России в Арктике придётся столкнуться с новыми вызовами

Как мы уже сообщали, законопроект о создании федерального государственного учреждения «Администрация Северного морского пути» может быть принят уже в весеннюю сессию после рассмотрения Госдумой во втором и третьем чтениях, сообщил заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Виталий Клюев. И похоже, что Россия отстаёт в принятии стратегических решений в Арктике, так как интерес к преимуществам самого короткого маршрута из Европы в Азию проявляет не только Россия. Освобождающийся от арктических льдов Северный морской путь готовы освоить компании из Китая, Индии и Сингапура. Сегодня российские чиновники уверены, что у них есть законные права на этот маршрут, однако со временем отстаивать свои права будет всё труднее, учитывая рост технологических и финансовых возможностей конкурентов.
Как заявил вчера в ходе круглого стола в РИА Новости замдиректора департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев, СМП осваивается довольно давно. Но сегодня ситуация обостряется - с одной стороны, в последнее время много разговоров о глобальном потеплении, вследствие которого льды отступают, с другой - суда становятся все более технологичными.
По мнению чиновника, сегодня необходимо урегулировать вопрос плавания по Севморпути. «Госдумой соответствующий законопроект принят в первом чтении, и мы ожидаем, что в ходе весенней сессии он получит статус закона, - отметил Клюев. - Мы предлагаем установить особые правила на Северном морском пути».
«По расстоянию из портов Европы в Азию СМП значительно короче, - отмечает чиновник. - К тому же плавание в этом районе из-за отсутствия пиратов куда более безопасно». Вместе с тем, как пояснил Клюев, для судоходства Арктика является сложным направлением, поскольку точно спрогнозировать время доставки груза не всегда возможно из-за погодных условий плюс к этому - экологические вопросы.
Если произойдет авария, то её масштабы и последствия могут быть гораздо больше, поскольку устранять загрязнения со льда куда более проблемно.
Между тем открывающиеся возможности интересуют сегодня все больше стран, которые не собираются учитывать исторические приоритеты. «Россия намерена превратить Северный морской путь в коммерчески жизнеспособную альтернативу Малаккскому проливу и Суэцкому каналу. Но есть лишь одна ложка дегтя: это Соединенные Штаты, которые выступают против российских претензий и заявлений о том, что ключевые части Северного морского пути представляют собой российские территориальные воды», - отметил в статье в «Toronto Star» от 28 декабря прошлого года профессор Майкл Байерс (завкафедрой исследований Канады в Университете провинции Британская Колумбия).
«По мере того как Россия движется к энергетическим границам Арктики, желая сделать из нее новую область добычи нефти, пришло время ввести жесткие нормы в области безопасности и покончить с безнаказанностью управленческой некомпетентности», - заметил в конце прошлого года глава московского бюро «Voice of America» Джеймс Брук.
В Арктику рвутся Китай, Индия, Сингапур и другие страны, не желающие мириться с нынешним положением дел. Между тем вопрос о том, как Москва сможет отстоять свои права на Севморпуть - остается открытым. Примечательно, что даже по юридическим вопросам до сих пор нет единого мнения даже у отечественных экспертов.
Завкафедрой международного права Московской государственной юридической академии Камиль Бекяшев отмечает, что СМП - это национальный морской путь России. «Мы имеем право устанавливать правила прохода судов - как для российских, так и для иностранных, - продолжает эксперт. - В том числе РФ может ужесточать требования к конструкции морских судов и повышать стандарты по экологии». По словам Бекяшева, это право зафиксировано в Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года. «И средства, то есть возможность иных стран финансировать свои проекты по транспортировке, здесь не играют роли, поскольку будут работать лишь правовые нормы, - уверен он. - К тому же Северный Ледовитый океан, включая Северный морской путь, объявлен ООН «особым районом», так что Россия и ее представители могут контролировать любое иностранное судно».
«Если судоходный путь от Мурманска до японского порта Йокогама Севморпутем составляет 5,77 тысячи морских миль, то при использовании альтернативного маршрута через Суэцкий канал его протяженность возрастает в 2,2 раза - до 12,84 тысячи морских миль. Очевидно, что при использовании СМП происходит существенная экономия и средств, и времени. Но это только на первый взгляд. Основная проблема, которая стоит на пути судна, решившего воспользоваться СМП, - это лед. Конечно же, использование ледоколов позволяет свести к минимуму все затруднения, возникающие при навигации, но следствием этого является и рост издержек, обусловленный применением спецтехники», - отмечает аналитик агентства «Инвесткафе» Кирилл Маркин.
В то же время, по его словам, участки открытого моря, оно же - «нейтральные воды», как следует из международного права, находятся в свободном и равноправном пользовании всеми государствами. А это исключает возможность эксклюзивных прав на эти участки со стороны любого государства. Определенные ограничения экологического плана могут быть введены, однако и в данном случае их необходимо обосновать и согласовать на международном уровне. То есть действовать придется в интересах большинства или же каким-то образом переманить это большинство на сторону России, пишет «Независимая Газета».

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:05«Сегодняшний день даёт ощущение причастности к нашей древней истории и культуре», — Игорь Морарь о Дне народного единства

19:075 ноября над Мурманском взойдёт огромная Луна

18:03Пришел за вещами в три часа ночи, а потом протаранил машину: похождения ревнивого мужа в Апатитах

17:33Здесь играл военный оркестр и звенели мечами средневековые воины: «Ночь искусств» в музее Северного флота

17:03Бастрыкин распорядился возбудить дело после закрытия детских садов в Мончегорске

16:22В Мурманске презентуют фильм, снятый в Заполярье

15:33В Кировске открыли лестницу длиной в четверть километра [видео]

11:56Строительство нового корпуса Мурманского онкодиспансера вышло на финальную стадию [видео]

10:13«Откуда Ноты Растут»: Николай Крупатин прилетел в Мурманск, но не для того, чтобы рассказать о музыке

09:25Гигантский флаг развернут на площадке у Семеновского озера: жителей и гостей Мурманска приглашают на День народного единства

09:02В Хибинах в «цифровую мышеловку» попались землеройка, дрозд и бурозубки [видео]

08:20Возможны прояснения, но увидим ли солнце? Погода в Мурманской области

03:16Влагозарядный осенний полив: для чего он нужен и какие растения так поливать — ответы на самые популярные вопросы

02:15Если сырники наскучили: готовим творожную лепёшку на завтрак — насытит до обеда

01:31Многие игнорируют: врач назвала 10 признаков, что причина высокого давления — проблемы с печенью

00:13Не портите себе жизнь безграмотностью: 3 известных фразеологизма, которые все говорят неверно — узнайте, как правильно

23:41А вы 100% не балбес, если пройдёте этот тест: испытание для эрудитов и победителей по жизни — вы точно умнее половины россиян

23:164 самых мудрых знака Зодиака: вы умеете мыслить нестандартно — мастера усидчивости и критического мышления

Все новости