Никаких планов по регулированию хозяйственной деятельности в Древней (очень древней) Руси не составлялось, да и регулирования как такового не было, если не считать «налогообложения» - получить часть добавленной (и недобавленной) стоимости государство в любом возрасте любило всегда. Начальство наших предков поздней осенью и зимой под защитой вооруженных людей инспектировало подведомственные территории («кружило по людям») и собирало подати. Без всяких заранее установленных ставок и процедур, чётких и прозрачных для всех налогоплательщиков. Общеизвестный, а потому «банальный» кейс. Князь Игорь как-то раз взял налог с древлян, потом, не долго думая, решил, что «ставка налога» низковата, а «объект налогообложения» - шагреневая кожа наоборот. Решил тут же «налогообложить» самозанятых граждан повторно. Вот только при внедрении этого решения в жизнь вооруженных людей рядом оказалось слишком мало, кейс получился печальным. Но его уроки сподвигли мудрую жену большого начальника, заместившую государственную должность почившего в бозе супруга, ввести систему «налогового планирования» и установить налоговые ставки - «по шлягу от рала». При том, что сами древляне были «примучены» заплатить ещё более лютую дань (пострадали за счастье всего остального люда).
Сегодня фискальная политика - пусть и значительная, но только часть большой государственной экономической (и неэкономической) регуляторики. Планы и программы, как и что в далекой и близкой перспективе нужно отрегулировать, зарегулировать или дерегулировать («подобрать, обогреть, обобрать») разрабатываются с назавидной регулярностью и постоянством. Настолько регулярно и постоянно, что даже начальство порой скажет в сердцах: «Хватит программ, надо вкалывать». Видимо, основные направления деятельности сегодняшнего правительства программой не являются, раз подписаны были этим же начальством аж за полмесяца до сих слов. Однако в них (направлениях) предлагается обеспечить и «разработку ... государственных (муниципальных) программ как основного инструмента» в одной сфере, и утвердить их в другой сфере, и реализовать новые программы (которых еще, разумеется, нет) в третьей и четвертой.
В Древней (очень древней) Руси государственных планов не писали, а просто, не мудрствуя лукаво, собирали «полюдье» и «повоз». Сегодня пишутся планы на 5 лет вперед (до 2018-го года). Пишутся одними спецами (гладко на бумаге), реализуются другими, которые первых даже читать не считают необходимым (забыли про овраги). Есть уже и кейсы про бумагу и овраги, у которых тоже появляется шанс стать общеизвестными, а потому и банальными.
Разрабатываемые много месяцев «Основные направления деятельности правительства» (ОНДП) наконец-то были утверждены в конце января с.г.
Самозанятым гражданам правительственная бумага пообещала: «при проведении пенсионной реформы будет обеспечено предоставление ... права выбора уровня страховой нагрузки и соответствующего объёма пенсионных прав... «Видимо, именно поэтому буквально за месяц до подписания ОНДП «самозанятым индивидуальным предпринимателям» государство предоставило «обязательное право» платить почти в два раза больше «фиксированных социальных взносов». «Выбор» страховой нагрузки был обеспечен досрочно. При этом, согласно параллельным (ещё чуток более ранним планам) правительства, в 2014 году фиксированный страховой платёж должен составить более 40 тысяч рублей, а в 2015 году - около 50 тысяч. В результате этого, по подсчётам правительственных экономистов, сумма взносов только на страховую часть пенсии должна увеличиться в 2014-м - на 60,46 млрд рублей, а в 2015 - на 79,76 млрд рублей. «Свободный выбор» страховой нагрузки обеспечен досрочно и на несколько лет вперед.
Правительственная бумага (ОНДП) пообещала также, что будет «обеспечено формирование системы специальных мер содействия малому предпринимательству, в том числе ... упрощенной системы отчётности». Упрощенную систему отчётности тоже реализовали прямо с начала этого года (опережающими темпами): введена обязанность по ведению бухучёта в полном объёме для организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения (чего ранее не было). Там, где обязателен учёт, становится обязательной и отчётность, иначе бессмысленен и сам обязательный учёт...
...Вряд ли мелкому бизнесу придётся долго ждать дополнительного «расширения» своих прав, новых «упрощений», «гарантий» и «доступности» всего и вся. Правительственные планы вновь «обещают» ему расширение доступа «к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», «уведомительный порядок начала деятельности», «гибкое трудовое законодательство», «гарантированный доступ к государственному и муниципальному заказу».
Владимир БУЕВ, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).