В конце января один из депутатов Госдумы внёс на рассмотрение законопроект, расширяющий права профсоюзов. Законопроект - документ предварительный, и не факт, что он непременно станет законом. В этой ситуации примечательно другое. Немедленно на эту инициативу отреагировал вице-президент сообщества предпринимателей «Опора России» Владислав Корочкин, который выразил опасения, что профсоюзы будут злоупотреблять своими новыми правами. По его мнению, в российском Трудовом кодексе и так явный перекос в сторону интересов работников.
По просьбе ИА «Nord-news» о том, могут ли профсоюзы злоупотреблять своими правами, о «перекошенном» Трудовом кодексе, а также о других особенностях современного профсоюзного движения рассказывает председатель Мурманского облсовпрофа Александр Первухин.
- Да, это известная точка зрения многих работодателей, будто бы Трудовой кодекс защищает интересы только работников.
Конечно, когда этот документ формировался, он, естественно, был нацелен на то, чтобы прежде всего защищать права трудового класса и работника. Хотя в Трудовом кодексе также содержится много норм, защищающих и интересы работодателя.
Поправки, касающиеся обеих сторон трудовых взаимоотношений, вносятся в действующий Трудовой кодекс, и они должны быть компромиссными, не ущемляющими интересы какой-то стороны. Сегодня все поправки прежде всего рассматриваются на заседании федеральной трёхсторонней комиссии, и поэтому никакая из них, если она ущемляет чьи-то интересы, просто не может войти в закон. Это нужно чётко понимать.
- Александр Леонидович, к нам в редакцию иногда поступает информация, говорящая о некоем наступлении нынешних работодателей на права работников. В частности, недавно назначенный руководитель одного из крупных предприятий Мурманска заявил подчинённым, чтобы они впредь не рассчитывали на так называемую тринадцатую зарплату. Как вы полагаете, это характерное явление?
- Во-первых, нужно чётко разграничивать понятия «права» и «интересы» трудящихся. Права оговорены в законе, и любой работодатель знает, что в случае нарушения закона он будет привлечён к ответственности.
Кроме прав у работника есть интересы - величина зарплаты, наличие премий, другие социальные льготы. Известно, что любой работодатель заинтересован прежде всего в максимальном извлечении прибыли. Очень часто, назначенные руководители предприятий выполняют волю хозяина, который однозначно требует извлекать максимальную прибыль. Эта цель достигается либо увеличением объёмов выпуска продукции, либо наступлением на социальные гарантии трудящихся. Когда происходит ущемление интересов работников, то профсоюзным организациям следует держать ухо востро, как минимум добиваясь сохранения этих социальных гарантий. На Западе давно поняли закономерность: чем больше социальных гарантий, тем выше производительность труда.
К сожалению, у нас часто к руководству предприятиями приходят люди, совсем не имеющие опыта работы в данной отрасли промышленности, либо специалисты, до того руководившие маленькими фирмами, и почему-то уверенные, что справятся с управлением крупным предприятием. Поэтому часто получается так, что в случае экономических трудностей эти руководители предпочитают не увеличивать объёмы производства, а урезают социальные гарантии.
- В действующем трудовом законодательстве есть новелла, которая обязывает работодателя индексировать заработную плату в зависимости от инфляции. Однако многие работодатели на это закрывают глаза. Эта индексация относится к правам или к интересам трудящихся?
- Да, в Трудовом кодексе есть статья 134, которая говорит об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Там говорится, что «...организации, финансирующиеся из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Другие работодатели - в порядке, установленном коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами». Понимаете, здесь же не написано, что они обязаны индексировать. Налицо правовой тупик.
К сожалению, у нас часто один закон обходится в рамках другого закона. Возьмём для примера минимальную заработную плату, которая по закону не может быть ниже прожиточного минимума. Сегодня в России МРОТ установлен в размере 5205 рублей, а прожиточный минимум - 7100 рублей. А другая статья говорит, что размер минимальной заработной платы вводится специальным распоряжением правительства. Налицо вновь правовой тупик.
- Кстати о МРОТ. Накануне новогодних праздников региональная трёхсторонняя комиссия не смогла принять решение о повышении минимальной зарплаты в Мурманской области. Каким образом разрешается сейчас этот вопрос?
- Да, мы впервые с 2007 года не подписали соглашение о повышении минимальной заработной платы. Наши оппоненты - работодатели, которых представляет региональное отделение РСПП, и администрация Мурманской области - предлагали оставить МРОТ на прежнем уровне, то есть - 9112 рублей. Мы категорически с этим не согласились. У нас есть своё видение и соответствующая судебная практика. Да и областная прокуратура, проводящая проверки, полностью нас поддерживает.
