В Госдуме 20 октября проходили парламентские слушания на тему «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Председатель комитета Госдумы по образованию, член фракции «Единая Россия» Григорий Балыхин прокомментировал ход обсуждения проекта закона: «Структура законопроекта стала более четкой, содержание правовых норм - лаконичным и ясным. Обеспечена необходимая систематизации норм, регулирующих сферу образования. Четко закрепляются основополагающие принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Законопроект отвечает стратегическим целям и задачам повышения доступности и качества образования, требованиям инновационного развития страны.
При доработке законопроекта были учтены рекомендации о закреплении в законопроекте семейного образования. Дошкольное образование рассматривается как самостоятельный уровень, но остается открытым вопрос об обязательности прохождения этого уровня.
В новой версии урегулированы вопросы реализации возможностей выбора школы для обучения, на нечеткость изложения которых указывалось в предыдущих версиях законопроекта. Однако, требуют дальнейшего совершенствования вопросы регламентация разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, и прежде всего позиций, связанных с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ, правового регулирования предоставления качественного общего образования на удаленных и труднодоступных территориях.
В законопроекте разработчиками предлагается исключить начальное профессиональное образование как самостоятельный уровень и решать проблему подготовки квалифицированных рабочих на уровне среднего профессионального образования, сделав его общедоступным и бесплатным. До сих пор не все разделяют этот подход, хотя и признают, что сегодняшняя модель организации начального профессионального образования уже давно не отвечает современным требованиям и не обеспечивает реальный сектор экономики необходимыми рабочими кадрами.
Еще один блок вопросов, который вызвал наибольший резонанс в предыдущих дискуссиях, касается социального статуса педагога, его материального положения. Высказанные замечания были учтены - в тексте сформирована самостоятельная глава «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность», в которой детально прописан правовой статус педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, и закрепляется положение о том, что средняя зарплата педагогов должна быть не ниже средней зарплаты тех, кто занят в экономике соответствующего региона.
Отрадно отметить, что в рассматриваемом законопроекте восстановлены социальные стипендии и другие формы социальной поддержки студенчества, которые были частично упущены в предыдущих версиях. Расширяются возможности студенческого самоуправления. Закладывается соответствующая сегодняшнему времени модель стипендиального обеспечения студентов, основанная на наращивании размера стипендиального фонда и предоставлении вузам большей самостоятельности в определении мер академической и социальной поддержки студентов.
Конечно, в представленном тексте еще сохранились «узкие» места. Об этом свидетельствуют поступающие в адрес комитета предложения по уточнению норм отдельных статей, регулирующих, например, такие вопросы как: разграничение полномочий в сфере образования, осуществляемых на разных уровнях государственной власти и прежде всего на уровне местного самоуправления, формирование нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, в том числе для малокомплектных и сельских общеобразовательных организаций, а также осуществление платной индивидуальной педагогической деятельности. Мы продолжим нашу совместную с Министерством образования и науки работу над законопроектом».