На Арктику приходится около 13% нетронутых мировых запасов нефти и 30% запасов газа, но ряд неудач и происшествий заставляют руководство нефтяных компаний вернуться к традиционным источникам энергоресурсов, а также к сланцевым нефти и газу, передает агентство Reuters.
Решающим поворотным моментом в «арктическом походе» стала авария бурового судна компании «Royal Dutch Shell», которое село на мель у побережья Аляски в конце 2012 года. Авария не причинила серьезного ущерба и не вызвала разлив нефти, но после нее компания получила шквал претензий в свой адрес. После этого «Royal Dutch Shell», потратившая в Арктике 4,5 млрд долларов с 2005 года, отменила планы бурения на шельфе Аляски с 2013 года.
«Проблема «Shell» отбросила назад все планы в отношении Арктики, особенно ее американской части», - сказал Чу Чау Бэн, генеральный директор крупнейшего в мире производителя буровых установок Keppel.
Другие компании также опасаются начинать проекты в Арктике. «Интерес к добыче нефти и газа очень высок, однако все больше опасений насчет экологии и рисков», - сказал Гаральд Норвик, член совета директоров «ConocoPhillips» и бывший генеральный директор норвежской «Statoil» - пионера в освоении Арктики.
«Мы уделяли основное внимание Арктике, но теперь наши приоритеты - это такие места, как Танзания, Аргентина и Техас. Это логичное развитие. Реальность такова, что в будущем явные признаки изменения климата в Арктике будут многие годы влиять на политиков и руководство компаний, и теперь я вижу это более отчетливо, чем пять лет или три года назад», - сказал Норвик.
«Cairn Energy» потратила 1,2 млрд долларов на бурение вблизи Гренландии и не нашла запасов углеводородов, а «Газпром» фактически остановил разработку гигантского Штокмановского месторождения из-за чрезмерных затрат. «ConocoPhillips» совместно с «Keppel» пытающаяся создать буровое судно ледового класса заморозила проект и отменила планы начать бурение в Чукотском море в будущем году.
«Никто не интересуется буровыми судами ледового класса. Все внимание уделяется сланцевой нефти», - сказал Чу из «Keppel». Добыча сланцевой нефти обходится достаточно дорого, но не дороже глубоководных проектов, а сланцевый газ, всего за несколько лет удовлетворивший спрос в США, вероятно, станет популярен и в других странах.
Но все же нельзя сказать, что работы в Арктике полностью остановлены. Например, «НоваТЭК» и «Total» планируют в 2016 году запустить завод по производству сжиженного газа Ямал СПГ, а «Роснефть» недавно договорилась с ExxonMobil» о совместной работе в Северном Ледовитом океане. Норвегия также продолжает работу в Арктике.
«Если там можно работать безопасно, нет причин не делать этого», - сказал представитель «Duke Energy», пишет expert.ru.