Госкомпаниями руководят персоны, считающие себя небожителями, менеджеры третьего звена летают на частных самолетах, а финансовые отчёты государственные контролеры вынуждены просить у них, как нищие, - с неожиданной критикой госменеджеров на коллегии в Минэкономразвития выступил глава группы по созданию МФЦ Александр Волошин. Его рецепт - ужесточение правил раскрытия информации и увольнение нарушителей-рецидивистов. Возможно, это старт второго этапа антикоррупционной кампании Кремля, говорят эксперты.
Руководители госкомпаний задерживают или не предоставляют контрольным органам информацию о хозяйственной и финансовой деятельности. «Мы, как нищие просим у них информацию», - заявил на коллегии Минэкономразвития руководитель рабочей группы по созданию Международного финансового центра Александр Волошин.
По его мнению, у директоров госкомпаний «очень красивая жизнь», их «можно сравнить с небожителями».
По подсчётам Волошина, заказ и обслуживание чартерных рейсов в госкомпаниях обходится в 500 млн долларов - 1 млрд долларов ежегодно. «На частных рейсах летают даже руководители третьего уровня. Невозможно это терпеть», - ругался Волошин. Он также сказал, что в финансовой отчётности такую информацию не найти - «все куда-то закопано».
Волошин привёл ещё один пример - в одной госкорпорации в кабинетах заместителей директоров сделаны ремонты по 500 тысяч долларов каждый.
«Они рассказывают, какие невыносимые страдания им приходится выносить», - негодовал Волошин. А нужно, чтобы жизнь директоров госкомпаний была «близка к невыносимой» с точки зрения контроля и эффективности.
В качестве предложений по улучшению ситуации он выдвинул ужесточение правил раскрытия информации и введение ответственности за нераскрытие сведений: «Первый раз - штраф, третий - на улицу!» Волошин также высказал инициативу о введении кодексов корпоративного поведения. Кроме того, считает чиновник, государству нужно ориентироваться на информацию миноритарных акционеров - «в 90% они справедливы». Ещё один шаг - безусловная продажа активов в ходе приватизации.
«Будут слезы», - сказал Волошин и подчеркнул, что это нужно делать.
Резкость оценок докладчика удивила участников коллегии. Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов напомнил, что в зале присутствуют журналисты и заступился за глав госкомпаний и ведомств. По его словам, недавно главой Роскартографии был назначен его бывший заместитель Дмитрий Красников. У него, по словам министра, ощущение не как у небожителя, а как у «кочегара у топки парохода, который к тому же идёт ко дну».
Но помощник президента Эльвира Набиуллина подтвердила, что за нераскрытие директорами информации сейчас не существует санкций. Благодаря решению суда миноритарии получили право доступа к сведениям госкомпаний (в частности, в суд подавал Алексей Навальный. - Ред.) Но, сказала Набиуллина, возникла проблема злоупотребления миноритариями своим правом - они получают доступ не только к сведениям о затратах на самолеты, но и к другим сведениям, касающимся работы на конкурентных рынках. Раскрытие такой информации может привести к ущербу для госкомпании.
«Думаю, заявление Волошина продиктовано инстинктом самосохранения здоровой части правящей элиты», - говорит эксперт Института Гайдара Алексей Ведев.
«Совершенно очевидно, что госкомпании не настолько эффективно работают, чтобы роскошно жить. Вполне логично предположить, что сейчас начнётся второй этап коррупционных войн: после Министерства обороны придут в госкомпании», - заметил экономист, по оценкам которого, «коррупция в России, особенно в Москве, стала даже не институциональным фактором, а макроэкономическим». Она приобрела такой размах, который ограничивает экономический рост, сетует Ведев.
По мнению главного экономиста банка «Открытие» Владимира Тихомирова, Волошин добивается ужесточения контроля над расходами чиновников в рамках антикоррупционной кампании и закона «О контроле за расходами чиновников», который вступит в силу со следующего года.
«Но если чиновник уволится до проверки, к нему уже нельзя будет применить санкции. Исключения будут составлять лишь единичные случаи с заведением уголовного дела», - отмечает Тихомиров.
Главы госкомпаний - действительно небожители: они находятся не только вне общественного контроля, но и вне зоны ведомственного контроля, нанимают нужных аудиторов, а Счётная палата контролирует лишь расходы, которые уже сделаны, говорит Елена Панфилова из российского офиса «Transparency International».
«Волошин артикулировал позицию Владимира Путина. В декабре прошлого года он был возмущен и потребовал узнать конечных бенефициаров этих компаний. Но история не получила продолжения, год был предвыборный. У властей есть понимание, что необходимо кончать с этим. Обнаружить истории, подобные «Оборонсервису», нетрудно и в госкомпаниях. Но власти не знают, как подступиться к этому делу, не затронув близких людей», - уверена правозащитница.
На вопрос «Газеты.Ru», является ли его заявление стартом антикоррупционной кампании Кремля среди директоров госкомпаний, Волошин ответил: «Не знаю». По его словам, государство должно обращать внимание на жалобы миноритарных акционеров, тогда как сейчас оно опирается преимущественно на информацию топ-менеджмента компаний, пишет news.mail.ru.