Прошло не так много времени с момента начала формирования рынка электроэнергии в России, в том числе и Мурманской области. На наших глазах создавалось новое направление в энергетике: появились новые энергосбытовые компании с приставкой «гарантирующий поставщик», порой противоречиво складывались взаимоотношения между новыми структурами и потребителями электроэнергии. И всё это происходит на фоне появления новых и порой неоднозначных регламентирующих работу энергорынка вводных, поступающих с федерального уровня в регионы.
Редакция ИА Nord-news попросило Алексея Преснова, председателя Совета директоров ОАО «Колэнергобыт», генерального директора ООО «КРЭС-Альянс», рассказать о перспективах регионального рынка сбыта электроэнергии в 2010 году, о возможных сценариях его развития. Как в частности, будет развиваться ситуации с задолженностью региональных энергосбытовых компаний и неплатежами со стороны потребителей электроэнергии (промышленных предприятий, малых и средних, а также бюджетных организаций и т.д.)?
- В 2010 году на рынке продолжатся процессы передела рынка и консолидации сбытовых активов, которые начались в 2009 году. Крупные игроки на рынке, как частные, так и государственные, имеющие финансовый и административный ресурс, продолжат попытки сконцентрировать в своих руках как можно больше хорошо структурированных энергосбытовых компаний с тем, чтобы получить конкурентные преимущества в преддверии окончания переходного периода в электроэнергетике и введения в действие целевых моделей функционирования рынка. При этом проблема задолженности энергосбытовых компаний на оптовый рынок, в основном имеющая объективные причины, будет активно использоваться при попытках административного передела рынка.
К сожалению, рыночное сообщество и регуляторы не смогли вовремя подготовить и ввести в действие с 2010 года ряд важнейших положений, связанных с устранением перекрестного субсидирования в сбытовой надбавке и введением механизмов справедливой конкуренции между разными, прежде всего, по структуре потребителей, энергосбытовыми компаниями. Это искажает объективные критерии эффективности на энергосбытовом рынке и дает возможность неэффективным сбытам, имеющим в своей структуре «якорных» потребителей, оказавшихся у них на обслуживании по нерыночным принципам, поглощать эффективные.
По этой причине снижается прозрачность и привлекательность рынка сбыта электроэнергии для инвесторов, падает его конкурентоспособность. Задолженность на розничном рынке существенно не сократится, если только продекларированные меры по ужесточению платежной дисциплины не будут активно реализовываться с самого верха - Правительства РФ, Генеральной Прокуратуры путем разъяснений принятых положений нормативно-правовых актов профильными федеральными ведомствами и судебными инстанциями при поддержке региональных властей. Усилий только сбытовых компаний в этом отношении абсолютно недостаточно.
В условиях продолжающегося кризиса и привычки целых отраслей хозяйства кредитоваться за счет электроэнергетики такая согласованная работа на всех уровнях вряд ли возможна. Это уже сегодня видно по решениям судов и прокурорским проверкам, продолжающим популистскую политику в отношении неплательщиков. Поэтому ситуация с задолженностью будет стагнировать, энергосбыты по-прежнему будут балансировать между молотом оптового рынка и наковальней розничного, постепенно консолидируясь, уходя под ту или иную «крышу» внешнего финансирования и административного ресурса.
В нашем регионе отмеченные тенденции будут проявляться особенно отчетливо по причине хорошей структурированности энергосбытовых компаний, а также сложного положения на розничном рынке из-за перекосов в тарифной политике, длинной зимы, зависимости теплоснабжающих предприятий от мазутных поставок.
- По нашим данным, по сравнению с прошлым годом объемы продаж электроэнергии упали в среднем на 7%, виной чему стал спад промышленного производства в первой половине 2009 года. Каков Ваш прогноз в отношении изменения спроса на электроэнергию в 2010 году в промышленном секторе? Как изменится потребление электроэнергии населением, малыми и средними потребителями (юридическими лица ми), а также бюджетными организациями?
- Все будет зависеть от потребности и цен на наши экспортные промышленные и сырьевые товары на мировом рынке. Если в этом смысле спад продолжится, то продолжится падение спроса на электроэнергию и в России. Население так же, как и малые и средние предприятия не делает погоду в спросе на электроэнергию как в целом по стране, так и в Мурманской области, в частности. С этой точки зрения, если даже у нас начнет интенсивно расти инновационная экономика, в краткосрочной перспективе на спрос на электроэнергию это повлияет мало.
- Какой Вам представляется ситуация с изменением цен на электроэнергию на оптовом и розничном рынках в 2010 году? Следует ли ждать очередного этапа либерализации энергорынка и увеличения доли электроэнергии, продаваемой по свободным ценам?
- Либерализация будет продолжаться, другой альтернативы ни у энергетиков, ни у государства нет, так как именно рынок позволяет компенсировать низкий рост тарифов, продекларированный Правительством в условиях кризиса. Цены будут расти, поскольку растет доля либерализации рынка, а уровень свободных цен все больше отражает уровень как переменных, гак и постоянных издержек электростанций, которые в условиях высоко монополизированной экономики никто снижать не собирается.
