Коммунисты могут спать спокойно: НАТО не воспользовалось транзитом через Ульяновск

Перевалочный центр в Ульяновске, который Россия год назад предоставила НАТО для обеспечения «комбинированного транзита» грузов из Афганистана, оказался невостребованным. Как выяснил «Ъ», до сих пор страны альянса не подписали ни одного контракта с российскими перевозчиками, уполномоченными обслуживать Ульяновск. Собеседники в штаб-квартире НАТО жалуются, что российские компании завышают цены. Источник же в правительственных структурах РФ заверил: альянс просто боится оказаться зависимым от Москвы.

Запущенный ровно год назад проект транзита через Ульяновск Россия и НАТО относили к наиболее успешным примерам сотрудничества. В Москве рассчитывали, что немалая доля из более 100 тыс. контейнеров и 60 тыс. транспортных средств, которые Международные силы содействия безопасности (МССБ) планировали вывезти из Афганистана, будет отправлена в Европу именно через Ульяновск. Однако до сих пор маршрут остается невостребованным.

Источники в штаб-квартире альянса поясняют: дело в дороговизне маршрута. «Открывая путь через Ульяновск, власти РФ настояли на том, чтобы его обслуживали только российские перевозчики. А они так завысили цены, что ни одна из стран-участниц МССБ не сочла этот маршрут привлекательным», - пояснил один из собеседников.

Между тем именно НАТО в 2011 году обратилось к Москве с просьбой рассмотреть возможность задействования территории РФ для обратного транзита из Афганистана. Накануне Пакистан после очередного конфликта с США полностью закрыл свою территорию для конвоев НАТО, а Узбекистан и Киргизия отказались пропускать грузы в реверсивном направлении. К тому моменту через территорию РФ уже пролегала часть маршрута, получившего название «Северная распределительная сеть», по которому и сегодня осуществляется транзит в Афганистан более 60% невоенных грузов МССБ - они перебрасываются по воздуху и железнодорожным путям, но без перевалки.

В начале 2012 года РФ согласилась на открытие маршрута для обратных перевозок, предложив задействовать аэропорт Восточный в Ульяновске. В августе проект был запущен.

По словам еще одного источника в НАТО, интерес к транзиту через Ульяновск сразу проявили многие участники МССБ. В декабре 2012 года британцы совершили тестовую переброску десяти своих контейнеров на базу Кэмп-Бастион в Афганистане и обратно. Источник в правительстве Великобритании сообщил, что пробный транзит был признан успешным.

Однако никаких контрактов британцы так и не подписали. Собеседник в правительстве Великобритании пояснил: Лондон предпочитает иные маршруты - прежде всего через Пакистан и центральноазиатские республики, которые недавно сняли возражения против реверсивной переброски натовских грузов. «Наличие нескольких вариантов транзита позволяет сделать передислокацию более гибкой и гарантирует наилучшее соотношение цены и качества», - пояснил источник.


Дипломатический источник в одной из европейских стран-участниц МССБ, интересовавшихся транзитом через Ульяновск, добавил: по подсчетам его правительства, транспортировка одного контейнера из Афганистана через Восточный обойдется в €50 тыс., а через узбекский Термез - в €30 тыс.

В Москве на ситуацию смотрят иначе. Источник в правительственных структурах РФ пояснил, что транзит через Ульяновск задумывался прежде всего как коммерческий проект. Реализовывать его должны были авиаперевозчик «Волга-Днепр» и дочерние структуры РЖД (в переговорах со странами МССБ также принимали участие авиакомпании «Полет» и 224-й летный отряд Минобороны РФ). Собеседник признал, что двухступенчатый транзит через Ульяновск (до Восточного по воздуху, далее по рельсам) дороже альтернативных маршрутов, но подчеркнул: «Он быстрее и безопаснее».

По мнению собеседника, НАТО не стало использовать Ульяновск «по конъюнктурным соображениям». «Им жалко платить РФ дополнительные деньги, - убежден чиновник. - Кроме того, они не захотели класть яйца в одну корзину - «Северную распределительную сеть». В НАТО опасаются, что через транзитный рычаг РФ будет влиять на альянс, как «Газпром» через газовый рычаг - на Европу. Это все ерунда».

Источники же, близкие к коммерческим структурам, которые должны были быть задействованы при транзите через Ульяновск, приводят и другие причины пробуксовки проекта. По словам собеседника, представители НАТО настаивали на передаче уполномоченной альянсом зарубежной компании права организации всего транзита - в ее функции входило бы заключение соглашений с его непосредственными участниками. Но, как пояснил собеседник, предложение было отвергнуто РФ в том числе по соображениям нацбезопасности. Другой источник рассказал, что представители НАТО параллельно вели консультации с рядом центральноазиатских государств, которые, поняв, что могут остаться не у дел, сняли возражения против обратного транзита и предложили более низкие цены, чем РФ.

Тем не менее, в Москве не драматизируют ситуацию с невостребованностью транзита через Ульяновск. РФ зарабатывает и на альтернативных маршрутах. Так, дочерняя структура РЖД ОАО «Трансконтейнер» осуществляет перевозки грузов европейских контингентов МССБ (французский, британский и германский) по железной дороге со станции Хайратон (Афганистан) через пограничный переход Галаба (Узбекистан) в Ригу, откуда они отправляются по морю в страны назначения. Как сообщили в «Трансконтейнере», за шесть месяцев текущего года этим путем перевезено 52 ДФЭ (контейнера).

Да и Ульяновску власти РФ, несмотря на проблемы с НАТО, прочат большое будущее. «Не получится с этими, выйдет с другими, - заверил источник в правительственных структурах. - Мы все равно будем замыкать на себя транзитные перевозки. Ульяновск будет востребован - не НАТО, так ООН или еще кем».

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:35Машины всмятку: на трассе «Кола» произошла массовая авария

18:03Росстат: в Мурманске самая дорогая в России красная икра

16:51В Мурманске уже выпало 80% декабрьской нормы осадков

16:31«Кольские огни» стали немного дальше?

15:23Мурманская область получит из федерального бюджета более полумиллиарда рублей на мазут

14:43«Единая Россия» начала избирательную кампанию 2026 с обращения к гражданам

14:05В Мурманской области рассказали про краснокнижный мох

12:32Проехал четыре метра: в Апатитах будут судить «одумавшегося» угонщика

12:03Из-за беспредела правительства Москвы начали преследовать коллекторы — участник СВО из Мурманска попал в бюрократический ад

11:23Свыше 50 обращений поступило от жителей Никеля, Печенги и Спутника на отсутствие в домах отопления

10:20Гострудинспекция Мурманской области: декретный отпуск можно разделить между родителями

09:57В Мурманской области заметили «заблудившегося» соболя

23:04Спокойно и уютно: от чего нужно отказаться по утрам для своего комфорта — вы даже не заметите, как наладится самочувствие

22:29Выращивание гортензий: почему садоводам сложно удержаться от покупки новых сортов — чем их лучше удобрять для пышного цветения

22:02Меховые тренды: 3 приёма сделают шубу модной и актуальной — вы устанете ловить восхищённые взгляды

21:00Происходящее будет похоже на волшебство: 4 знака Зодиака смогут заключить невероятно выгодные сделки — чья жизнь выйдет на новый уровень во второй половине декабря 2025 года

20:10Каталонцы готовы оторваться от извечных соперников? Прогноз матча «Барселоны» и «Осасуны»

20:03Новые правила строительства дач в Подмосковье: что изменится с 2026 года — дороже, дольше, строже

Все новости