«Холдинг МРСК» (ХМРСК) предлагает ввести лицензирование территориальных сетевых организаций (ТСО), следует из его материалов. Те ТСО, которые не получат лицензию, должны быть выведены из бизнеса.
В распределительном сетевом комплексе России доминируют дочерние структуры «Холдинга МРСК», доля которых в полезном отпуске электроэнергии колеблется в пределах 65-95% в зависимости от региона. Одновременно с ними существуют не относящиеся к холдингу сетевые организации (ТСО). Определенная доля ТСО исторически аффилирована с местными властями, поэтому некоторым из них удается защитить в тарифном органе спорные затраты и получить выгодный тариф. Но тарифы для сетей формируются по «котловому» принципу, а темпы роста «котла» ограничены в интересах конечного потребителя, поэтому все, что получает такая ТСО, теряют другие сетевые организации региона. Кроме того, в ХМРСК отмечают, что некоторые ТСО не располагают удовлетворительной технической базой и уровнем квалификации кадров. При этом холдинг называет консолидацию ТСО элементом своей стратегии, и часть его дочерних предприятий ее активно реализует, скупая муниципальные сети.
ХМРСК отмечает прирост удельного веса ТСО в котловом тарифе: по предварительным оценкам, в 2012 году он достиг 20% (120,5 млрд из 603 млрд руб.). При приросте суммарных котловых платежей на 3% и поступлений предприятиям ХМРСК на 2% тарифная выручка ТСО увеличилась на 8%. Как сообщает ХМРСК, при росте тарифной выручки ее предприятий за четыре года на 57% у ТСО она выросла в 2,4 раза. Особенно резкий рост наблюдается в Краснодарском крае (на 172% за 2009-2012 годы), Петербурге (на 208%) и Ленинградской области (на 212%).
Предложение лицензировать деятельность сетевых организаций, выдвигавшееся по инициативе ХМРСК неоднократно, в прошлом году получило поддержку правительственной комиссии по энергетике. Она в июле поручила Минэнерго до 30 ноября внести в правительство проект критериев признания лица электросетевой организацией. В Минэнерго вчера затруднились прокомментировать судьбу поручения и отношение к проблеме. Сроки продлены, говорит источник в одном из ведомств, и обсуждение до сих пор идет.
Критерии отбора лицензиата, которые предлагает ХМРСК сейчас, направлены на отсеивание сверхмелких сетевых организаций, получающих завышенную выручку от эксплуатации оборудования, которое зачастую не находится в их собственности. Так, лицензию предлагается давать только тем организациям, на долю которых в их регионе приходится не менее 3% от всех условных единиц сетевого оборудования и не менее 20% в годовом объеме передачи. Тарифная выручка лицензиата на одну единицу оборудования не должна превышать среднюю по региону более чем в полтора раза, и не менее половины оборудования должно находиться в его собственности. Лицензии должен выдавать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на срок от пяти лет, сообщается в материалах ХМРСК.
Экспертное сообщество дает полярную оценку предложений - от полной их поддержки до полного неприятия с указанием на коррупциогенность, неоправданное умножение сущностей и ограничение конкуренции со стороны ХМРСК. Сами ТСО признают необходимость контроля, но не через лицензирование. «Введение критериев необходимо и давно назрело, - говорит глава НП ТСО Александр Хуруджи. - Однако мы пришли к выводу, что для исключения коррупционной составляющей оптимально решать эту проблему через саморегулирование». Но количество СРО не должно превышать пять-семь, оговаривается он, ссылаясь на опыт введения саморегулирования в строительной отрасли. По его словам, понятие ТСО следует корректно описать, а количество ТСО - сократить до 300. Среди критериев отбора, отмечает господин Хуруджи, обязательно должны присутствовать качество и безопасность обслуживания, а также расходы на условную единицу сетевого оборудования, сообщает www.kommersant.ru.