму. Но кто возьмёт сегодня на себя смелость спросить у этих уважаемых людей, что вам, господа, дороже - новый собор к 2016 году, или жизнь десяти безнадёжно больных детей, матери и отцы которых сегодня вами же поставлены в условия, когда они не могут их вылечить? И это при действующем конституционном праве на бесплатное лечение и жизнь? Кто даст оценку делам нашим земным и воздаст каждому по заслугам? Не на небе, а здесь, и не после смерти, а при жизни?