Стал доступен для ознакомления проект федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», который был опубликован на сайте Министерства регионального развития Российской Федерации. Законопроект будет регулировать отношения, возникающие в связи с реализацией государственной политики, направленной на создание условий для комплексного и равномерного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Регионами арктической зоны являются регионы и отдельные районы регионов, вдоль северного побережья России, также открытые и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Российской Федерации до Северного полюса и воздушное пространство над всеми этими территориями.
В документе отмечено, что реализация государственной политики в арктической зоне будет основана на развитии транспортной сети и инфраструктуры. В частности указано, что Морские грузоперевозки в Арктической зоне должны осуществляться с приоритетным использованием российских судов - не менее 70% от объёма перевозимых грузов. Тарифная политика в области арктической транспортной системы реализуется посредством государственного регулирования тарифов на каботажные, экспортно-импортные перевозки и транзитное плавание по Северному морскому пути. Запрещается приватизация авиапредприятий, расположенных в Арктической зоне.
Для субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в Арктическую зону, устанавливаются повышенные нормативы зачисления в их бюджеты поступлений от федеральных налогов и сборов. Указанные дополнительные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в полном объёме направляются на социально-экономическое развитие территорий, входящих в Арктическую зону.
В целях реализации государственной инвестиционной политики в Арктической зоне Российской Федерации федеральными законами предусмтривается внедрение инновационных технологий в области освоения природных ресурсов в Арктической зоне Российской Федерации; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, внедрение энергосберегающих материалов и технологий; стимулирование реализации новых проектов хозяйственного освоения арктических территорий путем их софинансирования; редоставление льготных кредитных ресурсов предприятиям и организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации.
Своим первым впечатлением от прочтения этого проекта закона с ИА «Nord-news» поделился президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Александр Лебедев. Он считает, что законопроект в нынешнем виде - это некий рамочный документ, содержащий объёмные и обтекаемые фразы, но, практически не дающие никакой конкретики. «Самое интересное - это то, что проект закона стал доступным буквально за несколько дней до окончания приёма экспертных заключений, - отмечает Александр Геннадьевич. - Интересно, а успели ли появиться данные экспертные заключения за столь небольшой промежуток времени? Надеюсь, в будущем мы об этом узнаем.
Радует то, что в самом начале документа говорится о государственной политике, направленной на создание условий для комплексного и равномерного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Надеюсь, эта продуманная и взвешенная государственная политика всё-таки появится, и будет существовать, причём реально, а не декларативно».
Президент СПП Мурманской области ожидает возникновения определенных сложностей при трактуемом в прокте закона географическом определении Арктической зоны, особенно у регионов, часть которых относится к этой зоне, а часть нет. Он считает, что более логично было бы на региональном уровне, не нарушая целостности РФ определять включение того или иного субъекта в Арктическую зону. Было бы целесообразным создание Приарктического федерального округа, что позволило бы более эффективно заниматься развитием российской Арктики.
«В законопроекте говорится о государственной программе развития Арктической зоны РФ, полномочиях в области развития, - замечает Александр Лебедев. - Но, повторюсь, они носят декларативный характер, а нам хотелось бы увидеть реальные практические меры, некоторые из которых всё же присутствуют в документе и я остановлюсь на них ниже.
Определенные опасения вызывает глава законопроекта, касающаяся организации рационального природопользования и охраны окружающей среды. В данной главе описываются оценка воздействия на окружающую среду, обязательность экологической экспертизы, муниципальный экологический контроль. И, вроде бы всё правильно, за экологией нужно следить. Главное, чтобы данная методика не стала серьёзным барьером на пути привлечения инвестиций, развития горнопромышленного и других секторов региона. Может появиться дополнительной количество разрешительных и согласительных инстанций. К чему это приводит в нашей стране, мы все прекрасно знаем.
В проекте закона приоритет отдается Северному морскому пути, как единой транспортной магистрали в Арктике, и с этим сложно спорить. Не совсем понятно, почему приоритет в перевозке грузов отдаётся именно российским судам (в размере 70% перевозимых грузов). Хоть я и считаю себя сторонником протекционистских мер, но, в данном случае, на мой взгляд, они только будут мешать развитию Северного морского пути и сузят его роль в мировой экономике».
Отдельно, по мнению эксперта, следует остановиться на особенностях правового регулирования трудовых отношений в Арктической зоне. Разработчики законопроекта считают, что трудовые коллективы предприятий, осуществляющих свою деятельность в Арктической зоне, будут формироваться на основе срочных договоров (2 года) и вахтовым методом. Таким образом, чётко определяется направление развития трудового потенциала - вахтовый метод и временная занятость. С точки зрения работодателя это, вероятно, неплохо иметь возможность увольнять сотрудников по истечении 2-лет. Однако это может привести к демотивации персонала и другим сложностям.
«С точки зрения регулирования межбюджетных и налоговых отношений проектом закона устанавливаются повышенные нормативы зачислений в бюджеты территорий, поступлений от федеральных налогов и сборов, а также все налоги и сборы за право пользования природными ресурсами в полном объёме зачисляются в соответствующие субъекты РФ, - отмечает Александр Лебедев. - Движение правильное, но этих нововведений явно недостаточно, да и как это будет выглядеть практически, насколько и как будут повышены нормативы, абсолютно непонятно, разве что то, что делаться это будет ежегодно.
Что касается дополнительных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в Арктической зоне, то их предоставление (исходя из финансовых возможностей) возложены на региональные бюджеты, органы местного самоуправления и работодателей. В общем, ничего нового, разве что возможность предоставления безвозмездных субсидий на строительство жилья, для проработавших в арктической зоне не менее 6 лет, да 50% компенсация проезда к месту лечения и консультаций. Вопрос - из чьего кармана пойдут эти выплаты? Наверно из тех же источников, которые я привёл выше.
Уверен, мы не таким хотим видеть закон об Арктической зоне. В нём должно быть больше конкретных мер. В нём должно быть больше смелости и желания изменить ситуацию с социально-экономическим развитием российского Севера. Он должен быть более простым и понятным. А большое количество различных условностей, возведенных в ранг декларативных мер, целей и задач (с которыми, кстати, сложно не согласиться), на мой взгляд, не приведёт к реальным изменениям».