Досрочная отставка мэра Мурманска Сергея Субботина породила немало вопросов у части мурманчан. И один из них, который интересует не только непосредственных участников этих событий из числа представителей властной элиты, но и многих горожан: а что дальше? В частности, будут ли новые выборы? И если будут, то когда? Или же всенародные выборы мэра города-героя действительно уйдут в прошлое? В этом вопросе и попробовал разобраться журналист «Полярной правды».
Кто назначит выборы
Итак, что же предписывает законодательство в таких случаях? Откроем федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Он гласит, что в случае досрочного прекращения полномочий выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. И сделать это должен уполномоченный на то орган (в нашем случае - совет депутатов Мурманска). Таким образом, если полномочия Сергея Субботина были прекращены 3 июня, то до 17 июня горсовет назначает дату досрочных выборов. Они, согласно тому же закону, должны быть проведены не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
Учитывая, что выборы могут быть назначены только на воскресенье, получается, что в этом случае новые выборы мэра Мурманска пройдут не позднее 5 сентября. Однако назначать выборы у депутатов мурманского горсовета в планах пока нет. По крайней мере, свое ближайшее заседание они наметили на 24 июня. В этом случае вступает в силу другая норма закона «Об основных гарантиях...», согласно которой «если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией», то есть мурманской территориальной избирательной комиссией (ТИК). В этом случае выборы должны пройти не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий мэра. Получается - не позднее 26 сентября.
- Если горсовет выборы не назначит, то это сделаем мы, - отметила в беседе с журналистом «Полярки» секретарь ТИК Мурманска Раиса Кныш. Правда, она затруднилась сказать, будет ли ТИК ждать решения суда о законности отстранения Сергея Субботина.
Вопрос этот, действительно, непростой. Хотя, казалось бы, решение о его удалении вступило в законную силу. К тому же в законе не прописано, в какие сроки суд должен вынести решение по такого рода делам. А в данном случае, учитывая большое количество предъявленных депутатами оснований для удаления мэра, суду придется разбираться во многих бюджетных и внебюджетных вопросах. Если вспомнить другой громкий региональный судебный процесс, выясняя, превысил ли свои полномочия экс-директор АМНГР Олег Мнацаканян, сдав в аренду одну лишь буровую установку, суд длился полгода, то и изучение законности отставки Субботина может занять многие месяцы.
К тому времени депутаты горсовета вполне успеют внести поправки в Устав города, согласно которым мэр города будет не избираться, а назначаться самим депутатским корпусом.
Сити-менеджер - за и против
Федеральное законодательство предполагает несколько вариантов, как проводить выборы глав муниципальных образований. В частности, напрямую (то есть всем населением) или же депутатами местного совета из своего же состава. В этом случае совет депутатов избирает своего председателя, который автоматически становится и главой муниципального образования. А административно-хозяйственные функции будут возложены на главу администрации - наемного сити-менеджера, избираемого конкурсной комиссией, состоящей из депутатов горсовета и представителей областной власти. Наемный менеджер будет заниматься исполнением бюджета, но при этом не сможет оказывать влияния на политику муниципальных властей. А если окажется нерадивым (например, заморозит город или вызовет другие социальные потрясения), то может быть и уволен.
У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Сторонники прямых выборов говорят, что всенародные выборы главы города повышают статус руководителя, его ответственность перед всем населением. Депутаты, мол, избраны частью населения, а мэр - избирателями всего города. К тому же сама система выборов через депутатов не исключает кулуарных договоренностей. Большинство депутатских голосов можно получить простыми методами, и население при этом останется в стороне.
Другая сторона утверждает, что интерес населения к выборам мэра значительно снизился при сохранении высоких финансовых затрат на их проведение. Да и побеждать нередко стали популисты. Назначенный же глава города при любых обстоятельствах будет нести персональную ответственность за все, что происходит на данной территории.
Первый раз идея внедрить в Мурманске новый порядок избрания главы обсуждалась в 2005 году депутатами прошлого горсовета. Тогда, кроме вышеперечисленных, была и еще одна причина желания депутатов изменить Устав. И, пожалуй, главная. Речь идет о непростых взаимоотношениях той городской власти (мэра Михаила Савченко и поддерживающего его горсовета) с губернатором Юрием Евдокимовым. Последний никогда не расставался с мыслью посадить в кресло мэра областного центра своего человека. А учитывая его немалый административный ресурс и, надо признать, определенную популярность у горожан, на всенародных выборах мэра это вполне могло сыграть свою роль (что, кстати, и произошло в марте 2009 года). Одним из вариантов избежать такого сценария и было внесение соответствующих поправок в Устав Мурманска.
