Микрофинансовые организации (МФО) и кредитные кооперативы начали предоставлять короткие займы на приобретение электронных авиа- и железнодорожных билетов. В их числе - МФО «Деньги до зарплаты», а также кредитные кооперативы «Сберкасса 24» и «Союз».
Соответствующую услугу также планирует ввести микрофинансовая компания «Удобно деньги». Об этом «Известиям» рассказали в Центре универсальных клиентских технологий, который обеспечивает техническую поддержку проекта.
После заключения договора с Центром универсальных клиентских технологий, участники проекта получат доступ к системе, через которую будет проходить онлайн-оформление билетов.
Выписку документа осуществит сам кредитный кооператив или МФО в момент выдачи займа гражданам. Сумма может составлять до 60% от стоимости билета, а ставка по займу - около 1-2% в день.
Как пояснила «Известиям» замначальника отдела развития дополнительных услуг МФО «Деньги до зарплаты» Юлия Целоусова, компания предоставляет займы на покупку билетов в размере 0,5-10 тыс. рублей. Ссуда выдается на 7-14 дней с фиксированной переплатой.
Например, по займу в размере 10 тыс. рублей, предоставленному на неделю, переплата составит 1,4 тыс. рублей, на 14 дней - 2,8 тыс. рублей (то есть 2% в день). Как указала директор КПК «Союз» Елена Стратьева, займы на приобретение электронных билетов в кооперативе можно оформить за любой срок до поездки. Максимальная процентная ставка не превысит 28% годовых.
Предправления КПК «Сберкасса 24» Марк Тернер пояснил «Известиям», что клиенты, которые берут займы на авиа- и железнодорожные билеты, - это, как правило, люди, которые всё планируют.
- У них всё по полочкам, соответственно, процент невозврата будет низким: 3-5% в месяц, указывает Тернер. - Билеты возвращаются по инициативе граждан. В этом случае клиенты, безусловно, теряют часть его стоимости (потеря составит 50-100% стоимости билета, согласно правилам РЖД, в зависимости от времени возврата. - «Известия»). Однако заем должен быть выплачен полностью в любом случае.
Особенно актуальной услуга будет в небольших населенных пунктах, где не всегда есть поблизости билетные кассы РЖД или авиаперевозчиков, рассчитывает гендиректор Центра универсальных клиентских технологий Мария Волконская.
Она указывает, что среди клиентов продукт востребован - граждане получают возможность приобрести билет заранее, даже если на тот момент нет свободных денежных средств.
Банки не предлагают кредитов на авиа- и железнодорожные билеты. В них можно получить заем на турпутевку или оформить кредитную карту, а уже после оплатить билет с помощью «пластика».
Эксперты, опрошенные «Известиями», скептически оценили идею продажи авиа- и железнодорожных билетов через микрофинансовые организации и кредитные кооперативы.
По мнению замруководителя отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Антона Картуесова, такой формат кредитования будет востребован в основном традиционными заемщиками МФО. Это люди с невысоким уровнем дохода и проживающие на территориях, где сложно получить традиционные банковские услуги.
- Чуть более продвинутому клиенту из более крупного населенного пункта с постоянным доходом не так сложно получить обычную кредитную карту с грейс-периодом, что позволит купить билет без переплаты, - указывает старший аналитик Национального рейтингового агентства Вадим Тихонов. - Плюсы покупки билетов у микрофинансистов - доступность «здесь и сейчас» без подтверждения дохода. Минусы - очень высокая ставка и реальное удорожание билета по факту.
Замначальника отдела сопровождения лизинговых операций UFS Investment Company Максим Волков указывает: чтобы реализовать данную услугу в небольших населенных пунктах, и МФО, и кредитным кооперативам придется создавать разветвленную сеть своих представительств, агентов или терминалов. А это потребует дополнительных затрат.
- Судя по задумке, анализ заемщиков будет осуществляться по минимуму либо не будет осуществляться вовсе, поскольку при такого рода кредитовании важна скорость принятия решений, - говорит Волков. - В итоге основной проблемой станет высокий процент невозврата. В результате это может привести к массовой сдаче билетов обратно в кассы.