Минэнерго РФ предлагает не ограничиваться выкупом инфраструктурных облигаций у Федеральной сетевой компании (ФСК) за счет средств пенсионных накоплений граждан, размещенных в ВЭБе. Ведомство Александра Новака собрало проекты суммарной стоимостью более 700 млрд рублей, на которые также предлагает потратить пенсионные деньги, сообщает izvestia.ru. Реализация идеи потребует создания спецкомпаний и получения госгарантий. В банковских кругах идею считают слишком рискованной, энергетики говорят, что эффективнее пустить пенсионные деньги на модернизацию генерирующих мощностей.
Минэнерго предложило ВЭБу финансировать за счёт средств пенсионных накоплений граждан не только проекты ФСК, отвечающие условиям программы инфраструктурных облигаций. Как рассказал «Известиям» источник в правительстве, ведомство Александра Новака направило в госбанк перечень проектов, не включённых или частично учтённых в утвержденной инвестпрограмме ФСК, а также предложения «Холдинга МРСК» (МРСК) и «Системного оператора» (СО ЕЭС).
У ФСК это проекты общей стоимостью почти 114 млрд рублей, которые планируется реализовать до конца 2020 года. Дефицит 2013 года по этим проектам - 6,5 млрд рублей при общей стоимости 10,3 млрд. Речь идёт о ряде ЛЭП на востоке страны, а также о проекте создания автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, поясняет собеседник газеты. Аппетиты МРСК значительно больше: общая стоимость реконструкции и строительства новых линий до конца 2018 года, преимущественно в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Тюменской области, оценивается в 302,6 млрд рублей, потребность в «облигационном» финансировании - чуть менее 228 млрд рублей. Минэнерго также направило в ВЭБ «перечень инвестиционных проектов СО ЕЭС». Это три группы мероприятий, направленных на развитие энергоснабжения на БАМе, Транссибе и нефтепроводе ВСТО. Каждый из них оценивается в 8 млрд рублей. Еще 25,4 млрд рублей предлагается выделить на расширение энергосвязей Сибири и Урала (в обход Казахстана).
В программу СО ЕЭС также включен проект прокладки подводного кабеля Сахалин-Хоккайдо. Последний раз идея создания энергомоста с Японией обсуждалась российским властями после трагедии на «Фукусиме». Позднее полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев сообщал, что пробный энергомост обойдется в 186 млрд рублей, финансировать работы предполагалось как за счет бюджета, так и на деньги частных компаний. Однако затем разговоры о проекте прекратились, очевидно, ввиду дороговизны работ и сомнительности экономического эффекта. Сейчас Минэнерго вновь предложило идею, но стоимость проекта ещё выросла. По данным, представленным Минэнерго в ВЭБ, до 216 млрд рублей потребуется на сооружение парогазовых блоков суммарной мощностью до 4 ГВт и схемы выдачи мощности. Еще 33,6 млрд рублей понадобится на прокладку подводного кабеля в Японию и 64 млрд - на сооружение преобразователей. Возможны поэтапная реализация проекта и финансирование строительства электростанций за счет частных инвесторов, отмечают в Минэнерго.
Объекты не соответствуют требованиям ВЭБа, признаёт Минэнерго. Они не попадают в утверждённый диапазон сроков окупаемости, госбанк готов выкупать инфраструктурные облигации для финансирование проектов со сроками возврата средств 15-30 лет. Кроме того, реализация проектов, не включённых в инвестпрограмму ФСК, увеличит долговую нагрузку компании и негативно повлияет на оценку её кредитоспособности, констатируют в Минэнерго. МРСК и СО ЕЭС не имеют необходимого кредитного рейтинга. Поэтому в ведомстве полагают, что обозначенные проекты могут быть профинансированы «за счет выпуска инфраструктурных облигаций при условии создания специальных компаний и использования дополнительного инструмента в виде госгарантий».
В письме ВЭБа в правительство нет прямого ответа на предложения Минэнерго, но госбанк отмечает, что осуществление проектного финансирование за счет средств пенсионных накоплений невозможно - пенсионные деньги могут выделяться под такие проекты лишь при наличии госгарантий. В ВЭБе, МРСК и ФСК не стали комментировать предложение министерства. Обозначенные проекты не имеют никакого отношения к инвестпрограмме СО ЕЭС, заявил представитель компании. «Системный оператор» лишь предлагает проекты в рамках своей компетенции для поддержания надежности энергосистемы, их реализацией занимаются профильные структуры, в данном случае ФСК. Инвестпрограмма самого СО направлена лишь на развитие системы оперативно-диспетчерского управления.
Для финансирования обозначенных проектов ВЭБу потребуется специальное решение правительства, а сами проекты выглядят «слишком рискованными», говорит собеседник «Известий» в банковских кругах. Выделение части проектов в специальные создаваемые структуры стало бы хорошей новостью для миноритарных акционеров ФСК и МРСК - это позволит снизить долговую нагрузку материнских компаний, отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Расстригин. Но пока инициатива рождает больше вопросов, чем ответов: непонятно, на каких условиях будут возвращаться средства, кто будет управлять и владеть новыми сетями после строительства.
Реализация проектов могла бы вестись в рамках механизма проектного финансирования: у ВЭБа уже был такой опыт, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По этой схеме госбанк финансирует создание Богучанского энергометаллургического объединения (одноимённые ГЭС и алюминиевый завод) в Красноярском крае, которые на паритетных началах ведут ОК «Русал» и «РусГидро». Идея «Минэнерго» имеет право на существование, вопрос лишь в квалифицированном отборе экономически обоснованных и эффективных проектов, говорит эксперт. Однако более рациональным приложением пенсионных денег ВЭБа могла бы стать модернизация старой генерации в стране, добавляет он. Срок окупаемости таких проектов как раз вписывается в 15-30 лет, реконструкция ТЭЦ позволит снизить операционные расходы энергетиков, что в итоге может стабилизировать цены на электричество и станет позитивным для всей экономики, полагает Сергей Пикин.