Одной из основных тем, обсуждавшихся на ПМЭФ в этом году, стала проблема интеграции регионов. Вопросы координации и взаимодействия субъектов РФ прослеживалась лейтмотивом во многих дискуссиях и круглых столах - от повышения конкурентоспособности российской промышленности до развития транспортной инфраструктуры в каждом отдельно взятом регионе, сообщает expert.ru.
В свете формирующихся глобальных рынков очевидно, что региональным экономикам СЗФО также предстоит трансформация.
Масштабные контракты, подписанные на ПМЭФ, подтвердили, что Россия усиливает внешнеэкономическую экспансию в Азиатско-Тихоокеанский регион. Рекордный контракт (270 млрд долларов) на поставку нефти заключен компанией «Роснефть» и «Китайской национальной нефтегазовой корпорацией». В течение 25 лет в Китай будет поставлено 360 млн тонн нефти. Еще один проект, призванный обеспечить выход России на китайские рынки - строительство железнодорожного моста через Амур пропускной способностью 20 млн тонн грузов ежегодно. Как заявил на пленарном заседании форума президент РФ Владимир Путин, масштабные инвестиции будут направлены в развитие шельфовой зоны. Кстати, та же «Роснефть» на ПМЭФ подписала несколько соглашений по разработке участков в Баренцевом море и завершила ряд сделок с зарубежными партнерами по арктическому шельфу.
Практически сразу за ПМЭФ последовал визит Владимира Путина в Финляндию, где глава государства отметил, что наряду с энергетикой страны сегодня развивают и другие направления сотрудничества. Финская сторона услышала и пожелания по облегчению процедуры получения виз. Кроме того, президент Финляндии Саули Ниинисте обсудил с Путиным перспективы взаимодействия в рамках Арктического совета по Балтийскому морю. В преддверии встречи двух государственных лидеров на ПМЭФ мэр Турку Алекси Ранделл презентовал проект «Северный коридор роста Northern bridge», предполагающий сотрудничество и открытие новых возможностей для социального и экономического роста регионов четырех стран: Финляндии, России, Швеции и Норвегии. СЗФО, в частности Петербург и Ленобласть, финны рассматривают в том числе как транспортный коридор на рынки сбыта в Азии.
Для Северо-Западного федерального округа эти тенденции определят развитие регионов на долгие годы вперед. Исходя из того, какие грузы пойдут по транспортным артериям округа, на уровне субъектов могут появиться как перевалочные и перерабатывающие звенья этой цепочки, так и новые производства. Можно предположить, что в свете заявленных на федеральном уровне планов транспортная инфраструктура и трансграничное сотрудничество регионов СЗФО усилится, а значительная часть бизнеса будет ориентирована на обслуживание внешнеэкономических связей.
Очевидно, что формирование глобальных транспортных коридоров и новых рынков - вопрос не одного региона. Чтобы полноценно обеспечить стратегические общенациональные интересы, СЗФО должен рассматриваться как единое глобальное экономическое пространство. Регионы это уже понимают, что подтверждает количество межсубъектных соглашений, заключенных на ПМЭФ. Петербург достиг договоренностей о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве с Чувашской Республикой, Иркутской и Псковской областями.
Но если с Чувашией и Иркутской областью обсуждались перспективы взаимодействия преимущественно в гуманитарном ключе, то с соседней Псковской областью договорились о развитии региональных транспортно-логистических комплексов, что расширит возможности выхода транспортных коридоров из Петербурга в Латвию, Эстонию, Белоруссию и дальше по всей Европе. Также между Псковом и Петербургом планируется возобновить авиасообщение, а петербургские предприятия смогут принять участие в работе особой экономической зоны (ОЭЗ) «Моглино», которую планируется открыть в 2014 году. Псковская ОЭЗ расположена в пределах 40 км от границ России с Латвией и Эстонией. Сейчас она находится на стадии подключения инфраструктуры. Взаимодействовать регионы намереваются и в науке - на базе петербургских вузов станут готовить кадры для здравоохранения Псковской области.
