В столичной мэрии обсуждается идея сделать платными вызовы бригады врачей по «03» для людей, которые хотят снять похмелье с помощью «скорой».
Об этом «Известиям» рассказал заместитель мэра по социальным вопросам Леонид Печатников.
По словам Леонида Печатникова, каким может быть механизм взыскания денег с пьяных, которые обращаются в «скорую», пока не решено.
- Идея здравая, но нужно понять, как администрировать этот процесс, - сказал вице-мэр. - Я бы не хотел, чтобы сотрудники «скорой», приехав к нетрезвому человеку, сразу предъявляли ему счет.
Как рассказал председатель независимого профсоюза работников скорой помощи Дмитрий Беляков, сейчас каждая подстанция в среднем два раза в день выезжает к людям, которые находятся в запое.
- Как правило, это люди, которые уже не первый день пьют, - пояснил эксперт. - Диспетчеру, который принимает вызов по телефону, они могут сказать что угодно - например, что у них сердечный приступ. Когда приезжает бригада, оказывается, что у пациента «болит душа» или у него где-то «кольнуло». Часто они просят «сделать укольчик, чтобы спокойно поспать».
По словам Дмитрия Белякова, снятие алкогольного опьянения и похмелья не входит в перечень услуг, которые оплачиваются по ОМС, поэтому сотрудники «скорой», которых просят это сделать, должны развернуться и уехать. Но на практике, как отметил эксперт, пациент нередко добивается своего: «фельдшер может сделать ему укол, чтобы тот отстал и больше не звонил в «скорую», или просто пожалеть».
- После этого «скорая» с бешеной скоростью должна мчаться к другому пациенту, потому что тот уже давно ждёт, - говорит Беляков. - Теряются не только деньги, но и время - как работников скорой помощи, так и других пациентов, которые могут умереть. Профильных вызовов, когда человеку действительно экстренно необходима медицинская помощь, у «скорой» только 20%. Остальные - самые разные: лежачий больной просит ему форточку открыть, бабушка - давление померить. Сейчас, например, наша бригада отвезла в больницу человека, у которого болит нога. Оказалось, он приехал туда уже в четвёртый раз за последние дни: он не хочет госпитализироваться и вызывает «скорую», когда ему нужна перевязка.
Дмитрий Беляков считает необходимым сделать платными вызовы не только для людей, которые находятся в состоянии опьянения, но и для ряда других категорий пациентов, заставляющих «скорую» выполнять не ее работу. Всего в Москве 57 подстанций, а себестоимость одного выезда бригады составляет 4-6 тыс. рублей. Таким образом, если заставить заплатить за вызовы «03» всех алкоголиков, город смог бы получать около 600 тыс. рублей ежедневно. По словам Дмитрия Белякова, фельдшеры и врачи могли бы делать в картах вызова пометки о том, что пациент пьян или что он намеренно соврал диспетчеру.
- Сотрудники «скорой» могут на месте оценить обстановку и принять решение, - говорит эксперт. - Потом эту бумажку можно направить страховым компаниям, которые будут требовать у пациента деньги.
Президент Лиги защитников прав пациентов Александр Саверский отметил, что платные услуги «скорой» - барьер к оказанию медицинской помощи.
- Та служба, которая начинает работать за деньги, как правило, стремится заработать как можно больше и увеличивать количество платных услуг, - говорит эксперт. - Можно дойти до того, что практически любой пациент, а не только алкоголик, будет виноват в том, что плохо себя чувствует: он вёл неправильный образ жизни, не следил за здоровьем.
По словам Саверского, понять, намеренно или нечаянно пациент дезинформировал диспетчера, может быть очень непросто: человек мог испугаться и думать, что его здоровью грозит гораздо большая опасность, чем в действительности. При этом, как отметил эксперт, москвичи, которые намеренно дезинформируют диспетчеров «скорой», могут делать это из-за вполне обоснованных опасений. В частности, нередко пожилым людям приходится занижать свой возраст, потому что они боятся, что иначе к ним никто не приедет или врач не отнесётся с вниманием к их проблемам.