Колонки, которые сайт публикует в пятницу, в большинстве случаев я пишу накануне, то есть по четвергам. Так получается и на этот раз. Пишу в четверг, на часах 21:45. Сегодня в России в четырнадцатый раз отмечается День работника культуры.
Это и позволило нам сегодня обсудить в программе «Послевкусие» на «Большом радио» вопрос: могут ли деятели культуры высказывать свою точку зрения по любому вопросу, том числе и по политическому, если эта точка зрения идет вразрез с официальной.
Надо сказать, что обсуждение получилось весьма интересным, правда нас - и ведущих программы, и радиослушателей - постоянно уводило в разные стороны, хотя, так или иначе, речь шла о культуре. А еще в программе были отличные эксперты - директор Мурманской областной филармонии, замечательная Виктория Чачина, философ Владимир Рыбкин и главный режиссер Арктического театра Евгений Гоман.
Дискуссия блуждала от вопроса «С кем вы, мастера культуры?» до «Кто вы, мастера культуры?». Ведь действительно, к деятелям культуры относятся сотрудники музеев и библиотек, деятели театров и концертных организаций, специалисты домов культуры, городских и деревенских клубов, коллективы художественной самодеятельности. Да что уж тут говорить, даже мы, журналисты, можем отнести себя к работникам культуры. По крайней мере, я лично знаю журналистов, удостоенных звания «Заслуженный работник культуры».
Всё это, конечно, дискуссионно, ведь если разобраться по гамбургскому счету, то ведущих различных ток-шоу на федеральных телевизионных каналах я лично к работникам культуры не могу отнести даже с натяжкой. Да и не только я, судя по звонкам в студию «Большого радио».
Мы не спрашивали наших уважаемых экспертов, кто для них является эталоном культурного человека, но такой вопрос витал в воздухе, и Виктория Владиславовна Чачина сказала, что для нее эталоном является Дмитрий Сергеевич Лихачев. Вот так! Если уж и задирать планку, то сразу на недосягаемую высоту!
Вот какие выводы я сделал для себя после часовой дискуссии. Да, мастер культуры имеет право высказывать свою точку зрения. Но! Если она идет вразрез с официально принятой, то тут же начинается хорошо организованная травля этого человека в СМИ и интернете. За примерами далеко ходить не надо - Андрей Макаревич, Лия Ахеджакова, Алексей Серебряков и многие-многие другие. Почему я считаю эту травлю организованной? Да хотя бы потому, что в первых рядах гневных клеймителей отступника неизменно оказываются Владимир Соловьев, Ольга Скабеева, Евгений Попов и иже с ними. Назвать этих людей работниками культуры я не могу при всем желании.
В качестве аргумента, что всем говорунам типа Серебрякова надо заткнуться, звучал такой, что они получают от государства огромные гонорары, а потом пытаются укусить руку, с которой кормятся. Однако, Владимир Романович Рыбкин возразил, что деньги они получают не государственные, а наши с вами, которые мы платим государству в виде налогов, а государство только выполняет функцию по их перераспределению.
Как ни печально констатировать, но в чем-то мы остались такими же, как и почти сто лет назад. Только тогда толпа, состоящая из нас с вами, кричала: «Расстрелять, как бешеных собак», а теперь кричит: «Не нравится - так пусть уматывают из России».
Я вот только хочу спросить: а вам все нравится у нас, в России? Ну, и цифра напоследок. Среди многочисленных федеральных программ, которые у нас так рекламируются уже много лет, есть и федеральная программа, которая называется «Культура». Так вот, расходы на нее составляют 0,44% годового бюджета России. Повторяю вопрос: а вам всё нравится у нас, в России?
Заглавная фотография Татьяны Кудряшовой