Уходящие дни декабря большинство из нас будет встречать под бой курантов, звуки музыки, поздравления родных и близких, громкий смех гостей. Праздничные столы будут ломиться от салатов и закусок. Звон бокалов ознаменует завершение 2012 года...
Но пока осталось несколько дней, давайте остановимся и попробуем подвести итоги уходящего года, взвесим, что мы сделали за 365 дней. Заслуженно ли мы будем распаковывать подарки под новогодней ёлкой, когда главные часы в стране ударят в последний раз, оповещая, что год закончен.
Вместе с президентом Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Александром Лебедевым мы попробовали вспомнить, чем запомнился 2012 год, что было сделано и почему мы рискуем остаться без подарков в 2013 году.
«Горячая пятёрка»
Из ключевых событий уходящего года первое, на что обратил внимание Александр Лебедев, - это смена управляющей команды региона. Вообще, ротация во власти это всегда хорошо - свежая кровь, свежие идеи, новые надежды. С предыдущей командой у бизнеса никак не складывался диалог. Большие надежды возлагаются на новые управляющие силы. «Получится что-то у нас или нет - посмотрим, вариантов развития много, - отметил Александр Лебедев. - У нас в стране всё очень «здорово» зарегулировано с точки зрения регламентов, которые спускаются с федерального уровня власти. Поэтому, даже тогда, когда регионалы хотели в чем-то вести себя чуточку активнее, принимать решения по каким-либо экономическим проблемам, они этого не могут делать. Поэтому сложно предсказывать успешность работы с новым правительством».
Неожиданно, но к позитивным событиям 2012 года президент СПП МО отнёс мероприятия по подготовке к отопительному сезону. Кому-то это покажется мелочью, но после того, как несколько лет Мурманская область не обходилась без проблем в прохождении отопительного сезона, такие вещи действительно выглядят достижением: всё сделали вовремя, всё работает без аварий...
Как и президент Северной торгово-промышленной палаты Анатолий Глушков, Александр Лебедев значимым событием отметил приход в регион крупной ОАО «Северо-Западная Фосфорная Компания».
«Ещё одно важное решение уходящего года, последствия которого, правда, мы ощутим только в следующем году, - это принятие решения о передаче налогов от упрощённой системы налогообложения на муниципальный уровень, - сказал Александр Геннадьевич. - Вот это можно было бы отнести как к каким-то серьезным достижениям».
Отсрочка реализации проекта по Штокману- громкое событие уходящего года, подчеркнул президент СПП МО.
«Что бы мы ни говорили на региональном уровне, - это всё-таки был некий бренд, под который мы сюда пытались затащить инвесторов. Но нельзя было постоянно кормить людей «завтраками» и переносить окончательное решение по Штокмановскому проекту. Можно, конечно, вести некую игру, но если ты раз отложил, два отложил, то на третий раз тебе никто уже не поверит, -возмутился Александр Лебедев. - Если сейчас кто-нибудь выйдет и скажет, что завтра будет Штокман, то всерьез этого человека никто не воспримет. Мне кажется, эти надежды настолько призрачны, что начало освоения Штокмана нынешнее поколение предпринимателей не увидит.
Можно, конечно, пофантазировать, что случится третье пришествие Штокмана, но это уже будут сказки для следующего поколения мурманчан. Но и нынешнему поколению пока не стоит унывать - нам предстоит поучаствовать в ещё одном увлекательном проекте - Мурманский транспортный узел, по которому тоже непростительно затягивается работа».
Денег нет - возьми кредит
Серьёзное беспокойство у президента регионального Союза промышленников и предпринимателей вызывает рост государственного долга Мурманской области, который по прогнозам, звучавшим в докладе губернатора региона в рамках Мурманской международной деловой недели, на конец 2013 года составит 16 млрд рублей, а это без малого 40% от доходной части регионального бюджета. «Нас ставят в такие условия, при которых мы должны выполнить определённые обязательства, - сказал Александр Лебедев. - Естественно у нас не хватает доходной базы, и мы вынуждены занимать. Я не понимаю, зачем это делается. Есть разные регионы с разными возможностями- Нужно жить по средствам. А нас загоняют в долги. К чему это приведёт, я не совсем понимаю и, честно говоря, зачем это государству, я тоже не понимаю. Центр заставляет нас жить в долг, чтобы выполнить его же распоряжения. Повышаешь социальную нагрузку - субсидируй, чтобы её покрывать. А здесь не совсем правильно расставлены акценты».
