Российский флаг не даёт ни выгод, ни преимуществ, ни защиты отечественным судовладельцам

Отечественный торговый флот возвращается под российскую юрисдикцию, всё больше кораблей ходит под флагом РФ, так что принятые в последние годы меры могут быть признаны эффективными, считают в правительстве. Поправки в законодательство, направленные на поддержку судостроения и судоходства, позволили создать условия для обновления флота и повысили привлекательность регистрации судов в России, говорится в докладе вице-премьера Аркадия Дворковича, направленном президенту. В качестве иллюстрации позитивного развития в документе указывается, что в последней три года существенно выросло количество заказов на новые суда: в 2012 году построено 59 кораблей, в процессе строительства находятся ещё 123. При этом 70% строящихся в России судов имеют ледовый класс и оборудуются специальным усилением корпуса.
По данным вице-премьера, на сегодняшний день в Российском международном реестре судов зарегистрировано 568 единиц флота, и это позиционируется как достижение. Но в России существует два реестра: Российский международный реестр судов, появившийся в середине 2000-х годов, предусматривает определенные налоговые льготы. Российский морской регистр судоходства льгот не дает - в нем числятся все гражданские морские суда, как торговые, так и рыболовецкие, научные, пассажирские, включая те, что ржавеют у пирсов. В Российском морском регистре судоходства зарегистрировано 3765 судов. 
По данным Международной федерации транспортников, только на российском Дальнем Востоке сегодня более 300 судовладельцев оперируют кораблями под «удобным флагом» иностранных государств, а общее их количество учету не поддается. Динамика строительства новых российских кораблей, по данным морского регистра, менее радужная. В 2009 году построено и зарегистрировано в морском регистре 21 судно, в 2010-м - 21, в 2011-м - 40, в 2012-м - 42. Определенный рост, но все ли из строящихся кораблей будут зарегистрированы под российским флагом - неизвестно. 
Первоначально международный реестр создавался как альтернатива «удобному флагу», с наличием ограничений по районам плавания и видам деятельности - в целях защиты отечественного внутреннего судоходства. С введением в него ряда поправок он, по сути, превратился в облегченную версию первого, дополненную налоговыми льготами. Однако преференции выглядят небесспорными. Так, если судовладелец решит выйти из него до истечения 10 лет с момента регистрации, он обязан компенсировать все полагающиеся льготы по налогам и сборы. Сейчас эксперты отрасли говорят, что проще было вносить все эти поправки в первый реестр и не создавать этой ненужной параллельной структуры.
На фоне общего улучшения экономической ситуации и интенсификации использования Северного морского пути и освоения Арктики, в том числе планов разработки углеводородов на шельфе, потребность в судах ледового класса выросла. Поскольку навигация в Арктике законодательно ограничена и к работе допускаются только суда под российским флагом, с учетом финансовых льгот для отечественного судостроения заказ кораблей ледового класса на российских верфях стал экономически оправдан. В прочих же случаях, особенно если судно строится за рубежом и приобретается в лизинг, судовладельцу проще и дешевле зарегистрировать его в странах «удобного флага».
По мнению главного редактора сетевого издания «Морской бюллетень» Михаила Войтенко, ситуация очень простая: сегодня под отечественный флаг идут исключительно для того, чтобы иметь возможность работать в каботаже. Это внутренние перевозки между российскими портами, не имеющие отношения к внешнеторговым операциям.
- Убрать эту «морковку» - и все тут же разбегутся. Российский флаг не даёт ни выгод, ни преимуществ, ни защиты в случае чего, - говорит эксперт. - Зато с ним крайне много мороки. 
Координатор Международной федерации транспортных рабочих (МФТ-ITF) Сергей Фишов придерживается сходного мнения.
- На сегодняшний день подавляющее большинство российских судовладельцев предпочитает «удобный флаг». Под российским флагом ходят исключительно там, где законодательство не допускает использования судов, приписанных к иностранным портам, в Арктике и на внутренних водных путях, - объясняет Сергей Фишов. - Если даже крупнейшая судоходная корпорация «Совкомфлот», принадлежащая государству, и то процентов на 90 регистрирует свои суда под удобным флагом, это показатель.
По мнению эксперта, сегодня невозможно настолько избавить судовладельца от налогов, пошлин, бюрократии и прочих российских реалий, чтобы российская регистрация стала привлекательнее, чем флаг Панамы, Либерии, Мальты, Камбоджи и Филиппин.
В пресс-службе «Совкомфлота» рассказали, что, действительно, сегодня налоговая нагрузка на судовладельца в России такова, что несмотря на все льготы, изобретенные правительством в рамках Российского международного реестра судов, оптимальным является регистрация в иностранных портах. Это избавляет от необходимости уплаты налогов, таможенных сборов при ремонте, социальных выплат в отечественный бюджет. Исключением являются суда, предназначенные для работы в Арктике. Именно поэтому операторы, работающие в арктических морях, в том числе «Совкомфлот», сейчас строят и регистрируют суда ледового класса в России, а не за рубежом. 
Таким образом, власти отчитались об успешном выполнении президентского поручения, но специалисты принципиальных изменений в ситуации не видят, сообщает izvestia.r.u

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

17:18Ничего нельзя сажать в эти 3 дня сентября: возьмите выходной от дачи — лунный календарь на вторую половину месяца

16:21В Мурманской области молодые команды пойдут в экспедицию «Форпост Заполярья — высота Ударная»

15:21Минтранс Мурманской области предупреждает: В воскресенье в районе Кольского моста будет не проехать

14:58На время проведения «Гольфстрима» в Мурманске приглушат мобильный интернет

14:47У Андрея Чибиса попросили решить вопрос с работой Алиэкспресса в Североморске

12:41Стало известно расписание бесплатных автобусов до Кольского моста на фестиваль «Гольфстрим»

11:41В Мончегорске ребенок на велосипеде въехал в иномарку

10:17Мурманских ребятишек приглашают поучаствовать в конкурсе рисунков «Я люблю мой город»

10:00ЕКАТЕРИНА ВАШАКИДЗЕ. Трагедии GPT и уязвимый возраст — нужно знать родителям

09:52Впервые в Североморске выступит оркестр Ленинградского военного округа

08:36Тепло с небольшими дождями ждет северян в выходные

22:50Губернатор сообщил о БПЛА в центре Мурманска

17:45Вы будете выглядеть старомодно и дёшево: 9 вещей, которые категорически нельзя носить после 50-ти

17:00Вершина успеха уже ждет: с 14 сентября 2025 года начнется время побед — один знак Зодиака возьмет от жизни все

16:00Певец, патриот и миллионер: Лев Лещенко опровергает, что у него есть внебрачная дочь — о чем рассказал его бывший охранник

15:44Никакой пользы: 5 вещей, которые никак не помогут вам на кухне — деньги в пустоту

15:00На одежду много не трачу, но выгляжу статусно и дорого: секреты безупречного стиля — чем пополнить гардероб

14:00Люди с высоким IQ справляются с заданием без проблем: найдите 10 отличий на рисунках — на это дается 44 секунды

Все новости