В ближайшие три года из федерального бюджета будет выделено около 2 миллиардов рублей на обеспечение деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген. В том числе на строительство крупного научного центра и исследования, связанные с добычей угля
Сегодня Россия добывает там угля значительно меньше, чем могла бы. Одна из причин - соблюдение жестких экологических требований норвежской стороны. Однако присутствие России на архипелаге будет расширяться в соответствии с международными договоренностями и ее национальными интересами.
Архипелаг Шпицберген, по признанию тех, кто там был, - одно из самых красивых мест на земле. Он расположен в Северном Ледовитом океане, больше половины его площади занимают ледники, оставшуюся часть - живописные фьорды, берега которых усыпаны карликовыми березами и мхами. Белый медведь и полярный олень властвуют в животном мире этих мест.
Уникальная особенность Шпицбергена - крайне низкое содержание пыли и паразитов в почве и воздухе. Хотя климат здесь, конечно, суровый, но человек находит здесь не только очарование природы, но и практическую пользу. Шпицберген богат углем и фосфоритами, а его прибрежные воды - рыбой и пищевыми водорослями. Ученые считают, что на архипелаге есть залежи алмазов, золота и углеводородов.
Согласно подписанному в Париже в 1920 году трактату над этой территорией установлен суверенитет Норвегии. При этом другим государствам-участникам соглашения предоставлено равное право на эксплуатацию ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод. Сегодня этим правом в основном пользуются Норвегия и Россия.
Добыча угля здесь ведется с начала прошлого века. В последние десятилетия в основном ей занимается норвежская компания «Store Norske». Это связано с тем, что в 1990-х годах был исчерпан угленесущий слой шахт, разработкой которых занимался российский «Арктикуголь». С тех пор жизнь российских поселков Баренцбург, Пирамида и Грумант преимущественно поддерживается из федерального бюджета и в меньшей степени - за счет их собственной экономической деятельности. При этом разведанные запасы угля только Грумантского месторождения исчисляются миллионами тонн. Мнение профессора Александра Евдокимова: «У России здесь много собственных и арендованных участков. Под полезные ископаемые закон о Шпицбергене разрешает выделять и закреплять за страной новые участки. Мы поддерживаем традиции наших предков, которые основали поселок Грумант и называли весь архипелаг Грумантом. Изучение полезных ископаемых и вообще освоение Груманта-Шпицбергена и ранее, и сейчас очень важно. Мы в этом заинтересованы, чтобы сохранить там свое традиционное присутствие и осваивать богатые полезные ископаемые архипелага. Причем нужно говорить не только об экономической выгоде, но и о политическом значении архипелага, который мы в противном случае можем просто утратить, как наше достояние. Все говорят про западную границу России - Калининград, а про Шпицберген мало кто говорит. А на самом деле Россия купила там участки земли еще много лет назад, до Второй мировой войны. Важным условием их использования является добыча угля. Так записано в международном договоре 1920 года».
Между тем недавно норвежский губернатор Шпицбергена потребовал от России снести возведенные в Баренцбурге конструкции, предназначенные для размещения станции приема спутниковых данных, которая должна обеспечивать связь с большой землей. Он считает, что российская сторона должна следовать плану землепользования, по которому занятый участок является рекреационным и его использование может повредить экологической обстановке.
На экологию норвежцы ссылаются и препятствуют работе российских рыбаков в водах вокруг архипелага, а также деятельности компании «Арктикуголь». Ей, к примеру, запрещали пользоваться вертолетом. Сами норвежцы признают, что иногда эти требования избыточны. Сложившаяся ситуация - не только результат конкуренции за ресурсы Шпицбергена, но и повышенная забота норвежцев о природе этой уникальной территории, считает замдиректора Института географии Аркадий Тишков:
«Здесь очень многие ограничения, которые трудно воспринимаются гражданами нашей страны, привыкшими пользоваться природными ресурсами фактически даром. На архипелаге еще с 1932 года действует закон, запрещающий любое повреждение растительного покрова, сбор цветов. Тут регламентированы рыболовство, охота. Я участвовал с норвежской стороны в экспертизе состояния одной из буровых. Более жесткого контроля я не встречал ни в одном из регионов российской Арктики. Здесь даже запрещено нахождение с собаками. Никакого оружия, кроме отпугивающего белых медведей. Запрещен шум морского, наземного и воздушного транспорта рядом с колониями гусей».
Для полноценного возобновления Россией угледобычи и других видов экономической деятельности потребуются значительные вложения в инфраструктуру российских поселков, строительство портового хозяйства и систем связи, привлечение специалистов с большой земли и экологический мониторинг. Но игра стоит свеч. Речь идет о перспективных научных и экономических проектах, расширении законного присутствия на богатой природными ресурсами территории.
Все это отражено в принятой правительством Стратегии российского присутствия на Шпицбергене до 2020 года. Кроме того, незамерзающий порт Баренцбурга может использоваться как площадка для обслуживания Северного морского пути, на который Россия делает ставку как на один из ключевых мировых транзитных маршрутов, сообщает rus.ruvr.ru.