Престидижитаторы - это фокусники самой высшей квалификации. Они не используют отвлекающие внимание зрителей цилиндры и колпаки, а полагаются только на ловкость собственных рук. Вот такие фокусники сегодня придумывают заголовки для всего на свете. Главное, чтобы прочитали. И чем больше, тем лучше.
Впервые написать о силе заголовков я захотел еще в апреле 2008 года. О пагубной силе. О разрушительной силе. О силе, способной управлять толпой. За два дня до очередного дня рождения Аллы Пугачевой в интернете появился заголовок: «Умерла Пугачева! Звезда скончалась на руках у дочери от легочной недостаточности». Как вам? Впечатляет? Правда ведь, вам захотелось «кликнуть» по заголовку и узнать сенсационные подробности? Или нет? Я «кликнул». И узнал, что на 73-м году жизни умерла киноактриса Валентина Пугачева. Знаменитой ее сделал фильм «Весна на Заречной улице», в котором она сыграла Зиночку, незадачливую и неудачливую соперницу учительницы, к которой переметнулся герой Николая Рыбникова.
И ведь в заголовке все правда. И умерла Пугачева. И на руках дочери. И от легочной недостаточности. И даже звездой была когда-то. Все правда, а заголовок подлый и мерзкий. Ну, тогда не написал, напишу сейчас. Поводов меньше не стало. Заголовки и сегодня бывают подлые, мерзкие, часто глупые. Или точнее оглупляющие нас.
Вот сегодняшний заголовок: «Ксения Собчак неожиданно прилетела в Киев». Для кого неожиданно? Для нас всех? То есть, у нас на руках расписание каждого дня Ксюши и вдруг... Она его ломает и летит в Киев? Мы в недоумении. Или неожиданно для самой себя она туда рванула? На руках был билет до Магадана, а очутилась в Киеве?
А еще этот заголовок напомнил мне блестящую шутку возрожденного КВН конца 80-х годов прошлого века: «Новость последнего часа. Неожиданная встреча в Кремле. Сегодня в Кремле министр иностранных дел СССР Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе неожиданно встретил председателя Совета министров СССР Николая Ивановича Рыжкова». Но ведь это была шутка. А сегодня подобные новости звучат ежедневно и на полном серьезе. То ли нас всех считают полными идиотами, то ли полные идиоты такие новости производят. Что лучше? По-моему, и то и другое печально.
Ну и чтобы два раза не вставать, еще о Ксении Собчак. Смотрел телепрограммы разных каналов и увидел такое название - «Битва ресторанов с Ксенией Собчак». Так и представил себе, что рестораторы отбросили разногласия и объединились, чтобы поколотить гадкую Ксюшу. Ну а что? Если битва, значит кого-то должны побить!
Также из заголовка с изумлением узнал, что «Без преувеличения всех россиян интересует, как сидит Алексей Улюкаев». Полно, сидит себе и сидит. Нам от этого ни тепло, ни холодно. Почему, скажите на милость, это должно нас интересовать? Причем всех до единого. Мне кажется, что многие уже и не помнят, что был у нас такой министр экономического развития. Здесь интересно может быть только то, что экономического развития у страны нет, а вот министр экономического развития есть.
Перехожу к местной повестке, но плавно. Наше местное отделение телеканала «Россия 1» во время новостей повадилось рекламировать программу нашего земляка Андрея Малахова «Прямой эфир». Причем рекламирует ее лично автор. Его и процитирую: «Певец и композитор Крис Кельми умер в первый день Нового года. Почему его похоронили только через восемь дней? Почему церемония прощания прошла в обстановке строгой секретности?» Ну и далее по тексту - смотрите сегодня в программе «Прямой эфир» и так далее. А так хочется после малаховских слов добавить: «Почему все прошло так - это не наше собачье дело! Это личное дело семьи усопшего, и мы не должны лезть туда малаховскими грязными руками». Или в чужом грязном белье нужно копаться как раз грязными руками?
Ну а теперь совсем уж местное. «Жители области против инициативы губернатора Марины Ковтун продавать лекарства в аптеках». Вы бы, ребята, уточнили, сколько жителей области против. Двое, трое, десять? Да если даже сто, то что это для более чем семисоттысячного населения области? Но ведь если такое уточнение сделать, то тогда новость не будет стоить даже выеденного яйца. Но такие заголовки для кого-то хлеб. Причем иногда с маслом и даже икрой. Вот они и мелькают чуть ли не каждый день: «Жители области против», «Мурманчане возмущены». Все как один? Ничего подобного. Как правило, все эти бури протеста напоминают бурю в стакане воды. Напишет десяток человек по десятку постов, глядишь, сотня и наберется. А значит и повод написать, что «мурманчане возмущены».
Мне кажется, что нас таким образом оболванивают, вырабатывают условные рефлексы на определенные слова. Умы лингвистики заявляют, что Пушкин имел словарный запас в 21 тысячу слов, в словаре Шекспира их более 15 тысяч. До людоедки Эллочки с ее словарным запасом в 30 слов нам, конечно, пока далеко, но вот к ее подруге Фиме Собак с её двумя сотнями слов мы стремительно приближаемся. И то только потому, что большинству из нас, как и Фиме, знакомо такое «богатое» слово, как гомосексуализм. Будем ждать «Войну и мир» и «Преступление и наказание» в комиксах. Может быть тогда одолеем?
Фотография Татьяны Кудряшовой