Коммунисты могут спать спокойно: НАТО не воспользовалось транзитом через Ульяновск

Перевалочный центр в Ульяновске, который Россия год назад предоставила НАТО для обеспечения «комбинированного транзита» грузов из Афганистана, оказался невостребованным. Как выяснил «Ъ», до сих пор страны альянса не подписали ни одного контракта с российскими перевозчиками, уполномоченными обслуживать Ульяновск. Собеседники в штаб-квартире НАТО жалуются, что российские компании завышают цены. Источник же в правительственных структурах РФ заверил: альянс просто боится оказаться зависимым от Москвы.

Запущенный ровно год назад проект транзита через Ульяновск Россия и НАТО относили к наиболее успешным примерам сотрудничества. В Москве рассчитывали, что немалая доля из более 100 тыс. контейнеров и 60 тыс. транспортных средств, которые Международные силы содействия безопасности (МССБ) планировали вывезти из Афганистана, будет отправлена в Европу именно через Ульяновск. Однако до сих пор маршрут остается невостребованным.

Источники в штаб-квартире альянса поясняют: дело в дороговизне маршрута. «Открывая путь через Ульяновск, власти РФ настояли на том, чтобы его обслуживали только российские перевозчики. А они так завысили цены, что ни одна из стран-участниц МССБ не сочла этот маршрут привлекательным», - пояснил один из собеседников.

Между тем именно НАТО в 2011 году обратилось к Москве с просьбой рассмотреть возможность задействования территории РФ для обратного транзита из Афганистана. Накануне Пакистан после очередного конфликта с США полностью закрыл свою территорию для конвоев НАТО, а Узбекистан и Киргизия отказались пропускать грузы в реверсивном направлении. К тому моменту через территорию РФ уже пролегала часть маршрута, получившего название «Северная распределительная сеть», по которому и сегодня осуществляется транзит в Афганистан более 60% невоенных грузов МССБ - они перебрасываются по воздуху и железнодорожным путям, но без перевалки.

В начале 2012 года РФ согласилась на открытие маршрута для обратных перевозок, предложив задействовать аэропорт Восточный в Ульяновске. В августе проект был запущен.

По словам еще одного источника в НАТО, интерес к транзиту через Ульяновск сразу проявили многие участники МССБ. В декабре 2012 года британцы совершили тестовую переброску десяти своих контейнеров на базу Кэмп-Бастион в Афганистане и обратно. Источник в правительстве Великобритании сообщил, что пробный транзит был признан успешным.

Однако никаких контрактов британцы так и не подписали. Собеседник в правительстве Великобритании пояснил: Лондон предпочитает иные маршруты - прежде всего через Пакистан и центральноазиатские республики, которые недавно сняли возражения против реверсивной переброски натовских грузов. «Наличие нескольких вариантов транзита позволяет сделать передислокацию более гибкой и гарантирует наилучшее соотношение цены и качества», - пояснил источник.


Дипломатический источник в одной из европейских стран-участниц МССБ, интересовавшихся транзитом через Ульяновск, добавил: по подсчетам его правительства, транспортировка одного контейнера из Афганистана через Восточный обойдется в €50 тыс., а через узбекский Термез - в €30 тыс.

В Москве на ситуацию смотрят иначе. Источник в правительственных структурах РФ пояснил, что транзит через Ульяновск задумывался прежде всего как коммерческий проект. Реализовывать его должны были авиаперевозчик «Волга-Днепр» и дочерние структуры РЖД (в переговорах со странами МССБ также принимали участие авиакомпании «Полет» и 224-й летный отряд Минобороны РФ). Собеседник признал, что двухступенчатый транзит через Ульяновск (до Восточного по воздуху, далее по рельсам) дороже альтернативных маршрутов, но подчеркнул: «Он быстрее и безопаснее».