Розничный рынок на сегодня практически не влияет на уровень цен на опте, прямо транслируемых на розницу по методикам, еще больше повышающим конечные цены для потребителей.
Так, продолжает играть свою роль фактор значительной переоценки спроса на электроэнергию в прогнозных балансах в последние несколько лет. Переоценка спроса в 2006-2008 гг. была связана с так называемым «надуванием» генерирующих активов перед их распродажей частным инвесторам. Сегодня это связано и с желанием той же генерации продать все, что они могут и не могут выработать, независимо от того нужно это стране и потребителям или нет. Поэтому реальное потребление будет по-прежнему ниже прогнозного, что будет отражаться на тренде свободных цен, толкая их вверх, хотя и не так резко, как в первой половине 2009 года, поскольку рост уровня либерализации рынка воздействует на ценовые показатели в противоположном направлении.
- Каков Ваш прогноз в отношении завершения реформы розничного рынка и его синхронизации с оптовым рынком? В какие ориентировочно сроки это может произойти и как, по Вашему мнению, это отразится на энергосбытовых компаниях и их потребителях?
- В 2010 году реформирование розничного рынка должно в основном закончиться.
Если этого не произойдет, то реформа просто провалится. Оптовый рынок сам по себе без розничного рынка жить не может, он пока в значительной мере искусственный и очень регулируемый. Те, кто считают, что на оптовом рынке все хорошо, а на розничном есть проблемы, которые нужно устранить путем принятия каких-то административных регламентов, введения системы финансовых гарантий платежей и введения внешнего управления, и все устроится, глубоко заблуждаются. На самом деле, и оптовый, и розничный рынки - это единый организм, который предстоит достроить в 2010 году. В этом смысле полноценного рынка электроэнергии и мощности у нас пока нет.
С 2011 года должна заработать конкурентная модель розничного рынка, влияющего в том числе и на оптовый рынок, и тогда можно будет говорить о нормальной работе рынка в целом. Для энергосбытовых компаний, как и для рынка 2010 год решающий: или они смогут стать центральным звеном рыночных взаимоотношений в электроэнергетике, или превратятся в розничные кассы генераторов и сетей. Второе приведет к деградации рыночных принципов построения отрасли, и, по большому счету, будет означать провал реформы.
- Как Вы оцениваете перспективы передачи функций энергоснабжения сетевым или вновь созданным сбытовым организациям в случае неисполнения гарантирующими поставщиками (ГП) своих обязательств в. отдельных регионах РФ? Известны ли Вам подобные случаи? Какова текущая ситуация в этом отношении по рынку в целом и по Вашему региону в отдельности?
- Временная передача функций энергоснабжения сетевым организациям возможна, но не в действующей нормативной модели, когда статус ГП означает поставку электроэнергии для всех и по самой низкой цене. Вообще, действующая нормативная база в части вопросов передачи статуса ГП настолько противоречива и непроработана, что можно говорить о ее отсутствии. И даже принятие правил проведения конкурсов на статус ГП несильно бы помогло в реализации механизма передачи статуса ГП.
Статус ГП сегодня - это монополизированный денежный поток средств за электроэнергию в регионе при общей убыточности сбытовой деятельности. При этом для организации денежного потока используется база данных потребителей, которая является собственностью предприятия и обладает, как правило, высокой добавленной стоимостью. Изъять ее возможно только в рамках добровольных процедур или общего банкротства. Теоретически ее можно создать заново, но это требует значительных временных и иных ресурсов, а потому на практике для компаний со значительным количеством потребителей неосуществимо. Поэтому для того, чтобы реализовать процедуру замены поставщика в случае дефолта ГП по своим обязательствам, необходимо коренным образом изменить процесс оздоровления субъектов на рынке электроэнергии с учетом его особенностей. В основном должны быть задействованы добровольные внутриотраслевые механизмы урегулирования долговых обязательств. Смена ГП, а тем более передача статуса ГП в сеть должны быть исключительной мерой, на которую, по сути, должен быть наложен своего рода мораторий. Кроме того, сам статус ГП должен быть как можно скорее трансформирован в институт специальных поставщиков «за дорого и не для всех», а только для тех, кто пока не нашел себе продавца на рынке. В настоящее время ситуация на рынке, в том числе и у нас в этом отношении развивается, и пока регулирующие и контролирующие органы проявляют сдержанность и мудрость, возможные модели обсуждаются. Резкие шаги, в том числе попытки передачи статуса ГП в сеть, могут опрокинуть все достижения реформы и, по существу, полностью ее свернуть.
-По оценкам ряда экспертов, в следующем году конкуренция в борьбе за клиента на энергосбытовом рынке усилится. В связи с чем энергосбытовые компании начнут предлагать новые продукты и услуги (фиксированные цены, энергоаудит и т.д.), которые позволят стимулировать спрос, улучшить собираемость платежей и увеличить лояльность потребителей. Планирует ли Ваша компания предложить какие-либо новые продукты/услуги своим действующим и потенциальным потребителям в 2010 году? Если да, то какие?
