31 января в Мурманск для открытия первого в 2013 году заседания берегового штаба мойвенной путины и встречи 1 февраля здесь с министром сельского хозяйства России Николаем Фёдоровым в составе рыбацкого сообщества приехал заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов. Василий Игоревич согласился ответить на ряд актуальных вопросов, назревших у ИА «Nord-news» по тематике работы рыбной отрасли.
- Очень приятно, что первое заседание штаба мойвенной путины проходит традиционно в Мурманске, - порадовался за себя и северян заместитель главы ФАР. - Здравствуй, Мурманск, один из самых рыбных городов Российской Федерации! Сегодня пройдёт важное совещание, учитывая, что промысел мойвы уже начался. Мойва, наверное, в нашей стране - один из самых народных видов рыбы. С учётом небольшой цены и хороших вкусовых качеств, которые всегда высоко ценились россиянами, поэтому мы уделяем мойве большое внимание. На промысел пока вышли не все суда, которые вообще планируют заняться ловом этой рыбы. Работают около 15 траулеров - мурманских, калининградских, архангельских, все - в российской экономической зоне. Путина началась буквально неделю назад, пока ещё, что называется, она находится в фазе разгона. Основной промысел, как обычно, придётся на февраль-март. Первые суда, наверное, придут в Мурманский рыбный порт примерно к концу первой декады февраля. Передовики, конечно, объявятся раньше. Наша задача - посмотреть готовность к приёму мойвы береговых мощностей в рыбном порту. Заслушаем готовность подразделений Росрыболовства - ББТУ и Мурманрыбвода. Очень рад, что в этом году к процессу координации промысла мойвы присоединился Северный флот. С пограничниками у нас давно выстроены тесные и конструктивные отношения. В последние годы у рыбаков возникали проблемы только в связи со стрельбами Военно-морского флота в период путины, связанные с закрытием квадратов промысла. В этом году подобных проблем мы надеемся избежать.
- Хорошие ли прогнозы дает отраслевая наука?
- Традиционно мойва идёт с северных районов моря и потом вдоль побережья мигрирует в норвежские воды. К сожалению, текущий год, как и минувший, будет непростым для промысла. Ожидается, что не будет массового подхода рыбы к мурманским берегам. Концентрации будут очень разрозненными, что повлияет на промысловые усилия и действия рыбопромыслового флота. ПИНРО говорит, что 2013 год - тёплый, условия для удачной путины - не очень хорошие. Нет выраженных фронтальных зон, которые позволяют мойве концентрироваться.
- Как вы считаете, удастся рыбакам выбрать всю мойвенную квоту?
- Думаю, да. Хотим ещё к промысловой квоте добавить научную, которая будет взята в процессе исследований. Всего - чуть больше 80 тысяч тонн. Есть ещё один нюанс, проявившийся в этом году - снижение по объективным обстоятельствам квоты мойвы. Запасы её снижаются, сокращается и квота. Поэтому, возможно, нашим рыбопромышленникам своих долей будет и не хватать. К тому же, часть объёмов этого года ещё не распределены среди пользователей.
- Почему так получилось?
- Три мурманские компании два года подряд не осваивали 50% своих квот, как того требуют правила. Кто-то из них, как мы предполагаем, является рантье. Они были лишены своих долей, и четвертого февраля состоится аукцион, на котором эти доли будут проданы. Задача федеральных органов исполнительной власти в том, чтобы, как только пройдёт аукцион, в кратчайший срок заключить договора с новыми пользователями мойвенной квоты, чтобы они смогли получить разрешения на промысел.
- Не помешают ли путине предполагаемые закрытия районов промысла, в частности, в НЭЗ?
- Ситуация непростая. В текущем году, с учётом высоких приловов трески и пикши при промысле мойвы, возможно, будет резкое закрытие районов в норвежской зоне. Сейчас, как я уже сказал, большинство судов работает в РЭЗ, где все предсказуемо. А в норвежской зоне могут закрывать целые районы. В последнее время, и наука это предсказывала, есть негативный тренд: большие запасы трески, к сожалению, негативно влияют на запасы мойвы, являющейся для хищной рыбы кормовой базой.
- С повестки дня не сходит обсуждение темы введения квот «под киль». Что будет, если такой закон действительно будет принят? Как это отразится на рыбаках, всей рыбной отрасли?
