ИА «Норд-ньюс» постоянно сообщает о фактах невыплаты работодателями зарплаты своим работникам. В подавляющем большинстве случаев человеку приходится самостоятельно отстаивать свои законные права. Однако, если он является членом профсоюза, то можно уже рассчитывать на дополнительную помощь, как это и произошло с мурманскими рыбаками. Об этом случае рассказывает председатель Мурманской областной организации Профсоюза работников рыбного хозяйства Алексей Барков (фото).
- Алексей Николаевич, с чего всё начиналось?
- В августе 2009 года в Профсоюз работников рыбного хозяйства обратились члены экипажа судна М-0425 «Россйоки» (под флагом РФ, порт приписки - Мурманск. - Ред.) с жалобой на грубые нарушения норм трудового права со стороны работодателя ООО «Ирида» (директор - Татьяна К.). Суть жалобы - невыплата заработной платы более трех месяцев. Последние деньги эти моряки получали 15 мая 2009 года.
Данное судно находилось с конца 2008 года на капитальном ремонте в Киркенесе. В составе первого «ремонтного» экипажа входили семь человек. Трудовые договоры они заключали с упомянутой компанией «Ирида», при этом письменную копию трудового договора получил только старший механик.
13 августа 2009 года вследствие обращения со стороны первого экипажа Окружной суд Восточного Финнмарка наложил на судно обеспечительный арест. Капитан «Россйоки» от своего участия в аресте воздержался, поскольку надеялся урегулировать конфликт лично с директором госпожой К., как-говорится, «по хорошему».
- Это ему удалось сделать?
- Нет, конечно. События стали дальше развиваться неожиданным образом. Мы узнали, что с 17 июля 2009 года новым владельцем судна является компания ООО «Альянс Фиш Трейд». Об этих важных изменениях никто из членов экипажа, включая капитана, работодателем не был предупреждён.
Одновременно на судно был наложен арест судоремонтным предприятием КИМЕК АС, на причалах которого стоял «Россйоки».
А судовладелец в это время активно пробовал увести судно из Киркенеса в Мурманск без выполнения обязательств, заявленных в суд, то есть попросту бежать из под ареста. Для этого якобы новый судовладелец ООО «Альянс Фиш Трейд», директором которого являлась всё та же госпожа К., осуществил замену капитана судна, поскольку действующий капитан Александр Гончар на авантюру с побегом из-под ареста «подписываться» отказался.
Впрочем, норвежцы (КИМЕК АС) быстро разгадали замысел судовладельца и приняли действенные меры по недопущению несанкционированного отхода судна из порта Киркенес.
- В чём это заключалось? И как отреагировал «новый» судовладелец?
- Норвежцы поставили автокран на причале и завели стрелу аккурат между мостиком и мачтой, что исключало возможность несанкционированного отхода. Директор К., при этом присутствовала и пыталась воспрепятствовать, чуть ли не под автокран ложилась. Консула нашего «задергала», требовала его вмешательства.
9 сентября 2009 года по заявлению капитана Александра Гончара, потерявшего надежду на добровольное погашение задолженности со стороны судовладельца, Окружной суд Восточного Финнмарка наложил на судно «Россйоки» новый арест. После этого все члены экипажа судна, исключая боцмана, уехали за свой счёт в Мурманск. На смену им (сентябрь 2009) судовладелец прислал новый экипаж.
Второй экипаж появился на судне в качестве работников ООО «Альянс Фиш Трейд», при этом опять лишь у старшего механика была письменная копия трудового договора.
История повторилась. Никто из членов второго экипажа не получил от работодателя за все время работы ни копейки, в результате чего 13 января 2010 года Окружной суд Восточного Финнмарка в третий раз наложил арест на судно.
К январю 2010 года второй экипаж так же покинул судно. Охранять «Россйоки» взялся один из матросов, поддавшийся на уговоры судовладельца не бросать судно. Он последним покинул борт судна 25 сентября 2010 года после полугодовой одиночной вахты. По приезду в Мурманск в награду за усердие он получил от госпожи К. лишь справку о задолженности с размером зарплаты ниже первоначальной устной договоренности.
- А что же судебные норвежские власти?
