Строительство плавучего энергоблока (ПЭБ) первой в мире плавучей атомной тепло-электростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге перешло на заключительный этап, пишет «ПортНьюс». На объект установлены два парогенерирующих блока КЛТ-40С, говорится в сообщении пресс-службы ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
220-тонные парогенерирующие блоки, изготовленные по проекту ОКБМ им. Африкантова, утром 27 сентября (первый) и 1 октября (второй) 2013 года были транспортированы из эллинга цеха №6 Балтийского завода к достроечной набережной, где в присутствии представителей заказчика, концерна «Росэнергоатом», и Российского морского регистра судоходства плавкраном «Демаг» их установили в реакторные отсеки ПЭБ.
«В прошлый раз Балтзавод осуществлял такую операцию в 2001 году, когда строил ледокол «50 лет Победы» - последний атомоход серии «Арктика», - отметил директор по производству Балтийского завода Александр Коновалов, временно исполняющий обязанности гендиректора судоверфи. - Так что это эпохальное событие, ясно свидетельствующее, что завод возродился».
По словам Александра Коновалова, работы по достройке ПЭБ идут в соответствии с согласованным графиком, на заказе задействовано более 280 рабочих и ИТР.
Как заявил со своей стороны заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом» Сергей Завьялов, возглавляющий в концерне дирекцию по строительству ПАТЭС, после погрузки реакторов строительство атомного судна фактически переходит в завершающую стадию. «Мы как заказчик видим, что в последние месяцы интенсивность работ на заказе возросла многократно, что вселяет в нас твердую уверенность: плавучий энергоблок будет готов в срок», - сообщил он.
Строительство ПЭБ, начатое в 2008 году и замороженное в середине 2011 года, возобновилось в декабре 2012 года, когда после долгих переговоров был подписан контракт между ООО «Балтийский завод - Судостроение» и заказчиком энергоблока, концерном «Росэнергоатом». По условиям контракта, Балтийский завод обязуется сдать ПЭБ, готовый к буксировке на место эксплуатации, 9 сентября 2016 года.
Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» - головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности, разработанный ОКБМ им. И.И. Африкантова. Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность более 70 МВт и включает две реакторные установки КЛТ-40С. Предполагаемое место базирования первой ПАТЭС - чукотский город Певек. Станция предназначена для тепло- и электроснабжения, а также для опреснения морской воды.
Водо-водяной атомный реактор КЛТ-40С мощностью около 40 МВт и тепловой мощностью 150 Гкал в час рассчитан на 36-летнюю эксплуатацию с двумя перегрузками активных зон через каждые 12 лет.
Балтийский завод специализируется на строительстве надводных кораблей 1 ранга, судов ледового класса (ледоколов, многофункциональных судов-снабженцев, судов технического обеспечения работ на шельфе) с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков, плавучих опреснительных комплексов. Портфель заказов ООО «Балтийский завод - Судостроение» сейчас составляет около 60 млрд руб. Крупнейшие из них: атомный ледокол 60 МВт, дизель-электрический ледокол 25 МВт, плавучий энергоблок первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции. Оборот предприятия за 2012 год составил около 9 млрд руб., чистая прибыль - 50 млн руб.
ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» - крупнейшая судостроительная компания России. Создана в соответствии с указом президента РФ в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 60 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 80% отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок - основной для госкорпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.