В Петербург, в Центр экстренной и радиационной медицины имени Никифорова, российских и белорусских журналистов пригласили, чтобы рассказать о сотрудничестве, которое связывает тех, кто работает здесь, с коллегами из белорусского Гомеля.
В Гомеле на основе нескольких научно-исследовательских и клинических институтов был создан Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека. Обосновался он в специально выстроенном комплексе и за короткое время стал головной организацией по оказанию специализированной медицинской помощи. В частности, тем, кто пострадал от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Впрочем, лечатся там и пациенты из числа спасателей МЧС. А еще те местные жители, кому требуется экстренное вмешательство медиков.
Так же и здесь, в Петербургском клиническом Никифоровском центре МЧС (как сокращенно называют его). Расположен он в отдаленном Приморском районе города. Капсула в основание первого здания комплекса была заложена в 2008 году, а уже в 2011-м он принял первых пациентов.
Разновысокие, оригинальной конструкции корпуса центра кажутся сказочным белокаменным городом. Занимая территорию в 7,5 га, стал этот своеобразный "мини-город в городе" за недолгое пока еще время с момента открытия весьма значимым для всего пятимиллионного мегаполиса.
У входа нас встретил главный хирург центра профессор Александр Кочетков. Облачаемся в белые халаты, на ноги надеваем бахилы и следуем строго за ним, чтобы, во-первых, ничего не пропустить из того, что рассказывает и показывает, во-вторых, дабы ненароком не помешать медикам в их непростой работе.
А работа тут, как нетрудно догадаться, идет круглосуточная. Предназначенный для лечения спасателей и пострадавших во время катастроф, в серьезных ДТП Центр им. Никифорова работает с недавних пор также и по системе общего медицинского страхования.
За минувший 2013 год, например, здесь прошли обследование и курс лечения 600 пациентов из числа, скажем так, рядовых горожан. С прошлой весны принимают сюда также пациентов с так называемой скелетной травмой. Восемьсот таких больных прошли здесь лечение за минувшее время. Все преимущественно жители того же стремительно растущего Приморского района, где, замечу к слову, со стационарами серьезная проблема.
"Вопрос о приеме в наш центр "непрофильных" больных никогда для нас не стоял, - комментирует профессор Кочетков. - Надо помогать городу!"
600 питерцев прошли обследование и лечение в Никифоровском Центре в 2013 году. А с прошлой весны принимают сюда и пациентов с так называемой скелетной травмой. Восемьсот таких больных прошли здесь лечение за минувшее время
Рассчитана эта новая клиника Центра, раскинувшаяся на площади в 10 тыс. кв. метров, в общей сложности на 450 коек. В другой клинике центра, назовем ее старой (но только по сроку службы - не один десяток лет), что на улице Лебедева, рядом с Военно-медицинской академией, стационар на 100 мест. Что называется, почувствуйте разницу!
Интересуюсь у Александра Владимировича, как сказывается отдаленность комплекса от центра города. Ведь пока-то доставишь сюда, скажем, пострадавшего в другом конце мегаполиса. Выясняется, "дорожный фактор" был учтен при возведении центра: здесь оборудованы две вертолетные площадки, позволяющие оперативно транспортировать пациентов из любого конца города на Неве, да и не только его, своя санитарная авиация и собственная подстанция Скорой помощи.
Девять основных корпусов, собственная поликлиника с полным автономным штатом специалистов, отделение трансфизиологии, диагностический блок и блок клинической реабилитации; отделение ядерной и радиологической медицины; барокамеры; свой парк машин неотложной помощи... Всего и не перечислишь из того, что вмещает центр на Оптиков, 54.
Лично меня впечатлило отделение восстановительного лечения и клинической реабилитации. Оно занимает отдельный трехэтажный блок с собственными бассейнами, являющимися частью комплексного водолечения, и тренажерными залами. Последних несколько как для групповых занятий, так и совсем небольшие, для индивидуальных сеансов лечебной терапии с инструктором.
Среди тренажеров обращают на себя внимание редкие пока еще в отечественной медицине аппараты с использованием робототехники.
- Я лично курировала строительство и оборудование кабинетов, - рассказала "СОЮЗу" Наталья Красильникова, возглавляющая отделение. - С 2006 года, когда наш блок был еще только в проекте, участвовала в обсуждениях вместе с дизайнерами, проектировщиками, строителями, вносила необходимые коррективы. В таких делах мелочей не бывает...
Не могла не спросить у нее о центре в Гомеле. Наталья Алексеевна общается с белорусскими коллегами регулярно. Те активно интересуются опытом работы петербуржцев. Регулярно присылают сюда на стажировку своих специалистов.
Два этих клинических центра - гомельский и петербургский - не первый год участвуют в совместной программе "Преодоление последствий радиационных аварий", действующей в рамках союзного Договора Россия - Беларусь. Параллельно разрабатывают еще два совместных проекта, связанных с энергобезопасностью и энергосбережением. Предполагается, что утверждены те будут уже в нынешнем году.
- С белорусами хорошо иметь дело, они обязательны, профессиональны, - дополняет Красильникову профессор Кочетков. - Наш и их центры имеют схожие направления работы, нам всегда есть что обсудить. Гомельчане приезжают к нам за методической помощью, для повышения квалификации, мы ездим к ним для участия в совместных исследованиях и чтобы поучиться некоторым важным нюансам в сфере оказания неотложной помощи.
Что мне особенно нравится у белорусов, там разработана программа, касающаяся охраны здоровья жителей республики. Все ее требования соблюдаются неукоснительно. Нашему городу, в целом стране, я убежден, обязательно нужна такая программа!
Уже прощаясь, Александр Владимирович признался, что очень скучает по Беларуси. Главный хирург родом с Могилевщины, где родился и вырос, отслужил срочную. Потом уехал учиться на берега Невы.
- И наш директор Сергей Алексанин тоже родом из Беларуси! - улыбнулся профессор. - Я познакомился с ним в 2011 году, когда пришел сюда работать. Разговорились, выяснилось, почти соседями были когда-то. Такие вот сближения, как сказал бы поэт.
Прекрасные и многообещающие сближения, добавлю от себя.