- Реальная конкуренция может наступить в 2011 году при условии нормального завершения переходного периода без потрясений и внедрения конкурентной модели рынка, учитывающей интересы всех его субъектов, а не только генераторов и крупных сбытов, имеющих внешнюю подпитку своей деятельности. Кроме того, из сбытового сегмента должна быть полностью исключена перекрестка. Тогда будут работать и различные механизмы конкуренции, в том числе фиксированные цены, долгосрочные договоры, тарифные меню и т.д., включая дополнительные услуги. Но они не могут быть реализованы одномоментно. Поэтому в 2010 году эта деятельность будет набирать обороты в качестве подготовки к реальной конкуренции. Ее интенсивность будет зависеть от того, насколько будут оправдываться ожидания сбытов и потребителей по реформированию отрасли.
- Как Вы оцениваете перспективы перехода энергосбытовых компаний на единую систему выставления счетов и учета потребления абонентов (биллинговая система) в 2010 году? Какой эффект, на Ваш взгляд, произведет внедрение биллинговых систем на потребителей электроэнергии на оптовом, а также розничном рынках? Какова ситуация в этом отношении по Вашей компании?
- Оцениваем крайне негативно. Это не реализуемое на практике мероприятие, а если оно все-таки будет реализовываться силовым способом, то это будет означать конец рыночной реформе. Биллинговые системы создаются каждой компанией отдельно и самостоятельно. Это один из основных рыночных атрибутов собственности энергосбытовых компаний, по которым оценивается их эффективность и капитализация. Поэтому биллинговые системы не могут быть общими по своей природе. Они могут быть стандартизированы, иметь общий для всех формат, но они не могут быть отдельными внешними системами, к которым все должны иметь доступ. Попытки их создания есть не что иное, как попытки отъема бизнеса у его законных владельцев, через якобы рыночные схемы. Но сегодня сбыты не объединены в РАО ЕЭС России или еще как-нибудь, поэтому реализовать этакий «Энергобаланс № 2» за счет частных сбытовых компаний не удастся. Мы, как и многие другие, создаем свою собственную систему биллинга, при помощи которой собираемся оказывать услуги смежникам в ЖКХ и не собираемся ни с кем делиться информацией из этой системы, поскольку это и есть один из основных активов компании.
- Летом этого года Совет директоров ФСК ЕЭС утвердил инвестпрограмму компании на 3 года в размере 519,4 миллиарда. Как Вы считаете, каким образом реализация дан ной программы скажется на развитии энергосбытового комплекса РФ и Вашей компании в частности в 2010 году? Какого эффекта Вы ждете от реализации инвестпрограмм региональных МРСК (в том числе в Вашем регионе)?
- Программы МРСК и, тем более, ФСК слабо связаны с краткосрочным планированием по работе с потребителями в горизонте один-два года, которым в основном занимаются сегодня сбытовые компании. На большее у них нет ни сил, ни реальных возможностей. И МРСК, и, тем более, ФСК пока не считают необходимым хоть как-то взаимодействовать со сбытами при формировании своих программ, да и вообще в своей повседневной деятельности, за исключением договоров на передачу в отношении населения и мелкомоторки, которые невыгодны для сетей в качестве субъектов «прямых» договоров на передачу.
Роль и место сбытов в рыночной модели функционирования отрасли в нашей стране - ключевой вопрос в реализации реформы, ответ на который еще предстоит дать. Пока крупные федеральные и межрегиональные игроки, каковыми являются сегодня сети, не готовы ни психологически, ни материально признать за сбытами лидирующую роль в рыночных отношениях в отрасли, а себе отводить, все-таки, более техническую роль по обеспечению транспорта электроэнергии. Если этого не случится, если рыночное сообщество в лице Совета Рынка и Минэнерго не подтолкнут сети к пониманию роли сбытов, то реформа, как переход от монопольной модели построения электроэнергетики к конкурентной, будет в общем и целом провалена. Все остальные противоречия между сетями, генераторами и сбытами - это детали, вытекающие из сегодняшнего, пока еще недостаточно рыночного, мировоззрения электроэнергетического сообщества в целом. Формирование инвестпрограмм и сетевиков, и генерации должно начинаться с прогнозной работы сбытовых компаний и крупных потребителей, а не наоборот. К сожалению, мы до сих пор четко не сформулировали и, возможно, не понимаем, зачем и почему мы реформировали отрасль в целом и каких результатов мы хотели бы достичь в результате реформы. В частности, такие показатели, как фондовые индексы той или иной крупной энергетической компании зачастую у аналитиков оказываются важнее целей и задач реформирования отрасли в целом.
В Мурманской области мы обращаем внимание на три перспективных проекта: Штокман с реализацией в районе 2015 года, Мурманский транспортный узел -2012-2014 гг., экспортные проекты интеграции рынков с Финляндией - 2012-2014 гг. Все проекты потребуют существенного увеличения потребления электроэнергии и мощности, но одновременно требуют тщательной проработки вопросов с учетом рыночных механизмов ценообразования, которые на сегодня учитываются пока в последнюю очередь.