Год 2012 для Мурманской области обошёлся без особенных подъёмов и потрясений. Спад налоговых поступлений, с точки зрения правительственных экспертов, не стал критическим, а возросший бюджетный дефицит - пока не повод для серьёзного беспокойства.
Наиболее напряженная сфера региональной экономики - энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство.
Точка отсчёта
Первой же темой для разговора только что назначенной исполнять обязанности губернатора Марины Ковтун на встрече с действовавшим тогда президентом Дмитрием Медведевым стала пресловутая мазутозависимость Мурманской области.
Но если ещё в апреле сложные хозяйственные проблемы виделись новой главе региона, как вполне решаемые, то уже к середине текущего года правительство стало в них ощутимо «вязнуть», как муха в мёде.
Ближе к лету жёсткого порицания из федерального центра удостоились огромные долги в сфере электроэнергетики Мурманской области по всей цепочке: от потребителей - до поставщиков. По данным на конец июня, общая задолженность в энергетической отрасли составляла порядка 8 миллиардов рублей. На совещаниях различного уровня сложившаяся ситуация характеризовалась как системный кризис.
Кризис как норма жизни
Но на последнем заседании правительства Мурманской области, где первый вице-губернатор Алексей Тюкавин подводил итоги уходящего года, таких тревожных определений уже не звучало. И его сообщение о том, что «убытки теплоснабжающих (только теплоснабжающих. - Авт.) организаций даже с учётом полученных компенсаций из бюджетов различных уровней составляют более 12 млрд рублей (около 30% доходной части бюджета Мурманской области)», было воспринято вполне буднично.
Кризис стал нормой, превратился в привычную деталь экономического ландшафта региона.
При этом, чем острей и безнадежней обозначались негативные тенденции в отрасли, тем оптимистичней становилась позиция исполнительной власти, тем грандиозней ожидания будущего прорыва.
Ошибки управления отраслью по мере накопления всегда оборачивались какими-то нарочито показательными провалами. А реакция на них со стороны чиновников безошибочно заводила всю ситуацию в очередной тупик. И вопрос даже не в том, с чем мы имеем дело: со злоупотреблениями на корыстной почве или банальной халатностью. Просто очередное направление работы, способное дать толчок развитию отрасли, приводило к результатам прямо противоположным.
Сначала оказалось, что проект по строительству трёх угольных котельных в Мончегорске, Заполярном и Никеле, презентованный Дмитрию Медведеву как образец государственно-частного партнерства, представляет из себя классический долгострой, в котором остались замурованы почти 2 млрд рублей инвестиций (наполовину - из областного бюджета).
Затем выяснилось, что долгосрочные целевые программы области, направленные на развитие и модернизацию энергетики и рост энергоэффективности, на деле являются бессистемным набором отдельных мероприятий. Причём мероприятий всегда затратных и очень редко - эффективных.
Строительство котельных на привозном сжиженном углеводородном газе (СУГ) в посёлках Минькино и Междуречье оказалось не только экономически не просчитанным предприятием, так ещё и не завершилось собственно вводом нового оборудования в эксплуатацию. Сейчас вице-губернатор Сергей Губич и представители Министерства энергетики и ЖКХ сокрушенно разводят руками, перекладывая вину на муниципалов. Но ведь проект был согласован, его включили в ДЦП правительственные чиновники, и именно на них лежит обязанность следить за реализацией столь значимых проектов.
Так или иначе, 60 миллионов бюджетных средств оказались вложены вникуда. Как правило, именно там, где хозяйственное управление строится на «распилах» и «откатах», конечный результат никого не волнует. Очень похоже на то.
То же самое можно сказать и о программе установки общедомовых приборов учета, на которые из бюджетов всех уровней были истрачены сотни миллионов рублей. Эти приборы устанавливались, но так и не подключались, а затем растаскивались, ломались, приходили в негодность. Потому что целью, опять-таки, было освоение средств, а не обеспечение энергоэффективности.
...Из болота тянуть бегемота
При этом депутаты областной думы по настоянию правительства раз за разом согласовывали миллиардные вливания в энергетическую отрасль: то на возмещение тарифного дисбаланса, то на финансовое оздоровление предприятия-банкрота ТЭКОСа.
Последний раз финансовые средства в объёме 732 млн рублей на санацию ТЭКОСа были выделены решением регионального парламента ещё в октябре. Взамен депутаты потребовали от правительства и энергетиков представить поэтапный план оздоровления предприятия и его последующего бескризисного функционирования. Поскольку если этот теплоэнергетический гигант вскоре снова станет банкротом, то смысл многомиллиардных вливаний из бюджета полностью теряется.
