По окончании доклада Татьяны Кириловой, заместителя регионального министра финансов, об исполнении бюджета в 2010 году на заседании правительства области прошёл процесс обсуждения.
- Министерство финансов России сейчас готовит аналитический обзор итогам исполнения бюджета 2009 года по субъектам федерации, - сообщил Александр Ведерников, вице-губернатор Мурманской области. - Снижение доходов консолидированного бюджета Мурманской области в прошлом году отмечается на 2%. И хотя в среднем по России снижение было больше - 4%, только по одному налогу на прибыль регион недополучил порядка 2 млрд рублей. Снижение только по данному налогу составило 20% за 2007-2008 годы. И несмотря на то, что падение налога на прибыль по России составило 40%, всё-таки 2 млрд для Мурманской области - это существенная сумма. На фоне снижения доходов на 2%, расходы выросли на 3%. Нужно отметить, что другим субъектам расходы удалось удержать на уровне 2008 года, Мурманской области это сделать не удалось. Важно отметить, что расходы на заработную плату в среднем по России выросли на 10%, по консолидированному бюджету Мурманской области рост зарплаты составил 12%. Эти расходы пали на плечи областного бюджета. В кризисный год. Мы ощущали это в конце прошлого года, будем ощущать в этом году и, думаю, в 2011 году тоже. Груз новых обязательств привел к росту дефицита бюджета на 2,3 млрд рублей. В 2008 году мы потратили больше, чем собрали, на 300 млн рублей. В 2009 году эта цифра, как я уже сказал, была уже 2,3 млрд рублей. Чтобы всколыхнуть ваше самолюбие, скажу, что оно должно быть охвачено общей идеей повышения эффективности бюджетных расходов. Называю вам «олимпийские пьедестал» роста госдолга мурманской области: он вырос в 5 раз в 2009 году, это накопленные обязательства 2007-2008 годов. Мы занимаем «почётное» третье место по России. Хотелось бы, чтобы регион выглядел лучше.
- Больше всегда достаётся тому, кто стартует, - задела эта речь за живое губернатора Дмитрия Дмитриенко (на фото). - М всегда удерживали ситуацию и её удерживаем сейчас, в абсолютном значении у нас ситуация - нормальная. Относительно регионального бюджета и относительно ситуации в России в Мурманской области положение - устойчивое, но тенденции просматриваются нехорошие. Наши расходные обязательства продиктованы федеральным законодательством, но вместе с тем, повышенные обязательства нужно принимать, если они обеспечены доходами. Сегодня оппозиционные партии вносят Мурманскую областную думу предложения по обязательствам, не обеспеченным доходами. Они пытаются объяснять, что их предложения не приведут к повышению расходов бюджета, но на самом деле это не так. Я уже обращал внимание и руководства думы, и лидеров думской фракции «Единая Россия» на то, что нужно принимать взвешенные решения. Нельзя позволить, чтобы тенденции популизма сохранялись. Чудес не бывает: есть расходы, и есть доходы. Эту тенденцию надо ломать. Задача 2010 года - вносить изменения в бюджет, отталкиваясь от реалий.
- Я знаю, что и правительство России тоже настроено таким образом, чтобы так называемые социально ориентированные бюджеты были полностью подтверждены доходными обязательствами, - взял слово Игорь Сабуров, лидер думской фракции единороссов. - Понятно замечание по поводу того, что у нас слишком много местных льгот, выплат и доплат. Но хуже всего, наверное, в любой ситуации - это отбирать. Сохранить социальные выплаты хотя бы в том варианте, какие есть, это было бы правильно. Объяснимо, что наши оппозиционные партии работают на популизм, другого варианта у них нет, на то они и оппозиционные. А члены партии «ЕР» очень тщательно подходят к принятию законодательных инициатив именно с точки зрения подтверждения финансовых обязательств.
- Ни о каком снижении доходов граждан даже речи быть не может, - подтвердил позицию исполнительной власти региона его глава. - То, что мы сейчас делаем, это повышение эффективности бюджетных расходов. Вот мы сейчас смотрим проблемы образования. Я даже в интервью российскому телевидению говорил, что на зарплату преподавателям нужен фонд оплаты труда не 40, а 60%. Я разговаривал с учителями десятой мурманской гимназии и выяснил, что их зарплата подошла к зарплате в экономике. А если они могут ещё участвовать и в организации дополнительного обучения, то зарплата получается ещё больше. Отделенные учебные учреждения - это особая история, об этом я говорил и на коллегии Минфина России. Те предприятия, которые нестандартны, нужно выносить в отдельную строку и давать им отдельные показатели финансирования. Удаленная школа должна получать компенсацию в виде лучшей связи, техники, образовательной программы. Надо компенсировать дискриминацию по территориальному признаку. При планировании бюджета 2011 года эти моменты надо посмотреть. То же самое - по удалённым котельным - их надо заносить в отдельную строчку бюджета и субсидировать отдельно. Если они замешаны в общем котле теплоснабжения, нам будет не разобраться, что происходит. Нужно обсудить этот вопрос с депутатами, чтобы заложить финансы, потому что котельные на отшибе выпадают за пределы общих показателей. Это тоже один из способов уменьшения расходной части бюджета и изменения негативной тенденции.
Дмитрий Дмитриенко: «Нестандартные предприятия нужно выносить в отдельную строку финансирования в законе о бюджете Мурманской области»
