Противостояние двух ветвей городской власти Мурманска было заложено выборами мэра 2009 года. Остроты конфликту только добавил финансовый кризис.
Рождение двуглавого орла
Напомню, если кто-то уже успел подзабыть, некоторые особенности того времени. Совет депутатов города Мурманска четвертого созыва был сформирован несколько раньше мэрских выборов. Выборы городских законодателей в областном центре прошли спокойно, предсказуемо, под надзором бывшего мэра Михаила Савченко. Это благодаря вектору избирательной кампании, настроенному еще покойным Олегом Найденовым, и отлаженной системе взаимоотношений бизнес-элиты города и исполнительной власти Мурманска, в частности, с мэром. Экс-глава города Михаил Савченко был в этой системе свой среди своих.
Но в недрах этих взаимоотношений тихо зрело недовольство: не всем нравились кулуарные решения по распродаже лакомых кусков городской собственности, слаженная игра депутатского корпуса под руководством Сороки, а после и братьев Веллеров. В городе, по большому счету, все было хорошо, но люди проголосовали из чувства противоречия: надоели эта фасадная красота и партийное единство. Значительную роль в исходе выборной кампании сыграла и поддержка кандидата в мэры Сергея Субботина со стороны бывшего губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова. У него давно были холодно-нейтральные взаимоотношения с бывшим мэром Мурманска, и он хотел продвинуть на это место своего человека. Цели он достиг, но свернул себе шею: пришлось уйти в отставку. Партийцы ему не простили проигрыша своей единодушно согласованной кандидатуры.
Мурманчане, которые участвовали в выборной кампании, отдали предпочтение Сергею Субботину и фактически оставили его один на один со старым составом горсовета, новым губернатором, финансовым кризисом и реформой в ЖКХ. Именно в это время у регионального орла власти на второй голове открылись глаза, и она решила несколько изменить полет гордой птицы.
Чужой среди своих
Такое двухголовое управление городом имеет весьма призрачные шансы на успех. Форма еще и может остаться, но суть - нет. Потому что такая система конфликтна изначально. В нашем случае мы наблюдаем не личный конфликт двух лидеров, а системный. А это серьезно. И не стоит забывать, Мурманск - почти половина области. И если здесь произойдет раскол электората, то на ближайших выборах в Госдуму, областную думу, горсовет пятого созыва могут выскочить любые чертики из избирательной урны. А на фоне ожидаемых грандиозных «успехов» в экономике, реформе ЖКХ, образовании, МВД и армии сегодня просчитать результаты надвигающихся выборов вообще невозможно.
Сегодня мы имеем открытое противостояние ветвей городской власти и крушение неких традиционных методов управления в Мурманске. Качество управления городом однозначно ухудшилось по сравнению с предыдущей эпохой правления. Но причинами негативных процессов являются не отсутствие профессионализма у городских чиновников, не двойные квитанции, не отсутствие диалога между представителями исполнительного органа власти и законодателями, о которых нам заявляют депутаты горсовета, а объективные процессы: наложение финансового кризиса, реформы ЖКХ, накопленные проблемы предыдущих периодов. Печально, но расплачиваться за последствия сегодняшнего конфликта придется всем активным участникам свары и рядовым горожанам.
Кто первый начал?
Сегодня трудно отдать кому-нибудь из конфликтующих сторон пальму первенства. Первые резкие высказывания отдельных депутатов горсовета о непрофессионализме новых сити-менеджеров можно было еще считать притиркой команд: старой - депутатской и новой - назначенцев мэра. Но реинкарнация газеты «Новый Вестъ-Курьер» («НВК») стала сигналом к началу серьезной информационной войны. Господа бросили в лицо друг другу «белые перчатки»: один - еженедельную газету «НВК» и телеканал «Арктик-ТВ», второй - газету «Территория закона» с довеском в виде многотысячного приложения по средам. Минимальные затраты на ведение такой информационной войны может легко посчитать любой горожанин, исходя из цены одного выпуска «НВК» в киосках МАРПИ 29 рублей и еженедельного тиража 3 тысячи экземпляров. А реальные затраты, скорее всего, будут на порядок выше.
В начале боевых действий - недели две - читать эти печатные издания и смотреть телепередачи про власть было интересно, но потом появилось привыкание и чувство брезгливости. Такое впечатление, что иголку на патефоне заело: одно и то же непрерывное шипение, а слов песни не слышишь. Многочисленные выпуски обличительных статей с той и другой стороны должны, казалось бы, подвигнуть прокуратуру к немедленному реагированию на устрашающие факты коррупции, распродажи собственности, злоупотреблений, расцвета кумовства во власти и бизнесе, нарушений законов представителями законодательных и исполнительных органов власти города-героя. Но нет, третья независимая власть по сути конфликта хранит молчание до сих пор.