По мнению собеседника, НАТО не стало использовать Ульяновск «по конъюнктурным соображениям». «Им жалко платить РФ дополнительные деньги, - убежден чиновник. - Кроме того, они не захотели класть яйца в одну корзину - «Северную распределительную сеть». В НАТО опасаются, что через транзитный рычаг РФ будет влиять на альянс, как «Газпром» через газовый рычаг - на Европу. Это все ерунда».

Источники же, близкие к коммерческим структурам, которые должны были быть задействованы при транзите через Ульяновск, приводят и другие причины пробуксовки проекта. По словам собеседника, представители НАТО настаивали на передаче уполномоченной альянсом зарубежной компании права организации всего транзита - в ее функции входило бы заключение соглашений с его непосредственными участниками. Но, как пояснил собеседник, предложение было отвергнуто РФ в том числе по соображениям нацбезопасности. Другой источник рассказал, что представители НАТО параллельно вели консультации с рядом центральноазиатских государств, которые, поняв, что могут остаться не у дел, сняли возражения против обратного транзита и предложили более низкие цены, чем РФ.

Тем не менее, в Москве не драматизируют ситуацию с невостребованностью транзита через Ульяновск. РФ зарабатывает и на альтернативных маршрутах. Так, дочерняя структура РЖД ОАО «Трансконтейнер» осуществляет перевозки грузов европейских контингентов МССБ (французский, британский и германский) по железной дороге со станции Хайратон (Афганистан) через пограничный переход Галаба (Узбекистан) в Ригу, откуда они отправляются по морю в страны назначения. Как сообщили в «Трансконтейнере», за шесть месяцев текущего года этим путем перевезено 52 ДФЭ (контейнера).

Да и Ульяновску власти РФ, несмотря на проблемы с НАТО, прочат большое будущее. «Не получится с этими, выйдет с другими, - заверил источник в правительственных структурах. - Мы все равно будем замыкать на себя транзитные перевозки. Ульяновск будет востребован - не НАТО, так ООН или еще кем».

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:50В Апатитах продают бандану с солистом группы «The Prodigy» за миллион рублей

18:58В Мурманской области более 9 тысяч пациентов получили высокотехнологичную медицинскую помощь

18:44Мурманский СК рассказал, как правильно кататься на тюбингах

17:10Жили с двумя трупами за стеной — самое необычное обращение к губернатору Мурманской области

17:07В 1903 году в Териберке начал службу спасательный бот «Великая Княгиня Ксения Александровна»

16:55Кинокаток запустят в Мурманске, всего же в городе-герое будут открыты 22 бесплатные ледовые площадки для массовых катаний

16:44«На бесплатную не заехали бы»: Автолюбители Мурманска обсуждают снежные завалы на парковке нового терминала

16:25Застрял на краю света в Териберке — весомый повод не выйти на работу?

16:23На Спутник перекрыли дорогу из-за последствий аварии с бензовозом

16:00Ударила мужа ножом и вызвала скорую — семейный конфликт в Печенге

15:18Конфеты, фрукты и коньяк: жительница Мурмашей пыталась ограбить супермаркет в Мурманске

14:50Страх оказаться за решеткой побудил оленегорца заплатить штраф

01:21Искренность, стабильность, мягкость: в декабре этот знак Зодиака встретит важного человека — сближение гарантированно

00:49Мука на грядке, но не для выпечки: секрет опытных садоводов — и от слизней избавит, и землю накормит

23:50Норвежцы нашли способ добиться идеальной чистоты дома: убираются редко, зато кругом чистота — все выглядит, как с обложки журнала

23:27Уникумы, пора блистать ярче звёзд: только интеллектуальные «звери» дойдут до финала — викторина на эрудицию

23:21Верный друг: как ухаживать за акита-ину — ничего особенного, но есть нюанс

23:03Ей 47, а ему 34: Янина Соколовская ушла от Устюгова после 10 лет брака — вышла замуж за актёра моложе на 13 лет

Все новости