Зачем строить, если строить не для кого?
На отсутствие вменяемой строительной базы и крупных компаний, способных освоить большие средства, в Мурманской области жалуются руководители предприятий и муниципалитетов уже несколько лет. Последними «затопали ногами» промышленные гиганты, заявившие, что когда они планируют капитальное строительство, то в Мурманске просто нет подрядчиков, которые бы потянули такие проекты.
- А зачем строить? - задался вопросом Александр Геннадьевич. - Крупные компании возникают там, где идёт интенсивное строительство вообще, в том числе и гражданское, где есть что и для кого строить. Зачем надо строить то, что нам не нужно? У нас явно выраженная тенденция к тому, что мы сжимаемся. Зачем в этих условиях нам возводить что-то новое? Нужно думать о том, как нам эффективно использовать то, что уже есть. В противном случае мы придём к тому, что пустовать будет и новое, и старое.
В регионах, которые растут, не надо каким-то искусственными мерами развивать строительство. Оно там само бурно развивается. Строители сами приходят.
Если из региона уезжают люди, то для чего же тогда строить? Вопрос строительства плотно завязан на вопросах демографии. А с этим у Мурманской области дела обстоят крайне плохо. С 2001-го по 2011 год из области ежегодно уезжало по 10 тысяч человек. За период 2011-2012 годов отток составил уже 15 тысяч человек.
Президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области убеждён, что эта тенденция будет только набирать обороты. «Смысла нет жить на Севере, - констатировал он. - Уезжают отсюда те, кому нечего терять, которых ничто не держит. Продал квартиру - купил в другом городе практически за те же деньги. Но человек попадает в лучшие условия. Были бы у Мурманской области полномочия, здесь можно было бы сделать шикарные входные условия. Но мы, к сожалению, увязли в федеральной системе и не можем принимать таких решений. Конечно, постоянно декларируется, что регионам надо давать больше полномочий, но по факту этого не происходит».
«Последний вагон на...»
На фоне складывающихся тенденций можно в очередной раз убедиться и в том, что в не самой далёкой перспективе Мурманская область придёт к тому, что люди здесь будут жить и работать вахтовым методом. Изменить ситуацию может готовящийся к рассмотрению закон об арктической зоне, отметил Александр Лебедев.
«Однако заместитель министра регионального развития, господин Осинцев, - вспомнил президент СПП МО, - с которым я общался во время Мурманской деловой недели, сказал, что сейчас идут разговоры о том, чтобы сжимать северные территории по части присутствия там населения. На Западе даже есть профессиональные команды, которые этим и занимаются. Из его слов можно понять, к чему всё идёт. Можно догадываться, что государство считает северные территории перенаселёнными. Эти территории требуют дополнительных финансовых затрат, и жизнь и трудовая деятельность здесь сопряжена с определёнными трудностями. Если мы эту мысль сопоставим с теми действиями и шагами, которые сегодня предпринимаются или не предпринимаются, то всё становится на свои места. Но тогда надо сразу отбрасывать в сторону все популистские заявления о том, что Север нам нужен».
* * *
При таких итогах многим жителям региона в преддверии Нового года следует определиться в своих надеждах на будущее более конкретно, чем с подарками от Деда Мороза. Хорошо бы и федеральным властям определиться в приоритетах - Арктика, Дальний Восток или необъятная Московия. Раньше на Север вагонами и по контракту везли тысячи людей, такими же методами можно и вывозить. Организовать своеобразный «философский пароход». Пассажирский состав можно было бы назвать «Последний вагон на...»
Но и такая кампания тоже потребует немалых средств. Поэтому власти, видимо, решили проверить теорию естественного отбора: кто сможет, тот уедет, а кто не сможет - через пару десятков лет сможет гордо причислять себя к аборигенам белых пустынь Мурмана.