Видимо, такая выдержка органов правопорядка подтолкнула враждующие стороны к эскалации военных действий. На головы мурманчан обрушили информационный напалм о плохой работе градоначальника городская газета «Вечерний Мурманск» и телеканал ГТРК «Мурман»...
Враждующие стали привлекать в свои окопы рядовых мурманчан. Одни поддерживают одну сторону, другие - другую. Предприниматели гадают, кто победит, инвестиционный климат в Мурманске становится непривлекательным, с кем договариваться на перспективу?
Закон нас не выручит
По мнению ряда экспертов, противостояние между законодательными и исполнительными органами власти Мурманска является отражением борьбы за реализацию своих притязаний на городскую собственность новой группы сити-менеджеров, которые вошли в противоречие с многолетним сложившимся видением ее перераспределения среди представителей старой гвардии власть имущих. Это борьба за финансовые потоки, власть, а не борьба идеологий. Об интересах мурманчан ни та, ни другая сторона не думает, так как понятно, что во время любых войн страдают рядовые граждане. Интересами граждан можно прикрыть только свое политическое бессилие.
Но любая война всегда завершается взаимным перемирием или поражением одной из сторон. К примирению противоборствующих сторон подталкивает мэра и председателя горсовета губернатор Мурманской области, которому совершенно невыгодны такие неприглядные взаимоотношения в главном городе региона. Дмитрий Дмитриенко старается привлечь в край инвестиции, а тут такая заваруха, которая вдобавок выходит из-под контроля: дело дошло до захвата средств массовой информации.
Правовым путем разрешить эту конфликтную ситуацию в ближайшее время вряд ли возможно. Например, полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в нашем случае совета депутатов города, могут быть прекращены досрочно в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. Это отметается сразу же. Вариант роспуска горсовета высшим должностным лицом субъекта РФ - невероятное событие! Есть и другие конституционные процедуры роспуска горсовета - но они из области «очевидное и невероятное».
Также трудно правовым путем отстранить от должности главу областного центра. Например, в прошлом году президент поручил молодым «единороссам» Архангельской области опробовать механизм отстранения от должности неэффективных глав муниципальных образований, которые утверждали, что в условиях кризиса, если руководитель является неэффективным, неспособным мобильно реагировать на возникающие проблемы и, более того, злоупотребляет своими полномочиями, - такой человек может быть «удален» от их исполнения и должен будет уступить место другому. Президент РФ обратил внимание молодых депутатов на то, что этот механизм еще не опробован в деле и для эффективного использования его необходимо «запустить» на местах.
Согласно подписанному в 2009 году президентом закону представительный орган местного самоуправления распускается законом субъекта РФ либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом высшего должностного лица субъекта РФ, за исключением глав муниципальных образований - столиц и административных центров субъектов РФ, либо указом президента страны. В документе уточнено, что отрешение главы муниципального образования от должности и одновременно назначение новых выборов (если он избирается населением муниципального образования) осуществляются соответственно указом высшего должностного лица субъекта РФ либо указом президента РФ. В нашем случае - президента.
Но депутаты горсовета вдалбливают нам в головы, что они готовы признать дважды работу главы города неудовлетворительной, а потом добиться своей цели. Думаю, что вот здесь-то и придется подключиться третьей ветви власти - судебной. Процесс может стать более увлекательным, чем все предыдущие политические игры.
Чем сердце успокоится
Остается надеяться на какое-то вмешательство в конфликт со стороны, извне и свыше. Ожидания наступающего лета: все разъедутся, все забудется, страсти улягутся.
Но надежды эти робкие, зыбкие. Скорее всего, нам придется в ближайшее время жить в новых условиях: когда подковерная политическая борьба становится открытой и беспринципной, когда личные экономические интересы становятся выше общественных и общегосударственных целей.
Влад СЕВЕРНЫЙ.
(«Полярная правда», № 18).
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
На наш взгляд, слабое звено в этом конфликте - мэр. Решить судьбу одного человека, даже такого уровня, легче, чем совета депутатов. Если конфликт продолжится, то это звено и будут рвать.
А вот как на это прореагируют мурманчане, прогнозы делать как-то не хочется. Выборы в нашей стране уже давно превратились в политтехнологии, мнения и чаяния рядовых граждан часто совершенно не совпадают с результатами избирательных кампаний.