В настоящее время мы с представителями регионального правительства согласились на том, что переговоры нужно возобновлять. На днях должно состояться очередное заседание рабочей группы по данному вопросу, и если компромисс не будет найден, то мы будем настаивать на своём и приступим к активным действиям.
Наша юридическая служба выработает типовой документ, под которым любой желающий может поставить свою фамилию, чтобы в дальнейшем подавать судебные иски. После подключения отраслевых профсоюзов это может привести к лавинообразному увеличению исков, и, соответственно, к росту выплат по судебным решениям. Ещё мы будем настраивать людей в судебных исах настаивать на возмещении морального вреда.
- Давайте возвратимся к высказанной мною оценке - о наступлении работодателей на права и интересы трудящихся. В последнее время в России стали появляться какие-то ранее немыслимые организации - профсоюзы гастарбайтеров, полицейских. Появляются в том числе и альтернативные профсоюзы. Как вы оцениваете это явление?
- Давайте рассмотрим, что такое профсоюз. Когда на каком-то предприятии ситуация усложняется и начинается ущемление трудовых прав работников, то люди всегда обращаются куда-то за защитой. Легче и проще всего обратиться в профсоюз, поскольку он находится рядом. Поэтому люди вступают туда и участвуют в профсоюзном движении, отстаивая свои права коллективно.
Когда социальная обстановка после того, как профсоюз добился повышения заработной платы, сохранения или даже увеличения социальных гарантий, стабилизируется, то у людей преобладают меркантильные интересы - зачем я буду платить взносы, если и так всё хорошо на предприятии. Пока руководитель социально ориентирован, то все обязательства на предприятии выполняются. Но приходит новый руководитель, который начинает закручивать гайки, отменяя социальные гарантии. Получается, что снова нужно вступать в профсоюз? Наверное, разумнее было бы не выходить из него.
Почему появляются профсоюзы гастарбайтеров? Прежде всего, у них очень много проблем, которые никто не решает. Появляясь в общественном месте, они сразу же являются объектом повышенного внимания полиции. Затем заработная плата у гастарбайтеров гораздо ниже, чем у коренных жителей. За рубежом, кстати, заработные платы всех категорий трудящихся, независимо от миграционного статуса, в основном выровнены.
Альтернативные профсоюзы возникают на поле каких-то нерешённых проблем. К сожалению, руководители этих структур часто понимают профсоюз как какое-то золотое дно, направляя взносы себе на зарплату, а не на конкретные акции. Надо также понимать, что нельзя отстоять интересы человека, если они идут вразрез с трудовым законодательством. Некоторые люди уверены, что поскольку они члены профсоюза, то их интересы должны быть защищены в любом случае - даже нарушая закон. Этим, бывает, пользуются альтернативные профсоюзы, в целях пиара, обещая безусловную защиту прав и интересов трудящихся.
Профсоюз полицейских образовался, видимо, вследствие того, что у некоторых руководителей есть желание переложить многочисленные проблемы МВД на плечи рядовых исполнителей. Потом не надо забывать, что, как у всех силовых структур, в полиции распространён известный принцип «Я - начальник, а ты - никто». Но человеку надо помогать, чтобы он хорошо выполнял свои должностные обязательства. Полагаю, что полицейские с чувством собственного достоинства и нуждающиеся в помощи, объединяются в профсоюз.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние профсоюзного движения в Мурманской области?
- Полагаю, что профсоюзы находятся в фазе стабилизации. Конечно, после распада СССР произошло значительное сокращение членов в профсоюзах. Это объясняется тем, что очень много предприятий просто-напросто обанкротилось. Для примера - только в рыбной промышленности членов профсоюза было 75 тысяч. Сегодня же в этой отрасли числится около 25 тысяч человек.
Второй момент - сегодня идёт модернизация производства, во время которой люди высвобождаются.
Также многие работодатели уверены в том, что профсоюз - это враг, хотя это неправильно. Поэтому работодатели делают всё, чтобы на их предприятиях в максимальной степени сократить членство в профсоюзах. Если членов профсоюза становится менее 50% от числа работающих на предприятии, то они имеют право создавать совет трудового коллектива. А что такое совет трудового коллектива? Это машина для голосования. Административными методами руководители добиваются большинства в совете, после чего могут принимать практически любые решения в свою пользу.
В последние года три-четыре численность профсоюзов у нас стабилизировалась. Где-то даже идёт рост. Во многой степени это зависит от личности профсоюзного лидера, от его работы. Приблизительно в Мурманской области насчитывается около 100 тысяч участников профсоюзного движения.