- Эта идея не оформлена сейчас даже в виде законопроекта. Нет экономического обоснования, оценки социальных последствий. Позиция Росрыболовства не изменилась. Мы консолидированы с рыбацким сообществом и считаем, что такой закон, если сейчас его принять, нанесёт серьёзный урон, и последствия от него слабопредсказуемы. В то же время, с нашей точки зрения, есть необходимость поддержки отечественного судостроения. Это нужно делать экономическими мерами, и они есть. Сейчас этот вопрос обсуждается. Хорошо, что рыбаки получили некий стимул для того, чтобы задуматься о проблеме обновления флота. При этом надо помнить, что должны быть приоритеты отрасли. Если приоритет звучит так: поддерживаем судостроительную отрасль, то это одно. Если говорим, что должна быть конкурентоспособной рыбохозяйственная отрасль, - это другое. Сейчас работа по выбору приоритетов, под которые можно выстраивать нормативно-правовую базу, активно ведётся на площадках аппарата президента РФ, контрольно-ревизионного управления. Это очень важный вопрос. Я думаю, что квоты «под киль» - это нехороший приоритет.
- Пока в аппарате президента размышляют о приоритетах, хочется узнать, что решили по этому поводу в Росрыболовстве? Какие у вас приоритеты?
- Я считаю, что приоритеты в рыбной отрасли уже есть - имеются документы, о которых почему-то все забывают. Это Стратегия развития РФ, Стратегия развития рыбохозяйственной отрасли РФ. Речь идёт о создании высоко конкурентной рыбохозяйственной отрасли, достойной Российской Федерации, как мировой державы. Конечно, здесь есть над чем работать, какую политику выстраивать. Нам нужно отойти от существенного сырьевого экспорта водных биоресурсов. Стараться на территории РФ (под которой понимаются не только береговая инфраструктура, но и российские суда) получать рыбопродукцию высокой технологии переработки. Понятно, что здесь мы сразу натыкаемся на то, что не все наши рынки готовы принимать такую продукцию, потому что многие нуждаются именно в рыбном сырье. Но постепенный переход в этом отношении нам необходим. Отрасль должна быть конкурентоспособной: без дотаций, сама способна завоевывать новые рынки, обеспечивать внутренний рынок собственной продукцией.
- Будет ли как-то решаться многострадальный вопрос с «незаходными» судами?
- Достаточно сложно ответить, хотя в последние два года этот вопрос поднимался на всех уровнях и выносился на заседание правительственной комиссии. Последнее совещание состоялось у вице-премьера Аркадия Дворковича. Комиссия приняла решение, что законодательный акт по заходу «незаходных» надо принимать. Но возникает тема экономической эффективности, просчитать которую требует Министерство финансов РФ.
С моей точки зрения, нужно принимать чисто юридическое решение, потому что экономические расчёты есть - их подробно представил Союз рыбопромышленников Севера. Но всегда найдутся сомневающиеся, которые говорят, что ожидаемого массового возврата судов в родной порт может и не произойти. Я считаю, что пока у нас есть возможность, надо «незаходные» суда завести. Дать им таможенную амнистию. Если они не откликнутся на зов родного порта, то будем принимать уже другие решения. Есть вообще проблема с заходами в отечественный порт российских судов. К сожалению, наши порты остаются недружелюбными по отношению к рыбакам. Это и обилие контролирующих органов, и несовершенство портовой инфраструктуры - всё накладывает жёстокий отпечаток на работу рыбохозяйственной отрасли. Здесь ещё непаханное поле работы. Я думаю, что вопрос можно решить, установив чёткий регламент прохождения всех процедур, сократив по максимуму многие вещи, потому что все органы требуют одни и те же комплекты документов. Учитывая, что Россия планирует перейти на электронный документооборот, дублирование функций должно быть исключено.
- В связи с установкой на конкурентоспособность и самодостаточность рыбной отрасли, есть ли какие-то подвижки в верхах по поводу создания Минрыбхоза РФ?
- Это не моего уровня вопрос. Такое решение - в компетенции президента страны. Могу только подтвердить, что в СМИ данный вопрос обсуждается. Решение его - не за нами.
- 1 февраля в Мурманск приезжает министр сельского хозяйства РФ. Вы планируете с ним встретиться, или хватит времени это сделать в Москве?
- Я планирую вместе с министром Николаем Фёдоровым посетить Мурманский рыбный порт и принять участие в совещании по нормативно-правовому регулированию в рыбной отрасли.