Однако вопреки обещаниям до конца года эта программа так и не была представлена. Похоже, что профильное министерство просто не просчитало варианты дальнейшего развития событий после того, как ТЭКОС выплатит задолженность по налогам и заключит мировое соглашение с остальными кредиторами.
Неподъёмная тяжесть тарифов
Между тем, среди рисков, подстерегающих коммунальную сферу Мурманской области и нас с вами, как потребителей ее услуг, в будущем году, проблемы с реинкарнацией ТЭКОСа - не самые острые.
Уже в январе, скорей всего, вступят в силу новые нормативы потребления коммунальных услуг. Специалисты из Министерства энергетики и ЖКХ считают, что это нововведение не приведёт к существенному росту платежей населения. Однако, Экспертный совет по общественному контролю в сфере ЖКХ, изучивший представленные расчёты, пришёл к неутешительному выводу о том, что для жителей многих сотен домов суммы в ежемесячных квитанциях вырастут в полтора-два раза. В целом же общественники признали расчёты министерства необоснованными.
Но дело даже не в самих расчётах. Обоснование ввода новых нормативов строилось на том, что они должны стимулировать собственников жилья на установку приборов учёта. Однако, в одном только Мурманске более, чем в тысяче домов, такая установка невозможна по техническим причинам. Выходит, что, на самом деле, «стимулируются» не собственники, а финансовые аппетиты ресурсоснабжающих организаций.
Четыре фракции областной думы, включая «Единую Россию», практически в полном составе поддержали обращение в адрес губернатора с просьбой отложить принятие новых нормативов. Но ответа на свою петицию депутаты до сих пор не получили.
Ещё одним новшеством 2013 года, скорей всего, станет давно обсуждавшееся введение платы за капитальные ремонты. Ранее, согласно Жилищному Кодексу, обязанность финансировать этот вид работ возлагалась на федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но с нового года эту функцию он больше не исполняет.
14 декабря закон о создании региональных систем капитального ремонта был принят Государственной Думой РФ в третьем окончательном чтении. Теперь после выработки соответствующих методических рекомендаций и создания региональной нормативной базы от 2 до 10 рублей с квадратного метра общей площади квартиры собственники жилья будут перечислять либо на отдельный счёт своего дома, либо региональному оператору, ответственному за организацию капитальных ремонтов. Несложно посчитать, что, по средним расценкам, за квартиру в 50 кв. метров ежемесячно придётся доплачивать по 350 рублей.
При этом ещё большой вопрос: удастся ли собственникам жилья отстоять своё право на то, чтобы полностью контролировать эти расходы или, как это уже бывало в прошлом, все выделенные средства пойдут на перманентное «латание дыр», то есть, по сути, на ликвидацию аварийных ситуаций?
Вполне возможно, что ко всему этому в середине года нас ждёт ещё и плановое повышение тарифов на услуги ЖКХ. А значит, широко разрекламированное повышение зарплат и пенсий полностью покроется возросшими коммунальными расходами.
Планов громадьё
Получается, что сфера энергетики и ЖКХ в Мурманской области все сильнее и настырнее вымывает финансовые средства, как из регионального бюджета, так и из наших собственных карманов. И никакой последовательной и разумной программы действий по исправлению данной ситуации у ответственных за это чиновников нет и пока не предвидится.
Надежды, возможно по привычке, возлагаются на мега-проекты, вроде газификации Мурманской области привозным сжиженным природным газом. Но с реализацией глобальных проектов нашему региону как-то особенно не везет. Достаточно вспомнить Штокман, Портовую особую экономическую зону, Транспортный узел, «Русскую Лапландию». Всё-таки влияния исполнительной власти региона на федеральном уровне явно недостаточно для того, чтобы продвигать проекты такого масштаба.
Вот и вице-губернатор Сергей Губич на последнем заседании комитета по энергетике и ЖКХ областной Думы признался, что пока переговоры с дочерними структурами ОАО «Газпром» не вылились в какой-то конкретный конструктив. Возможно, свои предложения специалисты «Газпрома» представят в январе, если за это время не забудут о самом существовании Мурманской области.
Конечно, отрадно, что заявленного «конца света» во всемирном масштабе не произошло. Однако неумелая и беспомощная политика региональной власти в коммунальной сфере создает ситуацию вялотекущего апокалипсиса местного значения в отдельно взятой отрасли.