Однако тогда этого не произошло. Свою роль, в том числе, сыграла и активная позиция выступившей против общественности. Застрельщиком же той кампании по критике проекта городского Устава стал не кто иной как Юрий Евдокимов - выступая в эфире ГТРК «Мурман», он заявил, что крайне негативно относится к предложенным изменениям в Устав.
Понятно, что позиция главы региона была основана исключительно на конъюнктурных соображениях. Ведь к тому времени в ряде муниципальных образований Мурманской области схема избрания главы из состава совета депутатов уже действовала. И губернатор эту тенденцию даже поддерживал. Кстати, именно по инициативе Ю. Евдокимова областным законом были отменены выборы глав вновь образованных муниципальных образований. Потому как назначаться главы этих муниципалитетов должны были с учетом мнения губернатора. В Мурманске же тот горсовет мог избрать градоначальника без «учета мнения губернатора». С чем, понятно, Юрий Алексеевич вряд ли мог смириться.
Спор о поправках
Судя по всему, на этот раз депутаты горсовета намерены довести ту идею до логического завершения. Если изучить прописанную в законе процедуру внесения поправок, то становится ясно: новый Устав Мурманска может быть принят горсоветом уже во второй половине июля. На последнем заседании горсовета его председатель Алексей Веллер уже дал понять коллегам, что они должны быть готовы оперативно собраться, потому как для принятия решения нужно квалифицированное большинство, то есть 20 голосов.
Развитие же дальнейших событий во многом зависит от итогов судебных разбирательств. Если суд восстановит Сергея Субботина в правах мэра, то новый Устав заработает только после окончания его полномочий. Если же суд откажет Сергею Субботину в его иске, то тогда председатель горсовета автоматически становится главой муниципального образования г. Мурманск, а на должность сити-менеджера будет объявлен конкурс. Если же к этому времени избирательная комиссия все же назначит досрочные выборы мэра, то их, надо полагать, можно будет и отменить - в связи с изменившимся законодательством.
Сложнее сказать, что будет, если к моменту принятия нового Устава суд по иску Сергея Субботина еще не закончится. Решат ли депутаты дождаться-таки его итогов, сказать пока сложно.
Некоторые эксперты, правда, считают, что поправки в Устав города вступят в силу только после истечения срока полномочий нынешнего горсовета. В качестве примера они приводят Мончегорск. В 2007 году, после внезапной кончины мэра этого города Игоря Ермакова, депутаты местного горсовета не стали назначать досрочные выборы, а изменили Устав, введя институт сити-менеджера. Однако в дело вмешались прокуратура и суд. В результате, чтоб поправки в Устав вступили в силу, горсовет был вынужден самораспуститься.
Действительно, на тот момент действовала норма федерального законодательства, согласно которой поправки, изменяющие структуру местного самоуправления, а также полномочия и порядок избрания выборных должностных лиц вступают в силу после истечения срока полномочий совета, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав указанных изменений.
Однако в конце 2009 года был принят закон, который в этом перечне оставил только поправки, изменяющие структуру местного самоуправления. А для того, чтобы сейчас изменить процедуру выборов главы Мурманска, менять прописанную в действующем Уставе Мурманска структуру местного самоуправления (в нее входят глава муниципального образования, совет депутатов и администрация) не надо. По крайней мере, она идентична уставам тех муниципалитетов, где прямые выборы мэра уже давно упразднены.
Отметим также, что процедура принятия нового Устава Мурманска пока еще в начальной стадии. И широкое муссирование этого вопроса, несмотря на отпускной период, еще впереди. Так, пройдут общественные слушания, на которых разработанный депутатами проект, скорей всего, вызовет отрицательную реакцию у общественных организаций. Если же Устав будет принят, то несогласные с ним могут инициировать проведение городского референдума. И если большинство его участников скажут «да» всенародным выборам, то власти будут обязаны записать эту норму в Устав города. Правда, принять участие в этом референдуме по закону должно не менее 50 процентов избирателей, что по нынешним временам представляется маловероятным.
Юрий ЗАВЬЯЛОВ.
(«Полярная правда», № 19).