14 мая в ИА «РосБизнесКонсалтинг» состоялась пресс-конференция ведущих экспертов жилищно-коммунальной отрасли. О новых правилах предоставления коммунальных услуг рассказали заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев, председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, руководитель «Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие», руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве РФ Андрей Чибис, сообщает www.fondgkh.ru.
- Принятие правительством РФ постановления № 344 - это успешный пример диалога экспертного сообщества и власти, - сказал Андрей Чибис. - Тщательный мониторинг и подробный анализ ситуации, дискуссии на площадках разных уровней позволили четко диагностировать проблему роста совокупных коммунальных платежей при том, что тарифы с 1 января 2013 года не менялись.
По мнению Андрея Чибиса, реализация постановления № 344 решит ряд серьёзных проблем - позволит снизить размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, стимулировать управляющие организации к рациональному расходованию коммунальных ресурсов, снять дополнительную нагрузку с потребителей коммунальных услуг за счёт исключения обязанности ежемесячного предоставления сведений о показаниях приборов учета, а также стимулировать собственников помещений в многоквартирном доме к их установке.
Новые правила предоставления коммунальных услуг дают дополнительные права управляющим компаниям. Например, они получили возможность выявлять незарегистрированных жильцов (а это одна из причин повышения платежей), составлять соответствующие акты.
- Речь идёт не о регистрации, а о выявлении реального количества проживающих в доме людей, - пояснила Светлана Разворотнева. - И делается это для справедливого распределения между жильцами платы за использование полученных ресурсов в таких случаях, когда, например, в квартире зарегистрирован один человек, а фактически постоянно проживают 15 квартирантов. Собственнику жилья достаточно установить приборы учёта или сообщить управляющей компании о количестве гостей и сроках их проживания - тогда вопрос будет снят.
- Кроме этого, согласно новым правилам, жильцы обязаны раз в полгода обеспечить доступ представителя управляющей компании к приборам учёта для их проверки и снятия показаний счетчиков, - отметил Павел Качкаев.
По мнению заместителя председателя думского комитета по жилищной политике и ЖКХ, должно пройти 3-4 месяца, чтобы появилась возможность проанализировать ситуацию и сделать выводы по результатам принятия этого постановления, изменившего правила предоставления коммунальных услуг. Но для создания прозрачных условий в жилищно-коммунальной сфере потребуется гораздо больше времени.
- Ряд управляющих компаний, конечно же, покинет отрасль ЖКХ, - считает Андрей Чибис. - Но это неизбежно и не противоречит стратегической цели, на осуществление которой направлены совместные усилия власти и общественности - формирование цивилизованного рынка управления жильем. На это уйдёт 3-7 лет. Конечно, мы опасаемся перекосов, из-за которых могут пострадать добросовестные управляющие компании. Поэтому стремимся к созданию сбалансированности прав и обязанностей как предприятий и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, так и их потребителей.
Полная стенограмма, аудио - и видеозапись пресс-конференции.