В рамках работы ПМЭФ также достигнуты соглашения о реализации комплексной программы инфраструктурного развития на принципах государственно-частного партнерства между Республикой Коми, Пермским краем, Архангельской и Мурманской областями. Сотрудничество регионов среди прочего направлено на развитие проекта «Белкомур» - железной дороги, которая должна соединить Пермский край (Соликамск) и Архангельск через Сыктывкар. «Белкомур» призван «подключить» Урал и Сибирь к морским портам Архангельской и Мурманской областей. Помимо России, этот проект способен дать новые возможности выхода через морские порты в Европу и Китаю. Сегодня «Белкомур» обозначен как один из важнейших инвестиционных проектов транспортной стратегии РФ до 2030 года.
В основе комплексного развития регионов лежит транспортная инфраструктура - федеральные транспортные сети выходят за пределы страны, а региональные к ним подключаются. Эти веяния подтверждает и количество соглашений в области развития транспортной инфраструктуры, заключенных на ПМЭФ. Один из них, межнационального масштаба, о создании Объединенной транспортно-логистической компании, подписан руководителями трех национальных железнодорожных ведомств - Владимиром Якуниным (ОАО «РЖД»), Аскаром Маминым (Национальная железнодорожная компания Казахстана) и Владимиром Морозовым (Белорусская железная дорога).
На ПМЭФ Владимир Путин заявил, что из Фонда национального благосостояния в окупаемые инфраструктурные проекты выделят 450 млрд рублей. Среди приоритетных планов - высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Казань и Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Москве, а также модернизация Транссибирской магистрали. Кроме того, уже строится федеральная автодорога Москва - Санкт-Петербург. Все эти масштабные транспортные проекты ПМЭФ откроют, в том числе, дополнительные выходы из северных стран и морских портов СЗФО в южные регионы. Кстати, по данным РЖД, через северо-западные порты в 2012 году было отгружено 43% (около 100 млн тонн) общего объема экспортных грузов в России, и в начале этого года наметилась тенденция к росту (примерно на 6%). Можно предположить, что загруженность портов СЗФО увеличится - только на ПМЭФ порт Усть-Луга подписал соглашение о строительстве терминала перевалки генеральных грузов и удобрений мощностью более 4 млн тонн.
На пути к единодушию северо-западным регионам предстоит решить ряд проблем. Ключевые из них прописаны в Стратегии развития СЗФО до 2020 года, принятой правительством РФ в 2011 году. Большая часть наболевших вопросов, препятствующих комплексному развитию, связана с распределением трудовых ресурсов. Например, сложившаяся методика подготовки кадров не соответствует структуре спроса на рабочую силу. О разрыве между высшей школой и реальными потребностями рынка сегодня твердят все регионы.
Еще одна проблема заключается в том, что складывающееся размещение рабочих мест, в том числе новых, не соответствует существующей системе расселения населения. Сегодня основные точки притяжения для всей России - Москва и Петербург. По прогнозам аналитиков, если не предпринимать шаги для того, чтобы население оставалось работать в регионах, в ближайшее десятилетие в петербургской и московской агломерациях сконцентрируется треть всего населения России. Пока идет конкуренция за конкретные проекты, более эффективно стимулировать межрегиональную интеграцию, как, например, в случае развития единой транспортной системы Петербурга и Ленобласти. Согласно Стратегии развития СЗФО до 2020 года задача эффективного использования экономически активного населения и имеющихся природных ресурсов требует развития межрегионального сотрудничества по вопросам размещения и строительства наиболее крупных и значимых производственных объектов, создаваемых в рамках межрегиональных проектов. Синхронизировать планы необходимо и для того, чтобы повысить эффективность развития региональных транспортных комплексов. Для решения этих вопросов, в частности, в 2012 году создано АНО «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа».