Вместо того, чтобы стать площадкой для поиска компромисса, рабочая группа стала инструментом легализации уже начавшихся изысканий по заведомо неприемлемому варианту трассы через Умбозерский перевал.
Как сообщает Татьяна Баева, пресс-секретарь WWF России по вопросам российской Арктики Баренцевоморское отделение г. Мурманск, дорога через Умбозерский перевал убьёт Хибины и идею создания парка - WWF России и другие общественные организации пытаются донести эту мысль до правительства Мурманской области в течение многих месяцев. Созданная в июне рабочая группа под руководством вице-губернатора должна была стать местом, где будут приняты в расчет экспертные мнения специалистов, научных и общественных организаций, занимающихся изучением Хибин на протяжении десятилетий.
«Мы надеялись, что будут рассмотрены все варианты транспортировки руды от месторождения, а их как минимум четыре, - говорит Олег Суткайтис, руководитель Баренцевоморского отделения WWF России. - Однако рабочая группа на деле оказалась фиктивной - наше мнение никого не интересовало, а пока шло обсуждение, работники подрядчика ЗАО «СЗФК» - «МурманТИСИз» вовсю занимались изысканиями. Общественных обсуждений ни проекта рудника на Партомчорре, ни строительства дороги так и не было, а в Хибинах уже вырублено более 100 га леса».
При выборе варианта дороги промышленники проигнорировали не только мнение общественности, но и многолетние научные данные институтов РАН, которые однозначно свидетельствуют о том, Умбозерский перевал слишком ценен с точки зрения биоразнообразия, чтобы пустить по нему самосвалы, загруженные рудой. Не принято во внимание и то, что дорога уничтожит наиболее привлекательные туристические маршруты.
«Региональные власти выбрали очень недальновидную позицию, - говорит Виктор Петров, и.о. председателя Кольского центра охраны дикой природы. - Мы, как специалисты, которые занимаются проектированием особо охраняемых территорий Мурманской области, подготовившие эколого-экономическое обоснование национального парка «Хибины», не хотим иметь ничего общего с принятым под диктовку «СЗФК» решением, которое нанесет невосполнимый ущерб экосистемам горного массива и сделает невозможным развитие здесь природного туризма. Именно поэтому и Кольский центр охраны дикой природы, и WWF России приняли решение о выходе из состава этой фиктивной рабочей группы».
Со сменой Министра природных ресурсов и экологии РФ в мае 2012 г. позиция Министерства также, похоже, изменилась. В апреле на проведенном у заместителя Министра совещании было однозначно сказано, что дороге через парк не место, в мае было направлено соответствующее письмо губернатору Мурманской области.
«В июне на встрече с новым Министром С.Е. Донским мы предложили немедленные действия со стороны Минприроды для спасения будущего национального парка, - говорит Игорь Честин, директор WWF России. - Однако, ни о каких действиях нового Министра по данному вопросу, как впрочем, и по другим проблемам, обсуждавшимся на встрече, нам не известно. В июле было его заявление о том, что у министерства нет претензий к компании, но осталось непонятным, то ли действительно с приходом нового Министра у министерства радикально изменилась позиция, то ли претензий нет не к возможной дороге, а к самому руднику».
В отличие от многих других экологических проблем, где трудно определить, а кто же конкретно виноват в их появлении, в случае Хибин авторство не вызывает сомнений. Если дорога разрежет территорию запланированного национального парка, это произойдет благодаря бездействию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского и попустительству губернатора Мурманской области М. В. Ковтун.
Напомним, весной этого года Минприроды РФ предложило руководству «СЗФК» предоставить альтернативные варианты дороги, подчеркнув, что все они должны размещаться за пределами планируемого нацпарка; совсем недавно в поддержку национального парка и против дороги, рассекающей его на части высказался и вице-президент Русского географического общества Александр Чибилев.
WWF России выходит из рабочей группы по решению конфликта между созданием национального парка «Хибины» и строительством дороги к месторождению «Партомчорр» в Мурманской области
