Саудовская Аравия может сократить добычу нефти, если власти России откажутся от дальнейшей поддержки Башара Асада, пишет газета New York Times со ссылкой на неназванных саудовских и американских чиновников. Американцы боятся сближения королевства с Россией, и провокация, которой является эта статья, может быть направлена на дестабилизацию отношений РФ с саудитами, считают эксперты.
Саудовская Аравия готова снизить добычу нефти, что приведет к росту мировых цен на нее, если Россия откажется от поддержки правительства Сирии во главе с президентом Башаром Асадом, сообщила New York Times со ссылкой на неназванных американских и саудовских чиновников.
«Есть шанс обсудить выход господина Асада»
О том, что у них есть рычаги давления на РФ, саудовские чиновники сообщили своим американским коллегам несколько месяцев назад, сообщает американское издание. «Саудовцы намерены использовать свое господствующее положение на нефтяном рынке, пока Россия пытается оправиться от последствий падения цен на черное золото», - отметили авторы NYT. Их слова подтвердил саудовский дипломат: «Если цена на нефть может принести мир в Сирии, Саудовская Аравия не может отказаться от попыток достичь соглашения по этому вопросу», - сказал он американской газете.
Россия и Саудовская Аравия якобы уже провели многочисленные дискуссии на эту тему. Факт «постоянного диалога между странами за последние несколько месяцев» подтвердил NYT и представитель администрации президента США Барака Обамы. По его словам, одна из таких встреч состоялась в ноябре, когда Москву посетила саудовская делегация - ключевой темой обсуждения была именно Сирия. При этом руководство Саудовской Аравии не уточнило, каким образом представители их страны в ходе обсуждений связали вопрос добычи нефти с решением сирийской проблемы, отметила NYT.
Однако пока что старания саудовцев не увенчались успехом и «значительного прогресса» в переговорах с Россией не произошло, подчеркивают американские и саудовские чиновники, сообщившие информацию NYT. Саудовская Аравия как один из крупнейших нефтедобытчиков, входящих в ОПЕК, не раз подчеркивала, что в нефтяной политике руководствуется только показателями глобального спроса и предложения и не позволяет влиять на нее геополитическим вопросам. Однако саудовцы допускают «дополнительные дипломатические выгоды от текущей стратегии страны, тем более когда есть шанс обсудить выход господина Асада», подчеркнула NYT.
В то же время Владимир Путин постоянно демонстрирует, что он скорее предпочтет столкнуться с экономическими проблемами, нежели согласится изменить свою политику под давлением извне. «Подтверждение тому - санкции Евросоюза и США, которые так и не заставили Путина прекратить «вмешательство на Украине». Столь же непреклонен российский президент и в поддержке Асада, заметили авторы статьи.
«Сможет прожить без особой боли»
Нефтяные котировки с лета прошлого года снизились более чем в два раза - со 110 до 50 долларов за баррель. Аналитики связывают резкое снижение стоимости черного золота с переизбытком сырья на рынке. Решение стран ОПЕК от 27 ноября сохранить квоту на добычу нефти на уровне 30 млн баррелей в день усилило обвал цен, стоимость барреля Brent в новом году уже опускалась к 45 долларам.
Саудовская Аравия также ощутила на себе результаты падения цен на нефть, но огромные запасы «обеспечили стране более прочную подушку, чем у остальных государств», отметила NYT. Стране нужна цена на нефть в более чем 100 долларов за баррель, чтобы покрыть расходы федерального бюджета на дорогостоящие инфраструктурные проекты, отметил источник. Однако «монархия имеет около 733 млрд долларов в качестве накоплений, инвестированных в активы с низким уровнем риска за границей, что позволит ей в течение нескольких лет прожить без особой боли. Россия и Иран не могут похвастаться такой роскошью», - заключила NYT.
Однако в конце января - начале февраля цены на нефть стали демонстрировать рост. Так, по данным на вечер вторника, 3 февраля, цена барреля нефти Brent в Лондоне достигла 58 долларов, баррель WTI торговался по цене 53 доллара. Аналитики связывают рост стоимости черного золота с предстоящими сокращениями расходов энергетических компаний.
В понедельник Fitch сообщило, что низкие цены на нефть вряд ли напрямую затронут рейтинги российских нефтегазовых компаний, поскольку их фундаментальные показатели останутся прочными для текущих рейтинговых уровней из-за их финансовой гибкости.
Интриги США
Тем временем на сообщение американской газеты уже поступила реакция российской стороны. Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков опроверг информацию NYT, обвинив издание в распространении ложной информации. «Переговоров «о сокращении добычи нефти саудовцами в обмен на отказ Москвы от поддержки Асада» не было. Утка», - написал Пушков в своем микроблоге в Twitter.
Политолог, президент Института религии и политики Александр Игнатенко считает, что самый главный вопрос, который возникает после прочтения заметки в New Yоrk Times, следующий: почему американская пресса заговорила об этом именно сейчас?
