14 декабря Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении закон о создании системы финансирования капремонта многоквартирных домов. Возможно, что уже в следующем году в наших квитанциях появится новая строка оплаты. Сколько нам придётся платить и как быстро изменится состояние нашего жилищного фонда? Об этом мы решили поговорить с председателем комитета по энергетике и ЖКХ Мурманской областной думы Вячеславом Безуглым.
- Вячеслав Григорьевич, рассмотрение закона о капитальных ремонтах, как его упрощенно окрестили в народе, вызвало ощутимый резонанс в обществе и СМИ. Удалось ли региональным законодателям поучаствовать в разработке данного закона?
- К сожалению не удалось. Хотя мы предпринимали такие попытки. Мы проводили общественные слушания, собирали мнения и собственников жилья, и экспертов. Доводили до федеральных законодателей наше главное пожелание: платежи собственников жилья должны чётко увязываться с государственным и муниципальным софинансированием.
Эта норма, кстати, была предусмотрена и в действовавшем Жилищном Кодексе. Напомню, что финансовое участие жителей было определено в размере 5 процентов от рассчитанных затрат на капитальный ремонт. Остальные средства должны были поступать из государственного Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Но в Мурманской области процент домов, попавших в государственные программы капитальных ремонтов, ничтожно мал. А сам фонд больше не финансирует капремонты. Теперь сфера его ответственности ограничивается проблемами расселения ветхого и аварийного жилья.
Поэтому мы, в принципе, были согласны с тем, что в новом законе можно увеличить долю финансового участия собственников жилья. Иначе состояние наших жилых домов будет только ухудшаться, что может привести к очень печальным последствиям. Но эта доля должна быть разумной и ограничиваться 15-20 процентами.
К сожалению, наши пожелания не были услышаны. Никакой пропорциональной системы финансирования принятый закон не предусматривает. Средства, которые будут поступать региональному оператору (в «общий котёл») или аккумулироваться на специальном счете конкретного дома, формируются только за счёт платежей собственников жилья.
При этом в законе, конечно же, оговаривается, что владельцам жилья (вне зависимости от выбранного способа формирования накопительного фонда) может быть предоставлена финансовая помощь за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов.
Но мы-то с вами прекрасно понимаем, что это весьма размытое финансовое обязательство. И выполняться оно будет только в каких-то экстренных случаях. То есть в итоге мы получим знакомую до боли картину: деньги берут в полном объёме и со всех, а расходуются они только на латание дыр и там, где ситуация уже вовсе невыносима.
- И сколько оке нам придётся ежемесячно выкладывать из своего кармана на капитальные ремонты ?
- Пока утверждены лишь общие финансовые рамки в размере от 2 до 10 рублей за каждый квадратный метр жилого помещения собственника квартиры. Конкретные цифры будут устанавливаться на региональном уровне. Но если мы возьмём средний размер оплаты в 7 рублей за квадратный метр, то получим ежемесячную сумму в 300-350 рублей с двухкомнатной квартиры. Для одиноко проживающих пенсионеров это заметная прибавка, особенно если учесть, что прочие тарифы тоже регулярно растут.
Но вот для решения проблем общедомового капитального ремонта это, мягко говоря, не очень серьёзные деньги. Ведь даже в стоквартирном жилом доме за год накопится примерно 400 тысяч рублей. Какие строительные работы можно произвести за эти средства?
А ведь нельзя забывать, что износ общедомового имущества - процесс непрерывный. И пока мы «общекотловым» методом ремонтируем один дом, десятки других постепенно приходят в запустение.
Так что без серьёзного государственного финансирования вся эта система, по моему глубокому убеждению, работать не будет. И не нужно замалчивать эту проблему, выводить её за законодательные рамки.
- Но есть ведь и более благополучные дома, которые не будут переводить деньги региональному оператору Собирая деньги «впрок», они обеспечат себе капитальный ремонт в будущем, когда он реально понадобится.
- Пока что мы видим, что федеральный закон ориентирован на то, чтобы таких домов было как можно меньше. Наверняка на уровне конкретных методик будут приниматься нормы, затрудняющие этот способ финансирования капремонтов. Чего, например, стоит закреплённая в принятом законе норма, что решение жителей о выходе из «общего котла» в пользу отдельного счета своего дома вступит в силу лишь спустя два года? При этом противоположное решение о переходе к региональному оператору с частной системы накоплений выполняется уже через месяц.
- Это наводит на некоторые сомнения.
- Поэтому сейчас наша задача и как депутатов, и как членов Комитета по энергетике и ЖКХ ещё раз всесторонне изучить принятый закон и предложить принять на региональном уровне такие нормативно-правовые акты, которые бы максимально компенсировали возможные негативные последствия от его вступления в силу.
Во-первых, мы обязаны сделать всё возможное, чтобы деньги, собранные с населения, ни в коем случае не попали в руки ушлых дельцов, как это уже происходило со средствами из федерального Фонда содействия реформирования ЖКХ. Естественно, в этом случае мы не увидим ни денег, ни качественных ремонтов.
Финансы, попадающие на счет регионального оператора, ответственного за проведение капитальных ремонтов, должны быть абсолютно прозрачны и расходоваться максимально эффективно по заранее просчитанным и утвержденным методикам.
Во-вторых, мы должны тщательно продумать систему очерёдности проведения работ, строго регламентировать все технические параметры и обеспечить контроль со стороны общественников и самих собственников жилья за ходом проведения работ.
И, наконец, в-третьих, необходимо продолжать добиваться того, чтобы в региональной программе капремонта общего имущества многоквартирных домов, которая будет разработана до 1 июля 2013 года, было максимально четко определено финансовое участие регионального и муниципальных бюджетов.
Иначе вновь принимаемая система капитальных ремонтов превратится в систему «капитальных поборов» с населения, чего мы ни в коем случае не можем допустить.