- 6 августа 2010 года дело получило развитие: Профсоюз от имени истцов направил в Окружной суд Восточного Финнмарка исковое заявление, объединяющее требования обоих экипажей судна «Россйоки» (всего 14 человек) с просьбой назначить дату заседания. Дело было зарегистрировано в суде под номером № 10-128865-TVI-OSFI. Назначение даты рассмотрения дела по существу в суде затруднялось невозможностью официально вручить уведомление о претензии судовладельцу, так как письма из суда в Вадсё до Мурманска шли по 4-5 месяцев. Пока такое письмо доходило, происходили какие-то значимые изменения, например, в феврале 2011 года в ООО «Альянс Фиш Трейд» сменился учредитель и поменялся юридический адрес. Мы уведомили об этом суд, и он был вынужден направить еще одно уведомление, но уже по новому адресу.
Пока шло это уведомление, ООО «Альянс Фиш Трейд» перестало быть законным правообладателем судна, поскольку 2 марта 2011 года решением Арбитражного суда Договор купли-продажи от 16.07.2009 года между ООО «Ирида» и ООО «Альянс Фиш Трейд» о продаже морского судна М-0425 «Россйоки» был признан недействительным.
22 июня 2011 года решение устояло во второй инстанции и правообладателем судна вновь стало ООО «Ирида». И об этом изменении мы незамедлительно информировали суд. У них там, наверно, голова кругом шла от этой чехарды.
Впрочем, надо отдать им должное, норвежские судьи очень терпеливо вели это дело.
- И чем же эта чехарда закончилась, кому все-таки досталось судно?
6 августа 2011 года конкурсный управляющий ООО «Ирида» выставил судно «Россйоки» на торги, 9 сентября 2011 года состоялся аукцион.
16 сентября 2011 года состоялось определение победителя аукциона. Победителем была признана компания ООО «Норд Пилигрим».
После вступления ООО «Норд Пилигрим» в право собственности на судно, состоялись переговоры между руководством компании и Мурманской областной организацией Профсоюза работников рыбного хозяйства о досудебном решении данного конфликта.
- Чем они завершились?
- В результате 5 декабря 2011 года было подписано Соглашение между Мурманской областной организацией Профсоюза работников рыбного хозяйства и ООО «Норд Пилигрим». В соответствии с ним, ООО «Норд Пилигрим» выплатило сумму задолженности по заработной плате членам экипажа «Россйоки» (всего более 1 млн 250 тысяч рублей), а профсоюз от имени и по поручению членов экипажа отозвал исковое заявление из норвежского суда и отказался от всех претензий к компании.
16 марта 2012 года последний из экипажа судна «Россйоки» получил причитающиеся ему деньги за период работы на судне при прежних владельцах.
ООО «Норд Пилигрим» отремонтировало судно и, возобновив класс МРС, перегнало «Россйоки» в Мурманск. В настоящее время на судне завершается мелкий ремонт и осуществляется подготовка к выходу на промысел. Выход планируется в конце первой декады апреля.
В настоящее время на судне трудятся некоторые из членов старого экипажа «Россйоки», выразившие желание и получившие приглашение от ООО «Норд Пилигрим».
- Наверняка кроме удовлетворения от проделанной работы и приобретенного опыта вы из этого непростого и интересного дела вынесли что-то для себя?
- Безусловно это так. Во-первых, я хочу сказать, что в подобных делах огромная доля успеха зависит от самих экипажа. Реальность такова, что зачастую рыбаки сталкиваются с барским отношением к себе со стороны работодателя. Необходимо учиться отстаивать свои законные права, требовать к себе уважительного отношения со стороны работодателя.
Не секрет, что это возможно только сообща. Один в поле не воин. Конечно, есть случаи, что и один принципиальный и решительный работник противостоит воле безответственного работодателя, например, выигрывает суд, но эта победа никогда не станет системой, а будет лишь частным случаем, о котором никто не узнает, и который быстро забудется.
Лишь объединившись, работники станут равноправной силой в диалоге с работодателем или в борьбе, если диалог невозможен. Вот объединились члены экипажа «Россйоки» для борьбы за свои права - и не прогадали.
Во-вторых, что касается самих работодателей. Наблюдая за рыбной отраслью с конца 90-х, я заметил одну очень интересную тенденцию - концентрацию средств производства в руках «правильных» работодателей.
Это когда суда «уходят» от тех владельцев, кто работает только, чтоб набить свой карман, не думая ни о своих работниках, ни о собственных судах. От временщиков, одним словом. Такие компании разоряются. Вспомните сколько их было...
А «приходят» суда к тем владельцам, для кого рыбацкий промысел - это часть их жизни. Эти люди строят свой бизнес так, чтоб оставить после себя что-то доброе и основательное. Как правило, такие судовладельцы социально ориентированы, и в таких компаниях люди работают десятилетиями. Судьба судна «Россйоки» - классический пример такого «перехода».
Профсоюз помог морякам отстоять заработанные деньги