«Это провокация, которая имеет целью дестабилизировать те отношения, которые могут сложиться после смены короля Саудовской Аравии между РФ и королевством, - делает вывод Игнатенко в беседе с газетой ВЗГЛЯД. - В последнее время в Саудовской Аравии с очень большим недоверием рассматривают США. Это недоверие проистекает из того, что американцы демонстративно и широкомасштабно улучшают отношения с Ираном - региональным конкурентом всех аравийских монархий. В этих условиях Саудовская Аравия стремится улучшить отношения с теми партнерами, которые у нее есть, и ищет новых партнеров».
Россия, отмечает Игнатенко, в свете последних событий оказывается желательным для саудитов партнером, что в свою очередь нежелательно для США. «И Соединенные Штаты в ответ делают то, что делают - вбрасывают идею о том, что снижение мировых цен на нефть является результатом каких-то козней Саудовской Аравии. А теперь еще говорят и о том, что королевство плетет интриги с сирийским вопросом».
Такая медийная кампания обусловлена страхом американцев перед сближением саудитов с Россией, резюмирует Игнатенко. «Саудовская Аравия сейчас может дрейфовать от Соединенных Штатов в сторону России. И те действия, которые мы наблюдаем, например вброс в медиасферу этой статьи, преследуют цель создать некую турбулентность в международном пространстве, чтобы нежелательного США движения не произошло».
Нефтяная провокация
Замдиректора Института востоковедения РАН Владимир Исаев отметил, что даже если бы сообщение NYT было правдой, подобные переговоры для России не имеют смысла: «Если взвешивать все про и контра, плюс здесь только один - краткосрочное повышение цен на нефть», - заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Краткосрочным оно будет потому, что «даже если Саудовская Аравия пойдет на серьезное сокращение добычи нефти, этот недостаток быстро восполнится той же сланцевой нефтью, взять хотя бы скважины в США, которые крайне легко расконсервировать», пояснил политолог.
С падением сирийского режима у нас не останется рычагов влияния на Ближнем Востоке и, кроме того, начнется расцвет «Исламского государства», добавил собеседник.
Также эксперт напомнил, что уже несколько лет в районе Средиземного моря на постоянной основе находится американский военный флот. Мы тоже приняли решение разместить там группировку наших военных кораблей, чтобы противостоять угрозе. «Но флот не может круглосуточно находиться в открытом море без заправки, продовольствия. Нужно, чтобы люди, наконец, могли увидеть берег. Однако ни одна из стран, имеющих выход к Средиземному морю, не разрешает нам швартоваться у ее берегов без специального разрешения», - отметил собеседник. Он пояснил, что здесь для нашей страны возможность только одна - сирийский порт города Тартуса, и с Дамаском установлено соглашение.
«Нет интереса в событиях, излагаемых NYT, и для Саудовской Аравии, - заявил эксперт. - И здесь не только «Исламское государство», которое на территории Сирии приобретет второе дыхание и расширит свои границы фактически до Саудовской Аравии - придется дополнительно тратить деньги на вооружение».
Также неизвестно, как отреагируют жители восточной провинции, населенной шиитами, которые и так чувствуют себя угнетенными. Поэтому вряд ли саудовцы будут подвергать угрозам свою внутреннюю стабильность, добавил собеседник.
Бюджет Саудовской Аравии рассчитан на цену нефти в 80 долларов за баррель, напомнил эксперт. Да, если резко падает добыча нефти, будет крайне резкое повышение цены, напомнил политолог. «Но это продлится максимум год, затем расконсервируется сланцевая добыча, станет рентабельной добыча на платформах в Северном море, излишек будет восполнен. История Саудовскую Аравию уже научила, она не в первый раз выступает в качестве замыкающего поставщика на рынке нефти, - отметил Исаев. - Если раньше страна имела чуть ли не 20% мирового экспорта, сейчас она поставляет около 10%, снижать свою долю дальше король Саудовской Аравии не станет».
Поэтому эксперт уверен, что статья NYT - провокация, цель которой - повысить панику. «Что ни пишется вокруг нефти, пишется с целью либо понизить, либо повысить цены на топливо. Малейшее изменение в одной из любой из нефтедобывающих стран, нервозность игроков на рынке тут же отражаются на цене. Спекулятивная составляющая вокруг этой стоимости, по оценкам специалистов, от 25 до 30 процентов», - отметил политолог. Он указал, что статья NYT вышла, когда цены на топливо пошли вверх. «Завтра она будет опровергнута, и цены могут пойти вниз», - сказал собеседник. Эксперт напомнил, что танкер с нефтью из Саудовской Аравии до, например, Роттердама идет в районе двух недель, огибая Африку. «А за то время нефть может перепродаться 20 раз в зависимости от конъюнктуры. Фьючерсы есть фьючерсы», - резюмировал эксперт. Он напомнил, что, когда умер король Абдалла, фьючерсы тут же пошли наверх, потому что никто не знал, какой нефтяная политика страны будет дальше. А после того, как новый король Салман заявил, что не будет уступать свою цену на рынке, фьючерсы тут же начали снижаться.