На минувшей неделе в Мурманске состоялась международная конференция, посвященная «Защите Арктики от атмосферного загрязнения».
Стоит отметить, что внимание экспертов к этой тематике вполне объяснимо. Арктика в современной России - не просто Заполярная территория с огромной площадью, это будущее страны как в сырьевом, так и в производственном секторе национальной экономики.
Но разработка арктических богатств невозможна без бережного отношения к окружающей среде.
Развитие горнодобывающей и металлургической промышленности на Кольском полуострове, начатое во второй половине 20 столетия, продолжается и по сей день. И не секрет, что именно предприятия цветной металлургии в первую очередь вызывают опасения у наших северных соседей.
Впрочем, как выяснилось в ходе научных дискуссий немаловажным фактором, имеющим прямое отношение к вопросам заполярной экологии, является проблема трансграничных переносов, т.е. переноса загрязняющих веществ с воздушными потоками на большие расстояния.
- Директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" Роман Пукалов:
"Как профессиональный географ, я могу вас уверить на 100 %, в том, что западный перенос на территории нашей Европейской части России преобладает. Здесь, в Мурманской области, это перенос атмосферного загрязнения из Европы - Испании, Великобритании, Германии, Норвегии, стран Прибалтики. А данные, которые летом мы получили из НИИ «Атмосфера», доказывают, что порядка 45 % загрязнений на территорию Мурманской области приходит извне".
Наши приграничные соседи, говоря о загрязнениях, кивают в сторону промышленных гигантов Заполярья. Впрочем, существует беспристрастная статистика, которая говорит об ином. Например, Россия получает от Норвегии в 5 раз больше окисленного азота и в 3,3 раза больше восстановленного азота, чем Норвегия от РФ.
К слову, эта проблема коснулась не только Мурманской области, но и других регионов России. Наши норвежские соседи, понимая в чей «огород», летит этот камень, считают в свою очередь, что перенос - явление в большей мере системное, и Запад твердо держит руку на пульсе.
-Научный сотрудник, Норвежский Институт исследования воздуха Тур Йохансен:
"В рамках норвежских проектов, которыми я руковожу, мы занимаемся исследованиями как переноса воздушных загрязнений на большие расстояния, так и местными загрязнениями. Мы занимаемся программами мониторинга воздушных загрязнений и предоставляем данные наших исследований для различных органов власти, в том числе и ведения международных переговоров. Есть отдельные периоды, когда нас беспокоит содержание тяжелых металлов. Наблюдениями в этой зоне мы занимаемся с 1984 года. И конечно за этот срок увидели существенное улучшение".
Об улучшении есть основания говорить и у представителей горно-металлургической отрасли, ведь деятельность по сокращению выбросов и реализация различных экологических мероприятий ведется постоянно и на протяжении не одного десятилетия.
-Заместитель начальника отдела экологической безопасности управления научно-технического развития и экологической безопасности ОАО "Кольская ГМК" Анатолий Дамбровский:
«Если рассматривать динамику снижения выбросов КГМК, то она положительна. Сейчас мы вышли на определенный уровень по диоксиду серы. На данном этапе снижение, которое произошло, подтверждается восстановлением природы. С 2002 года мы работаем с Лапландским заповедником, с 2006-го - с заповедником Пасвик. Отчеты, которые готовят их специалисты на основании постоянного мониторинга, говорят однозначно - природа восстанавливается. Что же касается позиции норвежцев, то давайте учитывать то, что европейское и российское законодательство отличается. У них одни начальные условия, у нас - другие. Потому на выходе получаем два разных расчета».
По мнению Анатолия Дамбровского, нужно налаживать диалог, оперировать общими понятиями и достигать понимания всех без исключения заинтересованных сторон. Самое главное - выработать единый подход, который позволит привести все параметры этой проблемы к единому знаменателю.