Минюст РФ не рассматривает решение Европейского суда по правам человека по делу ЮКОСа как пример справедливого и беспристрастного подхода к оценке юридических и фактических обстоятельств дела и считает, что суд фактически поставил под сомнение право государства определять наказание за нарушение действующих в нем правовых норм. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС в ведомстве.
В четверг Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил бывшим акционерам компании ЮКОС 1,86 млрд евро в качестве компенсации по их жалобе против России, рассмотренной еще в 2011 году. Истцы изначально требовали $98 млрд (81 млрд евро), но как говорится в решении, компания заявитель снизила свои требования до 37,98 млрд евро.
Позиция Минюста
Минюст РФ "не рассматривает данный судебный акт как пример справедливого и беспристрастного подхода к оценке юридических и фактических обстоятельств дела". В ведомстве отметили, что начисление и взыскание в государственную казну штрафов за совершение ОАО "НК "ЮКОС" налоговых правонарушений было произведено в рамках федерального законодательства". Правомерность действий уполномоченных органов власти была подтверждена в том числе Конституционным Судом РФ.
"Недоумение вызывает присвоение Европейским Судом права определять обоснованность установленного на национальном уровне размера санкций, которые могут применяться к должнику в случае его отказа от добровольного исполнения вступившего в силу судебного решения", - заявили в Минюсте, добавив, что фактически ЕСПЧ поставил под сомнение право национального законодателя самостоятельно определять вид и размер наказания за нарушение действующих в государстве правовых норм.
В ведомстве назвали "необъяснимым с правовой точки зрения" и "неизвестным ранее в судебной практике" введение в дело на стадии вынесения решения новых участников процесса, в пользу которых предлагается осуществить выплаты компенсаций. Таковыми, по мнению ЕСПЧ, являются акционеры ЮКОСа.
"Между тем в ходе судебного разбирательства в ЕСПЧ никто из акционеров не являлся участником процесса, не обращался к составу суда с просьбой о допуске к участию в нем, не заявлял материальных претензий и не уполномочивал представителя компании-заявителя на защиту своих интересов в соответствующем судебном споре", - говорится в заявлении Минюста РФ.