Правительство России нуждается в серьезной административной реформе: некоторые министерства должны быть ликвидированы, а на остальные нужно возложить дополнительные функции. Об этом идет речь в докладе Института проблем глобализации Михаила Делягина, который в ближайшие дни будет направлен премьер-министру Дмитрию Медведеву, сообщают «Известия».
Авторы доклада утверждают, что органы исполнительной власти представляют собой «невнятную мешанину из агентств, служб и департаментов с самыми разными полномочиями, зачастую непредсказуемыми для их же сотрудников». Алгоритмы взаимодействия между российскими ведомствами сравниваются со сложными «древними китайскими церемониями». «О разумности решений свидетельствует то, что исправлять их то и дело приходится первым лицам: больше некому, хотя размножение бюрократии вызывает ностальгию и по царской, и по советской России», - говорится в докладе.
Михаил Делягин уверен, что пути оздоровления общеизвестны.
«Прежде всего, пора разграничить сферы ответственности. Министр должен быть хозяином в своей области и нести полную ответственность за свои решения», - заявил он.
Он полагает, что структура министерств устарела: в частности, все «отраслевые министерства должны быть безжалостно включены в состав Минэкономразвития (единственное исключение в силу специфики - Минатом, который должен быть восстановлен), антимонопольная служба должна поглотить службу по тарифам и стать полноценным министерством».
Институт проблем глобализации предлагает аппарату правительства жестко наказывать министерства-нарушителей, если межведомственные согласования не выполняются в короткие сроки.
Кроме того, нужно ликвидировать «разделение функций между министерствами, «вырабатывающими политику», осуществляющими контроль за службами и «предоставляющими услуги» агентствами. Подобное разделение «парализует созидательную деятельность и служит лишь безответственности чиновников», написано в документе.
«А лукавая практика передачи функций госуправления на аутсорсинг специально создаваемым структурам должна быть пресечена везде, где служит инструментом удорожания оказываемых государством услуг и безответственности чиновников, то есть почти везде», - сказано в документе.
Авторы хотят изменить практику ведомственного контроля. Только силовые структуры должны сохранить департаменты собственной безопасности. Для всех остальных «действенный контроль должен быть внешним и осуществляться как существующими структурами вроде Счетной палаты, прокуратуры, Росфинмониторинга, так и специальными структурами, подчиненными лично президенту России и созданными за счет объединения существующих ведомственных служб», говорится в докладе.
Не обошли стороной и вопрос электронного документооборота. В институте полагают, что не только документооборот, но и сам процесс принятия решений должен быть переведен в электронную форму.
Глава Института современного развития Игорь Юргенс напомнил, что в начале 2000-х годов в рамках административной реформы подобные меры уже предлагались ее разработчиками.
«Что-то было взято правительством, трехуровневая система была создана, она доказала свою недееспособность, неудобство. У нас всё это быстро приходит в несоответствие из-за суперцентрализации, из-за того, что все борются за финансовые потоки и меньше всего думают о том, как доставить населению важную услугу», - рассуждает он.
«Можно сколько угодно писать писем Медведеву, можно долго создавать Открытое правительство, можно Делягину бороться за мелкие косметические реформы, - говорит Юргенс, - это всё не получится, пока мы не проведем подлинную политическую реформу, так, чтобы не соединять автократическое государство с демократическим».
С ним согласен гендиректор совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, который также в целом поддерживает идеи авторов из Института глобализации, но считает, что они не сказали в своем докладе о наиболее важной проблеме.
«Наша система власти, конечно, подлежит серьезному пересмотру, она слишком централизована. Я бы поддержал, если бы авторы проекта написали о том, что нужно вернуться к федерализму, что надо начинать именно с местного самоуправления, чтобы субъекты федерации были более самостоятельными в экономическом плане, а не зацикливались на центре. Необходимо ведомства, агентства и всю экономическую составляющую (в том числе внешнеэкономическую) передать на региональный уровень, чтобы губернаторы занимались созданием своих экономик. Чтобы экономика России была не просто экономикой одной страны, а суммой региональных экономик», - заявил эксперт.
Видит здравое зерно в докладе Делягина и политолог Алексей Мухин.
«К примеру, предложение, касающееся службы собственной безопасности, - это непременное условие существования любого ведомства или корпорации. Что касается предложения создать структуру извне, подчиненную президенту, эта идея существует давно и сейчас в нескольких центрах работают над тем, чтобы сделать соответствующие предложения президенту», - говорит эксперт.
Предложения Михаила Делягина лишь одна из частей видимого айсберга, которые надвигаются на верховную власть в виде целого ряда доклада, предложений со стороны экспертного сообщества, добавляет Мухин. По его мнению, все предложения доклада «необходимо воспринять и, проработав, воплотить в жизнь».
«Иначе получится, что обратной связи с обществом, особенно с экспертным сообществом, у верховной власти нет, а это беда», - полагает политолог.