«Я совсем не осуждаю тех, у кого вилла в Майами или на Французской Ривьере, кто не может обойтись без фуа-гра, устриц или так называемых гендерных свобод. Но проблема абсолютно не в этом. А, повторю, в том, что многие из таких людей по своей сути ментально находятся именно там, а не здесь, с нашим народом, не с Россией».
В. В. Путин.
Намедни в эфире Большого радио первый заместитель председателя Мурманской областной думы Владимир Мищенко напомнил о плачевных последствиях пораженческих настроений российской интеллигенции во время Первой мировой войны, прозрачно намекнув на вечную рефлексию в сторону Запада образованной прослойки общества. И хотя мы с Андреем Привалихиным не претендуем на звание интеллигентов, этот термин нынче достаточно размытый, но кое-какое образование у нас имеется и наши взгляды скорее либеральные, чем нет. А значит и мы ненароком можем быть зачислены в «пятую колонну»?
Однако после выступления президента сомнения отпали - мы не попадаем в эту категорию только потому, что не имеем вилл на Майями или на французской Ривьере и даже не пробовали фуа-гра. А судя по тому, что товарищ Привалихин уже вышел на пенсию, а гражданка Ретунская намерена сделать это в следующем году, шансов поправить свое материальное положение, даже с учетом обещанного повышения пенсий, у нас нет.
Сколько бы мы ни обольщались, мы погоды не делаем. Посыл президента явственно был адресован бизнес-политическим элитам, причем достигшим определенного финансового благополучия и независимости. Правда, до недавнего времени иметь недвижимость за рубежом среди этой прослойки общества зазорным не считалось. Наоборот, это было символом успеха и деловой хватки. Мы сейчас не про декларации политиков и чиновников, а про общепринятую модель поведения.
Да, во время избирательных кампаний политтехнологи будоражили умы обывателей упоминанием вилл и резиденций кандидатов. Но выборы заканчивались, люди забывали рассказы о чужой красивой жизни и все оставалось на своих местах.
У нас одно время в Мурманском горсовете можно было в прямом смысле этого слова создавать фракцию из владельцев недвижимости на Кипре, при этом ее обладатели занимали должности в общественно-политических движениях и правящей партии и никого это не смущало. Потом с активами начались проблемы. Кто-то что-то забыл указать в декларации или оформил на жену, тут же прокурорская проверка и общественное порицание. Однако, законопослушных не трогали. Ну купил человек и купил, значит заработал.
Когда началась военная спецоперация, стало ясно, что заграничное жилье у российских граждан (невзирая на политические взгляды) могут национализировать. А теперь еще появился риск быть зачисленным в «пятую колонну» у себя на Родине. Правда не совсем понятно - если вилла твоя там, а ментально ты с русским народом и Россией, тебя к предателям причислят или нет?
Вот Владимир Владимирович сказал, что совершенно не осуждает тех, кто не представляет своей жизни без фуа-гра и устриц. А мы, грешным делом, еще каких-то десять лет назад осуждали. Проходу не давали Евгению Никоре, который на презентации местного ресторана объявил себя большим ценителем устриц. А потом на своей пресс-конференции закрепил успех признанием, что предпочитает передвигаться на иномарках...
Когда все успело измениться? Теперь Евгений Викторович хорошо разбирается в отечественных макаронах «Макфа», знает, сколько стоит борщевой набор и где можно подешевле купить сахар. Он точно ментально с нами! И если честно, с тех пор мы в массе своей расширили свое потребление: обзавелись автомобилями, попробовали устриц и прочувствовали преимущества зарубежного автопрома перед отечественным. Мало того, нас к этому подталкивала реклама, кредит и отсутствие тех самых скреп, над поиском которых бились государственные идеологи. А теперь выясняется, что все мы немножко Плохиши, позарившиеся на буржуйское печенье и банку варенья.
Заглавное фото Татьяны Кудряшовой