Решение литовских властей на три месяца приостановить трансляцию российского телеканала "РТР-планета" вновь продемонстрировало, какой "обком" управляет Вильнюсом. Канал закрывают с хрестоматийным объяснением - за разжигание ненависти между странами и подстрекательство к войне.
О каких странах идет речь и кого российское телевидение подстрекало к войне, из объяснений регулятора осталось не ясным. Впрочем, литовский национальный комитет по телевидению сообщил, что в вызвавшей со стороны чиновников репрессии программе, цитирую: "формировалось мнение об украинцах, как о врагах, игнорировалась и принижалась территориальная целостность Украины". Ни тот факт, что передача носила полемический характер и предполагала существование различных мнений, ни отсутствие в отснятом материале каких-либо оскорбительных для литовской государственности пассажей, в Вильнюсе принимать во внимание отказались. Как и наличие письма, подписанного солидными международными журналистскими структурами, где чиновников призывают прекратить любые ограничительные действия в отношении российских телеканалов на территории Литвы.
Напротив, премьер Литвы в связи с запретом российского вещания, с удовлетворением заметил, что подчиненные ему ведомства поступили очень ответственно, лишив жителей страны альтернативной точки зрения. А все потому, что глава правительства считает, что его соотечественники получали из-за рубежа "очень много лживой информации". Так что теперь литовцы могут рассчитывать на "правду" только из тех телеканалов, которые разделяют правительственные взгляды на внешнюю политику.
Сколько бы специальный представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, отвечающая за свободу СМИ, Дунья Миятович не призывала дать "каждому человеку право получать информацию из максимально возможного количества источников", сколько бы не объясняла, что "отключение каналов не способствует достижению этой цели", у литовских чиновников собственные представления, какие передачи нарушают закон об информировании общества, а какие нет.
Например, выступление отставного американского генерала Роберта Скейлза на телеканале "Фокс Ньюс", судя по отсутствовавшей реакции со стороны Вильнюса, никоим образом никого не подстрекало к войне, и не разжигало ненависти. Хотя генерал публично призывал зрителей убивать на Донбассе как можно больше русских. Или другое, знаковое выступление на украинском канале близкого к нынешней киевской власти политолога Юрия Романенко. Тот обратился к украинским спецслужбам с предложением специально отстреливать, работающих на Донбассе российских журналистов, чтобы уменьшить количество и качество информации, поступающей из региона. Когда российские СМИ информируют о подобных неприглядных фактах литовскую аудиторию, местные чиновники сразу же видят в их действиях нарушение объективности и "призывы к войне".
Уполномоченный МИД РФ по правам человека, демократии и верховенству права Константин Долгов неоднократно называл поведение литовских властей "жесточайшей цензурой СМИ, которые выдают в эфир материалы, не совпадающие с позицией Вильнюса". Но поскольку в Литве вопреки реальным делам провозглашают "свободу слова" в качестве одной из главных европейских ценностей, то предлогом для закрытия российских телеканалов становятся дежурные объяснения в "разжигании ненависти".
Но когда европейские, в том числе литовские телеканалы, показали опубликованные французским сатирическим еженедельником карикатуры на пророка Мухаммеда, разве тем самым они не разжигали межрелигиозную ненависть, которая приводила к массовым вспышкам насилия на Ближнем востоке? Западные СМИ объясняли свои действия свободой слова и правом каждого на выражение собственного мнения. И никому в национальном комитете по телевидению Литвы не пришло в голову наказать показавших карикатуры европейских вещателей, отлучив их от эфира.
На днях пресс-секретарь чешского президента, комментируя критику чешских чиновников в адрес Милоша Земана, решившего поехать на 9 мая в Москву, сказала, что "в сложившейся ситуации стало ясно, для кого из чешских политиков высшим государственным лицом страны является ее президент, а для кого - посол США". Думаю, что нечто подобное имеют полное право сказать жители Литвы, за которых местные ведомства и их вашингтонские "суфлеры" решили, какую информацию о событиях на Украине имеют право знать телезрители, а какая противоречит американской и литовской пропаганде, а потому должна быть запрещена. Так что ответ на вопрос, для кого из членов литовского национального комитета по телевидению высшей ценностью является "свобода слова", а для кого - мнение Госдепартамента США, выглядит очевидным.